Россия
В статье рассмотрены условия, при которых возможно однонаправленное движение тележки с дебалансным инерционным движителем, представляющим собой вращающийся в горизонтальной плоскости рычаг − кривошип с грузом. Одним из способов является пуск тележки из заторможенного состояния с определенным углом трогания. Составлены уравнения движения, из которых следует, что тележка будет неограниченно удаляться от места пуска в бесконечно повторяющихся циклах асимметричных прямых и обратных ходов. Под действием сопротивления со стороны опорной поверхности движение тележки, начавшееся с произвольным углом трогания в режиме асимметричных ходов, постепенно трансформируется в режим симметричных, на некотором удалении от места пуска, с углом начала движения, не совпадающим с исходным. Обнаружен необычный динамический эффект углового дрейфа, когда корпус тележки совершает короткий поворот в сторону вращения рычага с дебалансом, при пересечении им продольной оси тележки. Если принудительно заставить тележку двигаться вперед, когда дебаланс совершает половину оборота справа от поперечной оси, а назад, когда половину оборота слева, направление углового дрейфа меняется, и корпус тележки начинает совершать повороты в сторону, противоположную направлению вращения.
движитель, дебаланс, рычаг – кривошип, угол трогания, прямой ход, обратный ход, удаление, динамический эффект, угловой дрейф
Известен подход, согласно которому замкнутую механическую систему можно привести в действие силами инерции, возникающими при перемещении ее внутренних элементов [1]. Устройства, генерирующие такие силы, получили название инерционных движителей. Простейшим движителем такого рода является дебалансный, представляющий собой вращающийся в горизонтальной плоскости рычаг – кривошип с грузом. Однонаправленное перемещение транспортного средства с таким движителем можно обеспечить, в том числе, пуском из заторможенного состояния при раскрученном до постоянной скорости вращения дебалансе. Растормаживание, например, колесной тележки в момент, когда угловая координата вращающегося рычага равна
Предполагалось, что установившийся режим симметричных ходов с трением стабилен и может продолжаться сколь угодно долго, на одном месте. Однако, практически, он реализуется с трудом, по крайней мере, при малом сопротивлении движению. Наблюдаются внезапные срывы тележки с места, ее «сносит» в ту или иную сторону до временного «успокоения» в новом положении. Причиной этого, видимо, является внезапная помеха, изменяющая значение
При вращении рычага, например против часовой стрелки, он пересекает линию продольной оси, разгружая поперечные колеса движущейся тележки, повышая чувствительность ее корпуса к внешнему воздействию. В момент пересечения оси становится заметно, как корпус совершает короткий поворот в сторону вращения. Накопление малых угловых поворотов воспринимается наблюдателем, как очень медленное вращение (угловой дрейф) в возвратно-поступательном движении тележки. Предположение о том, что повороты тележки обусловлены повышенным трением в подшипнике, радиальным биением, конструктивными факторами корпуса или колес, не подтвердилось, так как их перестановка никак не повлияла на направление вращения. Другая, наиболее вероятная, причина поворотов − действие переносной силы инерции на дебаланс в фазе разгона тележки, когда он проходит сектор между продольной и поперечной осью, также оказалась несостоятельной. Попытка уравновесить эту силу инерцией дополнительного груза (многократно превосходящего по массе дебаланс), установленного над осью колеса, расположенного с противоположной стороны сектора вращения, ни к чему не привела. Еще более необычный эффект наблюдается, когда тележку принудительно – подталкиванием – заставляют двигаться с углами трогания 0 и минус
В качестве основных выводов необходимо указать на следующее:
- транспортные средства с инерционным дебалансным приводом практического интереса не представляют, так как не могут двигаться с отличным от нуля средним ускорением и преодолевать сопротивление движению;
- эффект углового дрейфа тележки с дебалансным приводом заслуживает более внимательного изучения, как вероятное проявление ранее неизвестного силового фактора.
1. Толчин В.Н. Инерцоид. Силы инерции, как источник поступательного движения. - Пермь: Пермское книжное издательство,1977. - 100 с.
2. Лойцянский Л.Г. Курс теоретической механики: в двух томах. T. 2. Динамика.- М.: Наука, 1983. - 640 с.