Рассматривается новый «портфельный» тип поведения преподавателей учебных заведений. Отмечается, что если ранее персонал учебных заведений стремился, как правило, закрепиться в одном вузе на всю жизнь, то в сегодняшних условиях он параллельно реализует несколько различных стратегий одновременно. Преподаватели учебных заведений по-прежнему имеют основное место работы (где оплата осуществляется исходя из затраченного времени работы, а риски берет на себя работодатель), однако это место уже не рассматривается как «пожизненное». При этом риски для преподавателя, в основном риски непродления контракта, заметно возрастают.
реформирование системы образования; риски для персонала; «портфельная» стратегия поведения; нетократия.
В обществе знаний новым феноменом стало «портфельное» поведение представителей креативных профессий. В качестве типичного примера можно рассмотреть поведение преподавателей университетов. Процессы реформирования в сфере образования ведут к изменению стратегий поведения персонала учебных заведений на рынке труда. У персонала образовательных заведений возникает «портфельный» тип поведения, особенности которого в новых условиях заметно отличаются от существующих. Если ранее персонал учебных заведений стремился, как правило, закрепиться в одном вузе на всю жизнь и делил свои усилия между преподаванием и научной работой (и то не всегда), то в сегодняшних условиях он реализует несколько различных стратегий одновременно. Преподаватели учебных заведений по-прежнему имеют основное место работы (где оплата осуществляется исходя из затраченного времени работы, а риски берет на себя работодатель), однако это место уже не рассматривается как «пожизненное». Это место используется в основном в целях сохранения своего социального статуса и обеспечения социальной защищенности. Важным мотивом при этом выступает цель создания себе «имени» и связанное с этим процессом получение званий, степеней и т.д. При этом риски для преподавателя, в основном риски непродления контракта, заметно возрастают. Кроме того, заметно возрастают требования к адаптации: к новым коллективам, программам, иногда даже к странам и языкам.
Новым явлением стало то, что проблема профессионального роста преподавателя из проблемы учебного заведения превратилась в задачу вуза, сколько проблемой самого преподавателя. В условиях перехода к обществу знаний, где именно персонал является основным носителем знаний (новых средств производства), значительную часть затрат времени и усилий составляют «вложения в себя». Этот процесс вложений в индивидуальный человеческий капитал аналогичен вложению в основной капитал на классическом производстве. Оценка этой возможности становится важным мотивом в оценке персоналом учебных заведений рабочего места. Конкурентные позиции персонала учебных заведений на складывающемся рынке труда зависят от качества индивидуального человеческого капитала в большей степени, чем в других сферах бизнеса. Это ведет к изменению мотивации поведения на рынке труда. Персонал учебного заведения в новых условиях вынужден вкладываться в себя, при этом неся заметные финансовые потери. Это не только затраты на обучение, но и затраты времени, достаточно существенные. Необходимость самовложений в собственный индивидуальный человеческий капитал, которые не дают гарантированной отдачи, продуцирует новые заметные риски для персонала учебного заведения. Часто вложения в себя требуют и серьезной смены места жительства, окружения, как, например, в случае изменения языкового окружения.
1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб., 2004.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. - М.-СПб.-Киев, 2000.
3. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М., 1999.
4. Чан Ким, Моборн Рене. Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов. - М., 2005.
5. Чернов В. Finita la comedia // Город женщин. - 2006. - 6 июня.
6. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб., 2002.
7. Handy С. The Age of Paradox. Boston: Harvard Business School Press, 1994.
8. Knowledge-based Economy // OECD. - Paris, 1996.