Красноярск, Красноярский край, Россия
сотрудник
Россия
На современном этапе развития общества особую актуальность приобретают проблемы качества жизни людей с инвалидностью и ОВЗ. Политика современной России имеет курс на снижение изоляции и сегрегации указанной категории граждан. Обучение для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности и возможностью реализации своих образовательных потребностей. Государством сформулировано четкое представление о механизме создания школы для всех обучающихся. Инклюзия дает возможность получить каждому обучающемуся знания в необходимом для него объеме с учетом его физического и психического состояния. Ассистивные технологии направлены на поддержку и улучшение функциональных возможностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. На современном этапе развития инклюзивного образования потребности в ассистивных технологиях признаны в значительной степени неудовлетворенными.
ассистивные технологии, инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся с инвалидностью
1. Агаева И.Б., Вечер М.В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90-95.
2. Беляева О.Л., Дядяева Г.В. Обеспечение доступной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха, пользующихся кохлеарными имплантами // Сибирский вестник специального образования. 2013. № 2. С. 7-14.
3. Быкова А.О. Роль семьи в процессе коррекционно-развивающего обучения при ЗПР у детей раннего возраста // Коррекционная педагогика. 2019. № 2 (80). С. 67-72.
4. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования // Казанская наука: научно-практическое издание. 2012. № 8. С. 130-133.
5. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 98-105.
6. Козырева О.А., Дьякова Н.И., Васильева О.Н., Голосова Е.А., Украинцева Ю.С., Ходюкова Н.Ю. Обзор инклюзивных образовательных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. № 4. С. 9-14.
7. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58-64.
8. Кулакова Е.В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом // Специальное образование. 2014. № 2. С. 84-92.
9. Набокова Л.А. Зарубежные «ассистивные технологии», облегчающие социальную адаптацию лиц с нарушениями развития // Дефектология. 2009. № 2. С. 84-92.
10. Набокова Л.А. Современные ассистивные устройства для лиц с когнитивными нарушениями // Дефектология. 2009. № 3. С. 84-91.
11. Набокова Л.А. Современные ассистивные устройства для лиц с нарушениями двигательного аппарата // Дефектология. 2009. № 4. С. 73-80.
12. Никуленков В.В., Козырева О.А., Бабина О.И., Тукалова М.А. Медиативные технологии в реализации инклюзивной образовательной среды современной школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2018. Т. 6. № 1. С. 20-26.
13. Огороднова О.В., Патрушева И.В. Региональные аспекты межведомственного взаимодействия в инклюзивном образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5. Ч. 3. С. 119-124.
14. Проглядова Г.А., Денискина В.З. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письму по системе Брайля // Дефектология. 2014. № 3. С. 89-94.
15. Соколов В.В. Краткий обзор современных компьютерных тифлоинформационных средств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубоким нарушением зрения // Вестник тифлологии. 2010. № 2. С. 84-87.