В статье приведены результаты оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных организации Казанской пригородной зоны на рынке зерна, проведенной по методике, разработанной автором.
Конкурентоспособность предприятия, текущая конкурентоспособность, потенциальная конкурентоспособность, индекс конкурентоспособности, индекс рентабельности, индекс позиции организации на рынке.
Введение. В современных условиях хозяйствования оценка конкурентоспособности и определение направлений ее повышения является одной из основных задач сельскохозяйственных организации, так как именно от уровня конкурентоспособности зависит эффективность их хозяйственной деятельности.
В настоящее время в экономической литературе имеется множество работ, посвященных изучению теории конкурентоспособности и подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в основе которых лежат самые разнообразные показатели [1,3,4,10]. Наработанные экономической наукой знания в этой области исследований позволили нам предложить собственную методику конкурентоспособности аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции.
Условия, материалы и методы исследований. Оценку конкурентоспособности рассмотренных аграрных формирований на рынках сельскохозяйственной продукции предлагается провести по следующей методике - алгоритму:
1. Определение текущей конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.
2. Определение потенциальной конкурентоспособности сельскохозяйственной организации.
Изучая теоретические основы конкурентоспособности сельскохозяйственных организации, методов ее оценки были сделаны выводы о том, что основными показателями текущей конкурентоспособности аграрных предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции в настоящее время являются следующие параметры:
- рентабельность товарной продукции,
- позиции организации на рынке.
Предприятие может быть конкурентоспособным только в том случае, если его показатели выше, чем у конкурентов или среднеотраслевого уровня.
Так как при расчете показателя конкурентоспособности синтезируются различные показатели, то каждый показатель переводится в индекс и принимает значение от 0 до 1. Индексы показывают отклонения показателей организации от минимальных и максимальных значений соответствующих показателей в исследуемой совокупности организации-конкурентов (участников рынка).
Итак, индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций рассчитывается по следующей формуле:
Iк. = (Iп. + Iр.) / 2, (1)
где :
Iк – индекс конкурентоспособности сельскохозяйственных организации,
Iр. – индекс рентабельности товарной продукции,
Iп. – индекс позиции организации на рынке.
Для определения позиции организации на рынке учеными в области стратегического управления и конкуренции предлагаются такие показатели как доля организации на рынке, относительная доля организации и другие, в основе расчета которых лежит показатель объема продаж. Для сельскохозяйственных предприятий для определения доли на рынке нельзя ставить знак равенства между объемами производства и объемами реализации. При определении емкости рынка зерна также необходимо учитывать и тот объем продукции, который используется внутри организаций для хозяйственных нужд ( на семена, на корм животных, на натуральную оплату труда). Как известно, в аграрной сфере объем продаж прямо зависит от объема производства и процента товарности.
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-254с.
2. Белкина Е. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.Белкина, И.Бородаева//Экономика сельского хозяйства России, - 2006. - №2. -С.28
3. Валеева Г.А., Хаммадеева Л.К. Выбор стратегических зон хозяйствования предприятиями АПК/ Г.А. Валеева, Л.К. Хаммадеева // Вестник Казанского ГАУ. 2010. - №2 (16). - С.18-21
4. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Анализ конкурентоспособности предприятий/Д.С. Воронов, В.В. Криворотов//Инвестиций, инноваций, менеджмент в переходной экономике. Сборник научных статей. Екатеринбург: Изд-во УГТУ - УПИ, 2000 С.129-138
5. Кендюк Е.И. Формирование высококонкурентного аграрного комплекса / Е.И. Кендюк// Вестник Алтайского ГАУ.2012. Том - 90, №4. С.120-123
6. Корякина О.В. Критерии, показатели и факторы конкурентоспособности продукции аграрной сферы экономики/ О.В. Корякина//Региональная экономическая политика и проблемы управления регионом.2011. - №3. -С.26
7. Субаева А.К. Теоретические подходы к понятию конкурентоспособности АПК / А.К. Субаева. 2012. №4(30). С33-37
8. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. - М.: Вильямс, 2006. - 928 с.
9. Халяпин А.А. Направления повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предпринимательских структур АПК Краснодарского края// А.А. Халяпин.2013. -№4(30) С.43-49
10. Хаммадеева Л. К. Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий/Л.К. Хаммадеева //Вестник Казанского ГАУ. 2013. - №3(29). - С.46-48
11. Фасхутдинова М.С. Формирование бюджета в целях контроля затрат в системе управленческого учета//Вестник казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 1 (23). С. 69-72.
12. Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Тагирова О.А. Бюджетное финансирование сельского хозяйства в новых экономических условиях//Нива Поволжья. 2013. № 29. С. 112-119.
13. Прогнозирование источников финансирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций Пензенской области Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Тагирова О.А.//Нива Поволжья. 2012. № 4. С. 94-100.