Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье приводятся структура и содержание программы курсов повышения квалификации учителя начальных классов по формированию у младших школьников функциональной грамотности в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни, приводятся учебный план программы, выдержки из разделов «Основное содержание программы» и «Методический комментарий». Работа выполнена в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания, номер проекта 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях».
функциональная грамотность младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни, дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни, обучение педагогов начального образования, курсы повышения квалификации учителя начальных классов
Актуальность формирования функциональной грамотности детей в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни не вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2019) подчеркивается: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни» [20, с. 31]. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать сформированность у обучающихся (в соответствии с направлениями воспитания): 5) готовности соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережного отношения к физическому и психическому здоровью; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни)» [20, с. 33].
Функциональную грамотность младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни можно определить как наличие у детей устойчивого сплава знаний и навыков поведения в ситуациях, когда возникает непосредственная или потенциальная опасность их жизни и здоровью. Такие навыки основаны на прочных знаниях ребёнка:
- во-первых, о таких ситуациях, т.е. он умеет выделить по определенным признакам, что та или иная ситуация опасна;
- во-вторых, о том, как действовать в таких ситуациях. Навыки поведения должны быть доведены практически до автоматизма путем тренировки.
Такое определение соответствует общепринятому понятию «функциональная грамотность», которое было предложено на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965). Определение функциональной грамотности сформулировано и А.А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [16, с. 35]. Данное определение закладывает научно-методические основы для нашего исследования.
В настоящее время проведены исследования, посвященные проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности [1; 13; 14]. Основательно исследованы общие вопросы безопасности жизнедеятельности [8; 9; 14; 15, 21]. В начальном образовании уделяется немало внимания обучению младших школьников основам безопасного поведения в различных социальных ситуациях. Такие знания даются детям в курсе предмета «Окружающий мир» [10; 11; 12], «Физическая культура» [22], в учебных пособиях, дополняющих данный предмет и посвященных непосредственно формированию основ безопасности жизнедеятельности [3; 17; 18; 19].
На уроках дети получают знания, проводятся дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, во внеурочное время – экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся. Также важно, что внеурочная деятельность предоставляет немало возможностей не только для получения знаний, но и для активной тренировки навыков поведения.
В предыдущих наших исследованиях разработано дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни [2; 4; 5; 6; 7]. Основу данного дидактического сопровождения составляют следующие аспекты: во-первых, наличие научно-обоснованного содержания; во-вторых, доступность и дифференцированность данного содержания; в-третьих, наличие методических форм и приемов, увлекательных для детей младшего школьного возраста; в- четвертых, наличие игровых форм и приемов, имитирующих реальные жизненные ситуации; в-пятых, включение детей в реальные жизненные ситуации, в которых необходимо проявлять бдительность и быть готовыми к встрече с опасностями; в-шестых, наличие форм и приемов взаимодействия учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей с целью координации формирования у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.
В настоящее время возникла следующая научно-методическая проблема: необходимость обучения педагогов начального образования комплексному подходу к формированию у учащихся функциональной грамотности в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого разработана программа курсов повышения квалификации учителя начальных классов «Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни» (72 ч).
Цели программы:
- дать педагогам теоретические и научно-методические знания о понятии «функциональная грамотность младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни», показать актуальность обучающей и развивающей деятельности по формированию данного направления функциональной грамотности, заложить надежные научно-методические основы для этой деятельности;
- обосновать и раскрыть содержание функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни в разных сферах жизни ребенка этого возраста;
- показать возможности формирования данного направления функциональной грамотности у учащихся как в учебной деятельности, так и во внеурочное время (а также возможности объединения и взаимодополнения учебной и внеурочной деятельности);
- наметить пути и содержание взаимодействия учителей (классных руководителей) с родителями с целью координации усилий по формированию у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.
Программа содержит лекции (26 ч), семинары и практикумы (24 ч), самостоятельную работу слушателей (20 ч), зачет (2 ч). На лекциях слушатели получают теоретические знания по всем актуальным для данной темы направлениям. На семинарах происходит активный процесс формирования специалиста, они способствуют углублению и расширению полученных на лекциях научно-теоретических знаний: большинство семинаров имеют форму исследовательских докладов и их обсуждения, диспутов.
Программа курсов повышения квалификации учителя начальных классов «Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни» имеет следующую структуру:
- учебный план;
- основное содержание программы;
- методический комментарий;
- литература (раздел разделен на два блока «для педагогов, руководителей образования» и «для учащихся и родителей»).
Учебный план в соответствии с целями программы включает следующие темы:
Название темы и ее содержание |
Лекции (ч) |
Семинары, практикумы (ч) |
Самост. работа (ч) |
Тема 1. Функциональная грамотность младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни: понятие, актуальность, научно-методические основы |
2 |
- |
- |
Тема 2. Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни |
2 |
- |
2 |
Тема 3. Обоснование содержания функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни. Основные содержательные блоки |
2 |
2 |
2
|
Тема 4.1. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении безопасности в доме и в квартире Тема 4.2. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении безопасности вне дома, на улице и на дороге Тема 4.3. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении безопасности на природе Тема 4.4. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении здорового образа жизни и безопасности при приеме пищи Тема 4.5. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении информационной безопасности Тема 4.6. Содержание функциональной грамотности младших школьников в сфере здорового образа жизни |
2
2
2
2
2
2 |
2
2
2
2
2
2 |
2
2
2
2
1
1 |
Тема 5.1. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни в курсе предметов «Окружающий мир», «Физическая культура» Тема 5.2. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни во внеурочное время Тема 5.3. Взаимодействие учителей (классных руководителей) с родителями с целью координации усилий по формированию у детей функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни |
4
2
2
|
2
6
2 |
2
2
2 |
Итого: |
26 |
24 |
20 |
Зачет |
2 |
|
|
|
Всего: |
72 |
|
Раздел «Основное содержание программы» полностью раскрывает содержание лекций и семинаров. Для каждого семинара указывается тема, цель, форма проведения, содержательные вопросы, темы докладов и выступлений, источники. Далее приводятся материалы из этого раздела по одной из тем программы.
Основное содержание лекции (2 ч)
Результаты анализа образа жизни типичного младшего школьника. Выявление потенциально опасных ситуаций реальной жизни. Результаты опроса родителей и педагогов. Результаты анализа программ по учебному предмету «Окружающий мир», «Физическая культура». Результаты анализа дополнительных информационных источников, адресованных младшим школьникам: энциклопедий, сайтов, развивающих пособий по данной тематике; научно-методических материалов.
Научно-методические требования к содержанию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни. Охват всех областей реальной жизни, в которых ребенок этого возраста активно участвует, делает самостоятельные шаги. Соответствие возрасту: дифференцированный подход к подбору содержания для учащихся разных возрастных категорий. Доступность и увлекательность: отсутствие сложных терминов, увлекательность формы изложения информации, наглядность, красочные иллюстрации и примеры. Соответствие содержания поставленным задачам: практичность, наличие правил поведения в конкретных ситуациях, алгоритмы использования таких правил.
Основные содержательные блоки функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни.
Основное содержание семинара (1 ч)
Тема: Основные источники информации для выявления содержания функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни (часть 1).
Цель: углубление и расширение полученных на лекциях научно-теоретических знаний.
Форма семинара: прослушивание и обсуждение кратких исследовательских сообщений (докладов) слушателей.
Темы докладов:
- Результаты анализа образа жизни младшего школьника с целью выявления потенциально опасных для детей этого возраста ситуаций повседневной жизни.
- Результаты опроса родителей и педагогов с целью выявления потенциально опасных для детей этого возраста ситуаций повседневной жизни.
В качестве источника и в целях углубленного изучения данного раздела программы слушателям рекомендуется следующая литература: [1], [2], [3], [17], [18], [19].
Основное содержание семинара (1 ч)
Тема: Основные источники информации для выявления содержания функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни (часть 2).
Цель: углубление и расширение полученных на лекциях научно-теоретических знаний.
Форма семинара: прослушивание и обсуждение кратких исследовательских сообщений (докладов) слушателей.
Темы докладов:
- Результаты анализа программ по учебным предметам «Окружающий мир», «Физическая культура».
- Результаты анализа информационных источников, адресованных младшим школьникам: энциклопедий, сайтов, развивающих пособий по данной тематике; научно-методических материалов.
В качестве источника и в целях углубленного изучения данного раздела программы слушателям рекомендуется следующая литература: [10], [11], [12], [22].
В разделе «Методический комментарий» представлены для каждый темы: материалы для лекций, содержательные разработки занятий по каждому блоку функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного поведения и здорового образа жизни; сценарии классных часов, родительских собраний, консультации для родителей; методы и формы внеурочной деятельности и др. Эти материалы будут полезны как для организаторов курсов повышения квалификации, так и для слушателей. Далее приводятся материалы из этого раздела по одной из тем программы.
Тема 4.4. Содержание функциональной грамотности младших школьников при соблюдении здорового образа жизни и безопасности при приеме пищи
В содержание каждой темы заложены основы, которые дают детям не просто знания по безопасному поведению, но и нацеливают их на правильные действия в каждой опасной для жизни или здоровья ситуации. Можно утверждать, что при этом закладываются основы функциональной грамотности младших школьников в этой сфере жизни. Достигается это за счет того, что в каждой теме выделены следующие рубрики:
- Безопасность без тайн! (Здоровье без тайн!)
- Всегда поступаю так!
Рубрика «Безопасность без тайн!» показывает детям, что можно или чего нельзя делать в той или иной ситуации, а рубрика «Всегда поступаю так!» дает четкую пошаговую инструкцию действий.
Далее приводятся примеры содержания занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников при соблюдении здорового образа жизни и безопасности при приеме пищи.
Занятие «Правильное питание» (часть 1)
Вспомни и подумай!
Сегодня мы будем говорить о том, как нужно правильно питаться, чтобы избежать болезней.
- Сколько раз в день ты ешь?
- Какую еду ты любишь? Какие у тебя любимые блюда?
- Что случилось бы с человеком, если бы он мало ел? Как бы он себя чувствовал?
- Что может случиться с человеком, если он сразу очень много съел чего-нибудь?
Прочитай!
Тебе, конечно, знакомо чувство голода. Это организм подсказывает, что уже пора принимать пищу. Старайся питаться в одно и то же время. Организм привыкает к этому и лучше усваивает пищу. Сколько же раз в день нужно есть? Для того чтобы получать достаточное количество энергии, необходимо питаться хотя бы четыре раза в день: завтракать, обедать, полдничать и ужинать. Представь, что тебе пришлось каждый день на завтрак, обед и ужин есть одно и то же. Не нравится? Однообразное питание вызывает отвращение к еде, а самое главное – наносит вред организму. Питание должно быть полезным и разнообразным.
Рассмотри и подумай!
(Приводится рисунок: завтрак, обед, полдник, ужин, фрукты.)
- Сколько раз в день обычно едят?
- Как называются эти приемы пищи?
- Для чего люди едят? Будет ли много сил у человека, если он мало ест?
Прочитай!
Здоровье без тайн!
Нужно каждый день есть разные продукты: молочные, хлеб, рис или макароны, фрукты, овощи, мясо или рыбу.
Нужно съедать больше фруктов и зелени – в них много витаминов.
Нужно употреблять в достаточном количестве каши, хлеб, макаронные изделия, кукурузные хлопья – это важный источник энергии.
Подумай и скажи!
- Что люди обычно пьют: на завтрак, после обеда?
- Какие напитки ты знаешь? А какие твои любимые?
- Полезна ли вода для организма человека?
- Сколько ее нужно пить каждый день каждому человеку?
Прочитай!
Никогда раньше не слышал такую мудрость: «Вода-водица, всему живому – царица»? Правда, красивая поговорка, в ней и уважение к воде (царица), и ласковое обращение (водица). Не зря народ придумал такую поговорку. Без чистой хорошей воды не обойтись человеку. Она нужна для утоления жажды и здорового питания. Кроме того, большая часть твоего организма состоит из воды. Без неё человеческий организм не смог бы усваивать другие питательные вещества.
Здоровье без тайн!
Нужно пить в течение дня простую несладкую воду – это очень важно! Вода должна быть чистой, кипячённой или из специальных бутылок.
Повтори!
Дети по очереди повторяют правила правильного питания: не обязательно дословно, главное – чтобы ребенок запомнил суть этих правил.
Выполни правильно!
Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.
Выполни дома!
Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы;
расспросить родителей, какую еду и какие продукты они считают полезными.
Занятие «Правильное питание» (часть 2)
Вспомни и подумай!
Сегодня мы будем говорить о том, как нужно правильно питаться, чтобы избежать болезней.
- Любишь ли ты сладкое?
- Какие сладости ты любишь больше всего?
- Как ты думаешь, можно ли есть много сладкого и жирного?
Прочитай!
Без сладкого, конечно, обойтись нельзя. Во-первых, вкусно, сразу появляется хорошее настроение. Во-вторых, сахар – источник энергии, столь нужной тебе для учёбы, спорта и игр. Но ешь сладкое в меру! Самый полезный источник сахара – фрукты. Чрезмерное употребление сладостей приводит к тому, что излишки сахара накапливаются, превращаясь в жир. Кроме того, большое количество сладкого может повредить твоим зубам.
Всегда поступаю так!
Употребляю сладости в ограниченном количестве – переедание грозит ожирением!
Чищу зубы сразу после того, как поем сладкое.
Рассмотри и подумай!
(Приводится рисунок: сладости, масло, сметана, жирная колбаса, чипсы.)
- Полезна ли жирная еда?
- Что бывает с людьми, которые едят много жирной пищи?
Прочитай!
Организму необходимы жиры. Они обеспечивают тебя энергией и защищают от переохлаждения. Как ты думаешь, какие продукты содержат много жиров? Ты, наверное, назвал сливочное масло, сметану, сало, колбасу. Это правильно. Но запомни и такие продукты: майонез, мясо, орехи, сосиски, сардельки, сыр, чипсы, картофель фри, сухарики, шоколад, сладости, пицца, бургеры. В них тоже очень много жиров.
Если злоупотреблять жирной пищей, то можно «заработать» такую болезнь как ожирение. При этой болезни плохо работают сердце и другие органы. Особенно опасно есть жирную пищу вечером, перед сном. Но полностью исключать её из питания нельзя: ежедневно в организм человека должны поступать 15–20 граммов жиров. Если меньше, то это уже вредно для здоровья.
Всегда поступаю так!
Употребляю жирную пищу в ограниченном количестве – переедание грозит ожирением!
Не ем много перед сном.
Повтори!
Дети по очереди повторяют правила правильного питания: не обязательно дословно, главное – чтобы ребенок запомнил суть этих правил.
Выполни правильно!
Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.
Выполни дома!
Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы;
расспросить родителей, какую еду и какие продукты они считают полезными.
Занятие «Безопасность при приёме пищи»
Вспомни и подумай!
Сегодня мы будем говорить о том, как нужно себя вести, когда ты ешь один, в кругу семьи или в столовой с одноклассниками.
- Используешь ли ты во время еды вилку и нож?
- Можно ли баловаться, толкаться во время еды?
- Можно ли есть холодное мороженое, если тебе жарко?
Прочитай!
В школе ты завтракаешь и обедаешь в столовой вместе с одноклассниками. Возможно, у тебя дома часто собираются на обед и ужин все члены семьи, братья и сёстры. Получается, что одновременно за столом находятся несколько человек. При озорстве за столом и неосторожном обращении острые столовые приборы – ножи и вилки – могут быть опасны. И даже горячий суп в тарелке может стать причиной ожога, если дети балуются за обедом.
Здоровье без тайн!
Нельзя баловаться во время еды, толкаться, говорить с полным ртом. Потому что при этом можно:
• пораниться самому ножом или вилкой, поранить соседа;
• обжечься, пролив случайно горячий суп или чай;
• подавиться кусочком пищи.
Рассмотри и подумай!
(Приводится рисунок: дети в столовой сидят за столами, аккуратно едят.)
- Можно ли говорить с полным ртом?
- Что случится, если ты прольешь горячий чай или суп?
Прочитай!
В каких случаях тебе бывает жарко, появляется пот, лицо краснеет, тело становится горячим? Наверное, после тренировки в спортивном зале или занятий танцами. А может, после активных игр на перемене или во дворе. Летом бывает так жарко, что сразу покрываешься потом. В этом нет ничего страшного, организм постепенно охладится и придёт в норму.
Однако, когда человеку жарко, очень хочется выпить прохладной воды или съесть что-нибудь холодненькое, например мороженое.
Здоровье без тайн!
Если ты вспотел и тебе жарко, то нельзя:
• пить быстро и большими глотками очень холодную воду (особенно со льдом!);
• есть мороженое. Можно простудиться, заболеть ангиной.
Подумай и скажи!
- Можно ли есть незнакомую пищу?
- Знаешь ли ты, что такое аллергия? Чем она опасна?
Прочитай!
Иногда товарищи или взрослые могут предложить тебе какое-либо угощение. Если ты не уверен, что эта еда свежая, чистая и полезная, вежливо откажись.
Всегда поступаю так!
Откажусь от сомнительного угощения, которое предлагают знакомые, сделаю это в мягкой форме, чтобы не обидеть их.
Есть продукты (в том числе и полезные для организма), которые у некоторых людей вызывают болезнь – аллергию. Пищевая аллергия выражается в появлении сыпи или расстройстве желудка. Тяжёлые формы аллергии могут вызвать воспаление и отёки языка, губ и горла и, что особенно опасно, – трудности с дыханием. Например, цитрусовые (апельсины, мандарины) очень полезны, но у некоторых людей они вызывают аллергию. Часто бывает аллергия на шоколад. Одни люди не могут употреблять продукты, содержащие орехи, пшеницу, куриный белок. У других – аллергия на продукты, в которых содержится коровье молоко: йогурт, сыр.
Здоровье без тайн!
Нельзя есть неизвестное блюдо, если ты не знаешь, из чего оно состоит.
Всегда поступаю так!
Если я знаю, что какой-то продукт вызывает у меня аллергию, обязательно спрошу, из чего состоит блюдо, которое собираюсь есть.
Если тот или иной продукт вызывает у меня аллергию, попрошу родителей сводить меня к врачу.
Если у меня появилось удушье, сразу же обращусь за помощью к взрослым, сообщу родителям.
Повтори!
Дети по очереди повторяют правила правильного питания, безопасного приема пищи: не обязательно дословно, главное – чтобы ребенок запомнил суть этих правил.
Выполни правильно!
Проведение ролевых игр по ситуациям, выбор нарушителя правил, выбор того, кто делает все правильно.
Выполни дома!
Задание на дом: рассказать родителям о занятии, обсудить содержание темы; расспросить родителей, какую еду и какие продукты они считают полезными.
1. Акимова, Л.A. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений: монография [Текст] / Л. А. Акимова, Н. В. Сократов, П. П. Тиссен. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 188 с.
2. Артюхова, И.С. Cистема занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2018 г.) [Текст] / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
3. Артюхова, И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни [Текст] - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
4. Артюхова, И.С. Методические рекомендации и система занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) //Журнал педагогических исследований. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22844/view - 2018. - Т. 3. - № 4. - С. 62-78.
5. Артюхова И.С. Содержание и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // Журнал педагогических исследований. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18990/view- 2017. - Т. 2. - № 5.
6. Артюхова, И.С. Тексты для обсуждения с первоклассниками при изучении тем курса «Азбука безопасной и здоровой жизни» [Текст] // Начальное образование. - 2018. - Т. 6. - № 1 (https://doi.org/10.12737/article_5a965ce9e5bb14.67502890)
7. Артюхова, И.С. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 79-87.
8. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие [Текст] / Кол. авторов ; под ред. д-ра техн. наук, проф. А. И. Сидорова. - М. : КНОРУС, 2007. - 496 с.
9. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. [Текст] / Под ред. Михайлова Л. А. - СПб.: Питер, 2008. - 461 с.
10. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир : 1-2 классы : методическое пособие [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Вента на-Граф, 2018. - 368 с. : ил. - (Российский учебник).
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл. Программа курса [Текст] (+CD). - М.: Вентана-Граф, 2014.
12. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 кл. Методика обучения [Текст] - М.: Вентана-Граф, 2015.
13. Грохольская, О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности. Монография [Текст] / О. Г. Грохольская. - Одесса, Печатный дом, 2010. - 350 с.
14. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности [Текст] - // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 166-176.
15. Лобачев, А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / А. И. Лобачев. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 52-57.
16. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 35.
17. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 48 с.
18. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 72 с.
19. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Учебное пособие [Текст] - / Э. Аюбов, М. Муркова, Д. Прищепов, Н. Твердохлебов. - М.: «Русское слово - учебник», 2016. - 80 с.
20. Проект федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования //http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html/)
21. Савицкая, Н.В. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе [Текст] // Педагогическое образование России. - 2011. - № 3. - С. 244-248.
22. Физическая культура. 1-4 классы. Программа [Текст] с CD-диском / Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Петров С.С. - М.: Вентана-Граф, 2019.