РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты разработки методических рекомендаций по формированию механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов, направленных на стимулирование процессов перехода предприятия промышленности на базовые технологии шестого технологического уклада, и предполагающие комплексное использование таких инструментов как: совершенствование монетарной политики; совершенствование фискальной политики; переход национальной экономики на МСФО; дифференциальную систему налогообложения предприятий; субсидирование процессов развития предприятиями национальной промышленности инновационной инфраструктуры; прямое бюджетное финансирование НИОКР; предоставление предприятиям национальной промышленности возможности ускоренной амортизации; страхование рисков НИОКР; содействие трансферу технологий шестого технологического уклада; приоритетное осуществление государственных закупок промышленной продукции; предоставление государственных субсидий и налоговых льгот; государственное регулирование национального промышленного производства посредством разработки и внедрения стандартов и стимулирование процессов сертификации производства; предоставление предприятиям национальной промышленности грантов на развитие производства на базе технологий шестого технологического уклада; увеличение доли частных компаний в национальной промышленности путем поэтапного разгосударствления собственности в промышленной сфере.

Ключевые слова:
методические рекомендации, формирование механизмов, эффективное развитие, экономика промышленности, Республика Беларусь, условия смены технологических укладов
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

На современном этапе завершения пятого и начала развития шестого технологического уклада (ТУ), происходящих в мировой экономике, отечественная экономика продолжает испытывать необходимость в разрешении ряда серьезных проблем стратегического характера.

Достигнутые успехи в национальной экономике в конце 1990-х – начале 2000-х годов, главными из которых следует считать устойчивый характер экономического роста и формирование основ масштабных структурных и институциональных изменений, позволили сформировать к 2008 г. комплекс стратегических задач по переходу белорусской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.

Однако мировой экономический кризис 2008–2009 гг. продемонстрировал, что отечественная экономика в отличие, например, от таких масштабных экономик, как экономика Китая, не имеет, как и подавляющее большинство стран мира, достаточного запаса прочности для преодоления подобных кризисных явлений с минимальными издержками.

Стратегические задачи развития национальной экономики в посткризисный период были направлены на достижение быстрого роста конкурентного потенциала национальной экономики за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях с ориентацией на мировые тенденции развития экономики, рассматриваемые в сочетании с внутренними проблемами развития белорусской экономики, включая: усиление глобальной конкуренции; приближение новой волны технологических изменений, усиливающих роль и значение инноваций в социально-экономическом развитии государств, поступательно вытесняющих многие традиционные факторы роста национальных экономик; усиление роли человеческого капитала как ключевого фактора экономического развития на фоне замедления роста значимости сырьевых и энергетических ресурсов; исчерпание возможностей эффективного развития национальной экономики за счет использования относительной дешевизны производственных факторов [1].

Решение перечисленных стратегических задач особенно актуально в преддверии ожидаемого мирового экономического кризиса начала 2020-х годов [2], обусловленного сменой пятого ТУ шестым, который ожидается гораздо более масштабным, чем мировой экономический кризис 2008–2009-х годов.

Фактически в условиях естественной смены ТУ на уровне национальной экономики традиционно приходится решать двуединую задачу.

С одной стороны, необходимо за счет раннего прогнозирования выявить будущий кризис на ранних стадиях, определить и реализовать технологии, локализующие негативное влияние кризиса смены ТУ на национальную экономику.

С другой стороны, необходимо за счет продуктивных маркетинговых исследований определить направления, пути и технологии преодоления национальной экономикой экономического спада, обусловленного закономерной сменой ТУ, и добиться обеспечения высоких темпов роста отечественной экономики в начале развития шестого ТУ, приближающихся к темпам роста лидеров мировой экономики.

Решение указанной двуединой задачи должно способствовать существенному росту конкурентоспособности национальной экономики.

Кроме того, решения указанных задач должен быть увязано с процессом синхронизации экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации [3].

Процесс формирования инновационного социально ориентированного типа экономического развития Республики Беларусь требует ответа на целый ряд вопросов.

Один из центральных из них – как решить проблемы формирования механизмов эффективного развития экономики промышленности на национальном уровне в условиях смены ТУ?

При разработке методических рекомендаций по формированию механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов были учтены известные научные наработки, получившие отражение в трудах Е.Н. Каблова [4], С.С. Кудрявцевой [5], Е.А. Федосова [6], С.Ю. Глазьева [7], О.В. Брижак [8], Л.И. Абалкина [9], А.А. Акаева, С.Ю. Румянцевой, А.И. Сарыгулова, В.Н. Соколова [10], В.В. Климовой [11], Тебекина А.В., Петрова В.С. [12], а также ранее выполненные авторские исследования [1, 3, 13-21].

Проведенные исследования показывают, что для формирования механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов и последующего их запуска необходимо решить вопрос финансово-инвестиционного обеспечения соответствующих процессов.

Учитывая, что любое реформирование экономики в любом государстве объективно вынужденно осуществляется в условиях ограничений финансово-инвестиционных ресурсов, представляется, что механизмы эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов должны носить комплексный, многоаспектный характер за счет реализации комплекса мероприятий, состав которых представлен на рис. 1.

Во-первых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов необходимо осуществить совершенствование монетарной политики, включая использование таких инструментов как:

– снижение нормативов обязательных резервов;

– снижение учетной ставки;

– покупка государственных ценных бумаг.

Совершенствование национальной монетарной политики позволит увеличить объемы финансирования национальной промышленности, и в конечном итоге повысить эффективность развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 2).

Во-вторых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов необходимо осуществить совершенствование фискальной политики, включая использование таких инструментов как:

– снижение налогов на производственные хозяйствующие субъекты;

– увеличение государственных расходов на промышленность.

Совершенствование фискальной политики государства также позволит увеличить объемы финансирования национальной промышленности, и в конечном итоге повысить эффективность развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 3).

В-третьих, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов необходимо осуществить переход национальной экономики на МСФО.

Переход национальной экономики на МСФО сделает ее более прозрачной для иностранных инвесторов, что в конечном итоге также приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 4).

В-четвертых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов необходимо обеспечить дифференциацию системы налогообложения предприятий в зависимости от базовых применяемых технологий.

Дифференциация системы налогообложения предприятий в зависимости от базовых применяемых технологий обеспечит увеличение доли промышленных предприятий, переходящих на высокие технологии, и в конечном итоге также приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 5).

В-пятых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить субсидирование процессов развития предприятиями национальной промышленности инновационной инфраструктуры, направленной на реализацию базовых технологий шестого технологического уклада.

Субсидирование процессов развития предприятиями национальной промышленности инновационной инфраструктуры позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 6).

В-шестых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить прямое бюджетное финансирование НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада.

Прямое бюджетное финансирование НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада, также позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 7).

В-седьмых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно предоставление предприятиям национальной промышленности, осуществляющим производство по технологиям шестого технологического уклада, возможности ускоренной амортизации.

Предоставление предприятиям национальной промышленности, осуществляющим производство по технологиям шестого технологического уклада, возможности использования режима ускоренной амортизации, также позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 8).

В-восьмых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно осуществлять страхование рисков НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада, в том числе с участием венчурных фондов.

Страхование рисков НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада, обеспечит рост надежности перехода отечественных предприятий на технологии шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 9).

В-девятых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить режим содействия трансферу технологий шестого технологического уклада между предприятиями национальной промышленности и в рамках Союзного государства России и Беларуси.

Содействие трансферу технологий шестого технологического уклада между предприятиями национальной промышленности и в рамках Союзного государства России и Беларуси позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 10).

В-десятых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить приоритетное осуществление государственных закупок промышленной продукции, созданной на технологиях шестого технологического уклада отечественными предприятиями.

Приоритетное осуществление государственных закупок промышленной продукции, созданной на технологиях шестого технологического уклада отечественными предприятиями, обеспечит рост их доли и в конечном итоге позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 11).

 

В-одиннадцатых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить предоставление государственных субсидий и налоговых льгот для предприятий национальной промышленности, осуществляющих закупки инновационных средств производства, созданных на технологиях шестого технологического уклада.

Предоставление государственных субсидий и налоговых льгот для предприятий национальной промышленности, осуществляющих закупки инновационных средств производства, созданных на технологиях шестого технологического уклада, позволит ускорить процессы реализации ими базовых технологий шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 12).

 

В-двенадцатых, при формировании механизма эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов целесообразно обеспечить государственное регулирование национального промышленного производства посредством разработки и внедрения стандартов и стимулирование процессов сертификации производства на базе технологий шестого технологического уклада.

Государственное регулирование национального промышленного производства посредством разработки и внедрения стандартов и стимулирование процессов сертификации производства на базе технологий шестого технологического уклада обеспечит рост надежности перехода отечественных предприятий на технологии шестого технологического уклада и в конечном итоге приведет к повышению эффективности развития экономики промышленности Республики Беларусь (рис. 13).

 

Таким образом, сформированный механизм эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов, направленный на стимулирование процессов перехода предприятия промышленности на базовые технологии шестого технологического уклада, предполагает комплексное использование таких инструментов как:

– совершенствование монетарной политики, включая использование таких инструментов как: снижение нормативов обязательных резервов, снижение учетной ставки, покупку государственных ценных бумаг;

– совершенствование фискальной политики, включая использование таких инструментов как: снижение налогов на производственные хозяйствующие субъекты, увеличение государственных расходов на промышленность; 

– переход национальной экономики на МСФО;

– дифференциальная система налогообложения предприятия в зависимости от базовых применяемых технологий;

– субсидирование процессов развития предприятиями национальной промышленности инновационной инфраструктуры, направленной на реализацию базовых технологий шестого технологического уклада;

прямое бюджетное финансирование НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада;

– предоставление предприятиями национальной промышленности, осуществляющим производство по технологиям шестого технологического уклада, возможности ускоренной амортизации,

– страхование рисков НИОКР, реализуемых предприятиями национальной промышленности по технологиям шестого технологического уклада;

– содействие трансферу технологий шестого технологического уклада между предприятиями национальной промышленности;

– приоритетное осуществление государственных закупок промышленной продукции, созданной на технологиях шестого технологического уклада отечественными предприятиями;

– предоставление государственных субсидий и налоговых льгот для предприятий национальной промышленности, осуществляющих закупки инновационных средств производства, созданных на технологиях шестого технологического уклада;

– государственное регулирование национального промышленного производства посредством разработки и внедрения стандартов и стимулирование процессов сертификации производства на базе технологий шестого технологического уклада;

– предоставление предприятиям национальной промышленности грантов на развитие производства на базе технологий шестого технологического уклада;

– увеличение доли частных компаний в национальной промышленности путем поэтапного разгосударствления собственности в промышленной сфере.

В целом, разработка методических рекомендаций по формированию механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены технологических укладов позволила перейти к разработке методических рекомендаций по формированию дорожной карты внедрения механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены пятого технологического уклада шестым.

Список литературы

1. Серяков Г.Н. Содержание, структура и тенденции развития пятого и шестого технологических укладов как объектов исследования. / Г.Н. Серяков // Вестн. Полоцк. гос. ун-та. Сер. D, Эконом. и юрид. науки. - 2018. - № 5. - С. 46-51.

2. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента / А.В. Тебекин // Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3.

3. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Теоретико-методические основы исследования технологических укладов экономики. - М.: Русайнс. - 2017. - 106 с.

4. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. - 2010. - № 4.

5. Кудрявцева С.С. Нанотехнологии как структурообразующий фактор шестого технологического уклада в модели открытых инноваций / С.С. Кудрявцева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 4.

6. Федосов Е.А. Инновационный путь развития как магистральная мировая тенденция // Вестник Российской академии наук. - 2006. - № 9. - С. 43.

7. Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития. - М., Наука, 1990.

8. Брижак О.В. Динамика технологических укладов и потенциал развития высокотехнологичного производства: взгляд со стороны корпорации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 24-35.

9. Абалкин Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 2006. - № 12.

10. Акаев А.А. Экономические циклы и экономический рост /. - СПб.: Изд-во политехн ун-та, 2011. - 456 с.

11. Климова В.В. Технологические уклады как основа формирования инновационной экономики (опыт Самарской области). - М. : МИРБИС, 2011.

12. Тебекин А.В. Изменение роли промышленных технологий при смене технологических укладов // Экономика и управление: вызовы инновационного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинский Многопрофильный Институт, 2016. - С. 75-76.

13. Серяков, Г.Н., Тебекин А.В. Технологический уклад как основа социально-экономического развития общества: инновационные аспекты исследования. // Транспортное дело России. - 2013. - № 6-2. - С. 22-24.

14. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Влияние динамики циклов экономической активности на перспективы развития национальной экономики // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 1 (53). - С. 34-38.

15. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Проблемы исследования направлений и средств развития нового технологического уклада экономических систем и потенциальные пути их решения // Журнал экономических исследований. - 2017. - Т. 3, № 8. - С. 18-30.

16. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Оценка характера дифференциации и преемственности этапов и фаз технологических укладов // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2018. - № 3. - С. 8-17.

17. Серяков, Г.Н., Тебекин А.В. Методологические основы исследования направлений и средств развития технологических укладов // Транспортное дело России. - 2018. - № 4. - С. 15-17.

18. Серяков Г.Н. Методические рекомендации по формированию дорожной карты внедрения механизмов эффективного развития экономики промышленности Республики Беларусь в условиях смены пятого технологического уклада шестым. // Вестник Полоцк. гос. ун-та. Сер. D, Эконом. и юрид. науки. - 2018. - № 14. - С. 2-14.

19. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Прогнозные оценки динамики ВВП с учетом циклических изменений экономической активности (на примере Республики Беларусь). // Транспортное дело России. №1, 2019.

20. Серяков, Г.Н., Тебекин А.В. Анализ признакового пространства выделения технологических укладов экономических систем и выявления направлений их развития. // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы III междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 407-411.

21. Серяков, Г.Н., Тебекин А.В. Анализ эволюции технологических укладов. // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ин-т мировой экономики и информатизации, 2015. - С. 206-212.

Войти или Создать
* Забыли пароль?