аспирант с 01.01.2016 по 01.01.2019
ростов-на-дону, Ростовская область, Россия
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 03.01 Общие вопросы исторических наук
ОКСО 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
ББК 63 История. Исторические науки
ББК 633 История
BISAC ARC005020 History / Ancient & Classical
Статья посвящена исследованию сложного комплекса вопросов, связанных с осмыслением и обобщением закономерностей формирования различных видов национального творчества, что приобретает в настоящее время глубоко актуальный характер. Связь истории и современности, напластование веков и задачи сегодняшнего дня, исторически объективная оценка прошлого и создание новой культуры, созвучной прогрессивным идеям современности – все это определяет живое содержание того сложного процесса, который переживает архитектура Сирии. Французские кадастровые карты дают нам подробное описание дамасской городской структуры в конце Османской эры, незадолго до серьезных изменений, которые повлияли на город в современную эпоху. Как таковые, они представляют собой полезный инструмент для понимания процессов формирования городского ландшафта через процессологическую типологию. Этот метод основан на гипотезе о том, что история города написана в его построенной ткани и что таким образом можно проследить различные фазы антропогенной организации города в структуре его городской структуры. Из-за того, что в Дамаске различные фазы антропогенной организации возникли постепенно. Исследования этого города до сих пор были сосредоточены главным образом на истории его общественных памятников, а не на процессах формирования городской ткани. Целью данной работы является реконструкция различных этапов формирования городского ландшафта Дамаска от средневековья до османского периода.
Арамейский период, Греческий период, Римский период, Византийский период, Арабский период, Османский период
Введение. Не смотря на древнюю историю, Сирия как республика страна молодая; границы сирийского государства были определены соглашением Сайкса-Пико в 1916 году, а границы Сирии установлены в качестве независимого государства после Второй мировой войны в 1946 году. Сирия расположена к югу от Турции и граничит со странами: Ливаном, Иорданией, Израилем, Палестиной и Ираком. Столица Дамаск расположена на юго-западе и является политическим и культурным центром страны [1].
Тем не менее, Сирия – это земля, которая была заселена с древних времен. Учитывая свое стратегическое расположение, расположенное между Востоком и Западом, Сирия долгое время была полем битвы и «жертвой различных региональных и международных балансов сил». Стратегическое значение страны иллюстрируется ее долгой и бурной историей; археологи обнаружили раскопки, датируемые около 5000 г. до н.э. На территории Сирии находится ряд старейших в мире городов, которые были населены непрерывно, страна имеет глубокую историю городской культуры. Во многих регионах мира урбанизм рассматривается с точки зрения веков, тогда как в Сирии более уместно говорить о тысячелетиях [2].
После более чем тысячи лет в качестве центра исламских империй главные города Сирии развивались почти по прямой линии, с севера на юг, следуя традиционному паломническому маршруту в Мекку.
Дамаск расположен на большой равнине вдоль границы Антиливанского хребта, где начинается река Барада. В Сирии выпадает около 200 мм осадков в год, поэтому управление водными ресурсами было критической проблемой для развития этого города-оазиса. Учитывая рельеф местности, город был расположен между двумя зонами: горная вершина, где существует риск выхода реки из берегов из-за ее пологих склонов - и подножие горы, где близость фреатического слоя препятствует обширной урбанизации. Благодаря рельефу, наличию глубокой просторной долины наводнения городу не грозят [3].
Город Дамаск начинался как важный караванный центр и плодородный оазис на стыке важных торговых путей, согласно древним аккадским и египетским документам. Три главных дороги вели из города: западная дорога вела в Египет, южная – в Мекку, а восточная – в Вавилон.
Древняя история Дамаска подтверждается раскопками, проведенными в Телль-Рамаде на окраине города, которые показали, что старый город был заселен уже между 8 и 10 тысячелетиями до н.э., что позволяет считать его одним из самых древних непрерывно населенных городов мира. Тем не менее, до появления арамейцев, семитских кочевников из Месопотамии Дамаск не был особенно значимым центром [4].
Дамаск был частью провинции Амурроу в империи гиксосов, между 1720 и 1570 годами до нашей эры. Самое древнее упоминание о нем в египетских архивах датируется 1350 годом до нашей эры. н.э. на табличках Амарны, где город (называемый Димашкой) возглавлял король Биряваза. Регион Дамаска, как и остальная часть Сирии, был поставлен на карту в столкновениях между хеттами на севере и египтянами на юге, закончившихся мирным договором, в котором Хаттусили предоставил Рамсесу II контроль над регионом. Дамаск в 1259 году до нашей эры Приход народов моря, около 1200 г. до н.э. ознаменовал конец бронзового века в этом регионе и принес новые разработки в технике войны. Эти события помогли сделать Дамаск новым центром интересов в переходный период между бронзовым веком и железным веком [5].
Методология. Исследование включает изучение архивных, библиографических и литературных источников, относящихся к истории архитектуры Дамаска от древнейших времен до XIX в. Был проведен сравнительный анализ событий, оказавших на различных этапах влияние на процесс становления архитектуры города, историко-стилистический анализ объектов архитектуры.
Основная часть. Арамейский период с XI по VIII вв. до н.э. В начале первого тысячелетия появилось несколько небольших арамейских королевств, эти народы постепенно отказались от своего кочевого образа жизни и объединились в федерацию племенных государств. Одним из этих царств был Арам-Дамаск, центром которого был Дамаск.
Несмотря на отсутствие археологических данных, для определения местоположения Дамаска Арамейского периода, есть данные, что он был основан на видимой местности в пределах старого города, где в настоящее время прочитываются четыре холма: Три из которых находятся на севере прямой улицы и четвертая на юге этой же улицы. Соответственно, считается, что арамейское поселение расположено на вершине холма в районе Баб Тоума в восточной части города и к северу от прямой улицы с видом на храм [6].
Рис.1. План Старого Дамаска в Арамейский
период. Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO)- под редакцией исследователя.
Греческий (эллинистический) период VIII в. до н.э. и I в. н.э. Уже в 3000 г. до н.э. происходит становление ранней городской формы Дамаска. Городские стены были построены вокруг населенного пункта с прямыми широкими улицами, расходящимися от городского общественного центра. Именно эллинская эра (336-146 до н.э.) внесла большой вклад в формирование градостроительной морфологии Дамаска. Складывается регулярная сетка улиц, формируется первая типология общественных зданий - строятся общественные бани, храмы, театры, стадионы, агоры с портиками.
На рисунке (рис. 2) показан фрагмент городской застройки Дамаска греческого периода с прямоугольной сеткой дорог в сравнении со сложившейся структурой улиц старого города. Исследования показали, что на месте бывшего греческого храма сейчас находится мечеть Омеядов, а регулярная сетка улиц, свойственная греческому городу, была разрушена в течение последующих периодов жизни Дамаска [7].
Рис. 2. Греческий храм Юпитера и Дамаска карта улиц. Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO)
Римский период с I в. до н.э. по IV в. н.э. Римляне следовали за греками, развивая существующие города и основывая новые. В 64 г. до н.э. Сирия стала центральной провинцией Римской империи - здесь можно увидеть великие города со знаменитыми памятниками, существующими до сих пор в Пальмире, Босре и Антиохии (которые сейчас относятся к Турции). Римский Дамаск был примерно того же размера, что и старый город-крепость сегодня. Виа Ректа (Прямая улица) сохранилась и проходит от Баб Шарки до Баб-аль-Джабия – двух из семи ворот римского города. Римляне расширили греческий храм Юпитера и агоры. В этот период разрослась прямоугольная планировочная система города. Римляне также разработали первую систему водопроводных труб, остатки которой все еще можно увидеть в современном районе Канават.
Жилые кварталы строились под прямым углом 90 градусов, дома площадью 100 м×45 м, ширина центральной улицы – от 3 м до 5 м [8].
Рис. 3. План Старого Дамаска в Греческий период. Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) –
под редакцией исследовател.
Рис. 4. Агора и расположение улиц в Дамаске римского периода. Источник: Из архива
Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO)
Первоначальным строительным сырьем была глина, добытая тут же из русла реки, из которой производился кирпич-сырец. Этот строительный материал был дешевым и доступным для простого населения, но не прочным и не долговечным. Город часто страдал от пожаров. Сирия так же славится своими запасами разнообразного камня, от известняка до разных пород мрамора. Распространенным строительным материалом в тот период так же было и дерево. Древний Дамаск можно назвать и самой "зеленой" столицей Ближнего Востока, имеющего богатые леса. Однако культовые постройки и здания зажиточных горожан были возведены из камня, поэтому мы можем видеть их и сегодня [9].
Рис. 5. План Старого Дамаска в Римский период.
Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) –
под редакцией исследователя
Византийский период с V по VII вв. н.э. Градостроительство на Ближнем Востоке начинает постепенно складываться с IV века до н.э., когда Сирия объявляется римской провинцией. По всей стране ведется строительство.
В Византийский период сохраняется и развивается прямоугольная планировочная структура. В Дамаске появляются новые сооружения. Храм Юпитера Дамасского был перестроен императором Феодосием в христианскую базилику св. Иоанна Крестителя, возведенную в период 379-396 гг. Жилые дома представляли собой квадрат или прямоугольник в плане с внутренним двором и аркадой, обрамляющей его. Город становится центром епископата. От правления Константина (IV–VI вв.), в Дамаске сохранилась церковь св. Анания, находящаяся между Баб-Шарки и Баб-Тумой, построенная на месте языческого храма, где по преданию стоял дом Анания, вылечившего глаза апостолу Павлу. Стены ее и потолок вырублены в скале [10].
Арабский период с 661–750 н.э. Вопреки многим идеям «исламского урбанизма», ранний город Омейядов не был одним из великих замыслов и разработок.
Новые города строились редко, с новыми поселенцами, арабские гарнизоны, как правило, поселялись в существующих кварталах завоеванных городов, городская жизнь и экономическая деятельность продолжались на одних и тех же участках, как ни парадоксально, однако, эта непрерывность социальной и политической функции не привела к непрерывности архитектуры и городского планирования даже в таких городах, как Дамаск.
Рис. 6. План Старого Дамаска в Византийский
период: Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) – под редакцией
исследователя
Ранний период Омейядов – это период разрушения сложившейся регулярной планировки кварталов Дамаска. Городское пространство Дамаска пробрело черты хаотичности, так как нормальной правовой практикой стал постепенный захват городской территории частными собственниками. Широкие улицы с колоннами были захвачены и в результате разделены на участки нерегулярных очертаний с жилыми домами и магазинами. Вместо регулярного города с величественными магистралями, открытой агорой, местом для встреч и торговли сформировалась сеть узких извилистых улочек, непригодных для нормальных пешеходных и транспортных коммуникаций [12].
В 750 году на месте церкви Святого Иоанна была построена большая мечеть Омейядов. К основным изменениям, произошедшим в архитектурно-строительной практике города в ранний исламский период (арабский период) можно отнести изменение планировки улиц (утрату регулярности), распространение новых типов зданий и городских пространств –- бани, крытые площадки или рынки. Роль правительства в развитии и обслуживании городских центров также претерпела значительные изменения, связанные не только с ослаблением позиций городского администрирования, но и с природой ислама – в мусульманских городах не были созданы муниципальные учреждения, занимающиеся городским планированием и гражданскими делами.
Каждый город, в том числе Дамаск, был снабжен городскими стенами для обеспечения безопасности, мечетью и водопроводом, что необходимо для ежедневного ритуала Ваду. Кроме того, учитывая важность частной собственности в исламе, владельцы домов могли свободно строить или расширять территорию своего дома до тех пор, пока не ущемлялись права соседей. Следовательно, система прямых и широких улиц и прямоугольных кварталов, сложившаяся в период Античности была уничтожена, ей на смену приходят узкие и хаотично расположенные улицы, поскольку владельцы собственности расширили свои дома без ограничений. Кроме того, вьючные животные были предпочтительной формой транспорта: колесные колесницы остались в поздней Античности, что привело к сокращению потребности в широких улицах. Эти события, которые обычно приписывают «исламским» городам, происходили медленно, на формирование которых уходило несколько веков [13].
Другой интересной особенностью исламских городов является организация жилых кварталов по семейно-родовому принципу или этнической принадлежности (например, друзы и курды) - черта. Однако важно отметить, что, хотя этническая принадлежность соответствовала отдельным кварталам в городе, различные религиозные или этнические группы не были изолированы, так как они работали и общались вместе [14].
Рис. 7. План Старого Дамаска в Арабский период.
Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) - под редакцией
исследователя.
Первый всеобъемлющий градостроительный проект, направленный на развитие Дамаска в исламский период, был разработан после победы над крестоносцами и прихода к власти Нур-аль-Дина, лидера айюбидов.
Рис. 8. Карта адаптирована. Источник: Из архива Французского Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) – под редакцией исследователя
Рис. 9. План и интерьер мечети Омейядов
Рис. 10. План и разрез бань Нур Ад Дина
Рис. 11. Интерьер бань Hyp Ад Дина (слева), вход бань Hyp Ад Дина (справа)
В это время в Дамаске активизировалась экономика и, как следствие, строительная деятельность, появились новые постройки: мечети (жамиа), мавзолеи (кабр), бани (хамамат), больницы (маристаны), медресе (школы). Как правило, это были здания кубической формы с приземистым куполом. Некоторые из них сохранились в старой части города. Одним из новшеств арабского периода стали бани [15].
Османский период с 1516–1918 н.э. С момента своего прихода к власти в середине шестнадцатого века османы сосредоточились на религии, чтобы объединить своих разнообразных подданных.
Коммерческий успех привел к значительным изменениям в формировании города с быстрым расширением пригородов. Район Майдан, расположенный к югу от старого города, полностью вошел в состав города в качестве жилого пригорода и крупного сельскохозяйственного центра, учитывая его более сельское расположение. Карта показывает расширение пригородов Дамаска с течением времени. Как видно, поселения за пределами старого города следовали по пути паломничества на юг в сторону Мекки. Первоначальное развитие вокруг улицы Майдан завершилось, и поселения возникли по дороге до Салихейе. В 1516 году поселения экстра-мурос насчитывали 64 гектара; к 1850 году он почти утроился до 184 гектаров [16].
Рис. 12. Историческое развитие Дамаска,
Источник: Источник: Из архива Французского
Центра Ближнего Востока в Дамаске (IFPO) – под
редакцией исследователя
В начале девятнадцатого века османская феодальная система начала меняться, так как османы начали реформировать функции государства в направлении более европейской модели, что привело к отмене Система илтизам и рост частной собственности. Кроме того, возросший приток европейских промышленных товаров начал бросать вызов городской экономике, что привело к промышленному коллапсу и оказало давление на жаждущих получить прибыль городских деятелей искать капитал в деревне [18].
Конец османского владычества – 1860–1919. Последние шестьдесят лет Османского правления известны как период Танзимат, буквально «период реорганизации». Это было время административной реформы, модернизации, когда новый акцент был перенесен на городское планирование. В течение 50 лет (1860–1910) город преобразовывался такими темпами, которые были не свойственны предшествующему периоду, Танзимата была основана на 3 принципах, установленных великим визирем Мустафой Рашид-пашой.
К концу 19-го века городская структура Дамаска становилась все менее и менее плотной, поскольку новые жилые пригороды планируются с огромными садами и широкими улицами, планируется организация общественных парков, что предвосхитило новации в градостроительстве Дамаска периода Французского Мандата [19].
Рис. 13. План Старого Дамаска в период Османской империи. Источник: Французский Центр Ближнего Востока IFPO
Выводы. Основные этапы формирования культуры Сирии, история градостроительства которой берет свое начало около 5 тысячелетия до н.э., имеют свои значительные различия как в пространственной организации городской ткани, так и в объемно-планировочном решении архитектурных объектов. При этом в архитектурно-градостроительной традиции Сирии тенденции регулярности сменяются периодами нерегулируемого строительства, до неузнаваемости меняя облик городов, в том числе Дамаска. Влияние цивилизаций, оставивших свой отпечаток на архитектуре Сирии, ощущалось на протяжении тысячелетий. Среди многочисленных культурных влияний, прошедших по земле Сирии, нужно особо подчеркнуть тот след, который оставили римская, арабская и турецкая цивилизации.
Многие архитектурные приемы и декоративные элементы, возникшие в периоды господства названных цивилизаций, сохранились до наших дней – параллельно перпендикулярное(шахматное) расположение улиц; жилые постройки, квадратные в плане; жилой дом - это дом с атриумом и фонтаном посередине; тип зданий с айван - галереей (аркадой); функциональное деление жилья; использование местных строительных материалов (кирпич- сырец, камень, мрамор и дерево) и способов отделки (резьба и инкрустация по дереву, камню и мрамору, мозаика, изразцы, фрески и др.).
Таким образом, архитектура Сирии вобрала в себя огромный культурный потенциал опыта древнейших цивилизаций ближневосточного региона и к началу XX выработала свои принципы зодчества, послужившие базой для формирования архитектуры принципиально другого направления, сложившейся в период Французского Мандата.
Современная жизнь ставит перед архитектором новые задачи, но по-прежнему важно сохранять бережное отношение к памятникам прошлого [20].
1. Al-Bakhnasi Afif. Cities of the Arab world. M.:Tunisia, 1981. 86 p.
2. Ali Side. The relationship of the houses of old Damascus and its influence on the national Arab home. M .: Damascus, 2002. 25 p.
3. Al - Bakhnasi Afif. Damascus area and its environs, 2001.279 p.
4. Alshhabi Kutarba. Damascus History and Photographs. M.: Damascus, 1990. 86 p.
5. Basil K.M. Syria and Palestine under the Turkish government in historical and political terms. M.: Damascus, 1992. 168 p.
6. Behrens abou Seif, Doris. “Alternatives to cadaster maps for the study of Islamic cities”,Environmental Design 1-2, 1993. Pp. 92-95.
7. Bashir Zuhdi. In the history of urban and architectural Damascus, Magazine Cradle of Civilizations Number 5, 2008. 26 p.
8. Cataldi, Giancarlo, Iacono, Patrizia, Merlo, Alessandro. La geometria di Firenze il progetto matrice della città e del territorio, Firenze Architettura 1, 2000. Pp. 4-17.
9. Valtir S. Paris, National Syrian construction. 2002. 399 p.
10. Weber S. Geneva. Ottoman Damascus of the 19th Century, at the 10th International Congress of Turkish Art, 1999. Pp. 731-740.
11. Voronin V.L. Architecture of the Arab countries. The general history of architecture. M.: Damascus,1999. Pp. 206-208.
12. Володин Э.Ф. К благодатному огню / Путешествие в святую Палестину. М.: Изд. Товарищество русских художников, Москва, 2002. 300 с.
13. Вейморн Б.В. Искусство арабских народов - в книге Всеобщая история искусств т.2 кн.2. М.: Искусство, Москва.1961. 400 с.
14. Weiss Herman. The history of civilization. M.: Germany, 1972. 355 p.
15. Drubi Sharaf Muhammad Ali. Abstract Folk dwelling of the Beck Valley in Lebanon XIX - early XX centuries. M.: Damascus, 1998. 25 p.
16. Fansa. Mamoun & Gaube.Heinz, Windelberg, Jens (ed.), Damascus - Aleppo. 5000 years of urban development in Syria, publishing house Philipp Von Zabern M.: Germany, 2000. Pp. 108-123.
17. Weber Stefan, Changing cultural references: Architecture of Damascus in the Ottoman period (1516-1918), Multicultural Urban Fabric and Types in the South and Eastern Mediterranean. M.: Beirut, Ergon Verlag, 2007. Pp. 189-224
18. Dorothé Zak, Damascus The Development and Construction of an Islamic Oriental City, French Institute for the Near East, Translation by Qasem Touir, 2005. 35 p.
19. Petruccioli, Attilio, The permanence of the classical city in the Arab fabrics of the Mediterranean, M.: Rome, Carocci, 3, 2002. Pp. 2267-2278.
20. Petruccioli, Attilio, New Methods of Reading the Urban Fabric of the Islamicized Mediterranean", Built Environment28 / 3, 2002. Pp. 202-216.