ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЗРАЧНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Реализация принципа прозрачности бюджетной системы осуществляется через формирование единого информационного пространства для всех публично-правовых образований. Анализируется текущее состояние проектов информационных систем управления публичными финансами — «Электронного бюджета» и Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, которые квалифицируются как механизм раскрытия информации об исполнении бюджетов для осуществления общественного контроля с применением современных технических возможностей.

Ключевые слова:
Публичные финансы, интегрированная информационная система, электронный бюджет, общественный контроль, прозрачность бюджетной системы.
Текст

Основополагающими принципами управления публичными финансами можно считать прозрачность и эффективный контроль за формированием и расходованием бюджетных средств. Прозрачность бюджетов всех уровней — характеристика, являющаяся решающей для определения уровня развитости бюджетной и в целом финансовой системы страны. По мнению Н. А. Ахметовой, принцип прозрачности также подразумевает под собой открытость деятельности государственной власти для общественного контроля. Принцип прозрачности бюджета обеспечивается ведением планирования и исполнения бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Исторически принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы и бюджетного процесса носил название принципа гласности. Именно под таким названием он был закреплен в ст. 3 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (утратил силу). М. И. Пискотин писал о непосредственной связи принципа ежегодности и принципа гласности бюджета, предполагая, что они оба служат важнейшими институтами демократии: право представительных органов, состоящих из народных избранников, принимать бюджет можно считать истоком принципа гласности. По мнению О. В. Болтиновой, в соответствии с принципом прозрачности граждане могут получить информацию о выборе, сделанном от их имени депутатами при утверждении бюджета, из средств массовой информации.

Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации предполагают постепенное раскрытие информации о формировании и расходовании бюджетных средств перед обществом, о чем свидетельствуют, например, поправки, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ. Внесенные изменения под прозрачностью бюджетной системы, помимо открытости для средств массовой информации проектов и отчетов об исполнении бюджетов, подразумевают законодательное закрепление обязательного размещения информации о функционировании бюджетной системы на специализированных информационных порталах в сети Интернет.

Отметим, что только в составе федерального бюджета могут присутствовать секретные статьи, утверждаемые согласно ст. 209 БК РФ на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ и включаемые в состав расходов федерального бюджета исключительно по представлению Президента РФ, как правило, содержащие информацию о выделении бюджетных ассигнований на функционирование спецслужб или засекреченные научные разработки. Информация о таких статьях не размещается в средствах массовой информации, что присваивает им особый статус не подлежащих общественному финансовому контролю. Полагаем, что подобные статьи усиливают закрытость федерального бюджета в сравнении c региональными и местными бюджетами, несколько затрудняя достижение Россией равенства по показателям прозрачности бюджетной системы с лидерами международных рейтингов.

 

Список литературы

1. Ахметова Н. А. Принцип прозрачности в деятельности органов государственной власти как основной фактор предупреждения коррупции // Вестник волгоградского государственного университета. 2006. № 5.

2. Болтинова О. В. К вопросу о реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7.

3. Николаев М. Б., Ромашова Н. А., Осокин В. В. Перевод бюджета региона на казначейскую систему исполнения // Вестник нижегородского университета им. Лобачевского. 2004. № 2.

4. Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971.

Войти или Создать
* Забыли пароль?