Россия
Проведен сравнительный анализ уголовно-правовых мер противодействия дискриминации, закрепленных в международных стандартах, законодательстве Российской Федерации и Республики Молдова. Выявлены пробелы в регламентации ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном законодательстве. Предложены меры по повышению превентивности уголовно-правового запрета дискриминации, предусмотренного статьей 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Дискриминация, нарушение равенства, прямая дискриминация, косвенная дискриминация, подстрекательство к дискриминации, притеснение, сегрегация, антидискриминационная экспертиза.
Проблема уголовно-правового регулирования запрета дискриминации — нарушения общественных отношений в сфере обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина — с каждым днем приобретает все большую актуальность. Постулат равенства человека перед законом и судом провозглашается в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. В части 2 этой статьи закрепляется конституционная гарантия обеспечения со стороны государства равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам находятся под запретом. Кроме того, в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ устанавливается гендерное равенство мужчин и женщин. Являясь гарантом свободы мысли и слова, вместе с тем Конституция РФ ставит под запрет пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Сегодня предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности включается в число основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации. В современной интерпретации принцип равенства расценивается как одно из первоочередных условий демократии и конституционализма. Основой реализации этой идеи следует признать наличие уголовного закона, устанавливающего равные для всех критерии соблюдения определенных правил.
Закрепление конституционного положения о равенстве прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с международными антидискриминационными стандартами в сфере противодействия этому негативному явлению, обладающему порой «налетом» Средневековья. Международные правовые акты в области обеспечения равенства прав человека и гражданина осуждают все формы дискриминациии сегрегации. В них подчеркивается, что все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации, в частности по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и религиозных убеждений, социального, экономического, национального или этнического происхождения, рождения либо по любым иным признакам. В той или иной степени на незыблемость этих принципов указывают Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 7, ч. 2 ст. 23), Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14), Конвенция № 111 МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г. (ст. 1), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. (ст. 1), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (преамбула, ст. 1, 2, 4—8 и др.), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 20, 26), Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. (преамбула, ст. 1—3 и проч.), Директива Совета Европейского Союза от 29 июня 2000 г. № 2000/43/ЕС, имплементирующая принцип равного обращения с людьми независимо от их расового или этнического происхождения (преамбула, ст. 2). Эффективная имплементация принципа равенства, обозначенного в названных и иных международных правовых актах, требует наличия в государстве действенных средств уголовно-правовой защиты против виктимизации.
1. Воробьев С. М. Дискриминация как способ причинения морального вреда в контексте действия международных законодательных актов в области защиты прав человека // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. № 4.
2. Воробьев С. М. Конституционно-правовые основы борьбы с дискриминацией в России // Lex russica. 2013. № 1.
3. Официальный монитор. 2009. 14 апр. № 72-74; 2002. 13 сент. № 128-129; 2013. 5 марта. № 48.
4. Семыкина О. И. Генезис уголовной ответственности юридических лиц в отечественном законодательстве середины XIX-XXI вв. // Органы предварительного следствия в системе МВД России: история, современность, перспективы (к 50-летию со дня образования следственного аппарата в системе МВД России): сб. матер. всерос. науч. практ. конф.: в 2 ч. М., 2013. Ч. 2.
5. Семыкина О. И. Современные тенденции развития уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности // Шмонин А. В., Семыкина О. И. Преступления экономической направленности: понятие и генезис уголовного законодательства: монография / отв. ред. А. В. Шмонин. М., 2013.
6. Сидоренко Э. Л. Диспозитивный режим уголовно-правового регулирования: монография. М., 2013.