с 01.01.2008 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.06.01 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 670 Общая теория права
ББК 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW000000 General
В настоящей статье рассматривается вопрос о такой качественной характеристике государства в глобализирующемся современном мире, как идентичность. Обосновывается тезис о том, что идентичность государственность, являясь внутренним содержательным свойством государства, позволяет характеризовать государство не как административный аппарат, а как социокультурное целое.
государство, глобализация, идентичность, государственность, элита, политика, политичность, власть, национальный интерес, право
Рубеж XX – XXI веков, период активной глобализации, показал нам, что мировое сообщество находится на пути формирования нового миропорядка, от оптимальной организации которого зависит существование различных стран.
Глобализация резко обострила проблему государственной идентичности, включая ее национальный, аксиологический, культурологический и иные аспекты, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем, тревожащих научное правовое сообщество. Во многом рост интереса к данной теме является ответом на вызовы, порождённые глобализацией. Значимость проблемы идентичности государств и обществ подчеркивал З. Бауман, говоря, что интерес к этому вопросу "может сказать больше, чем известные концептуальные и аналитические результаты осмысления состояния человеческого общества", вне идентичности нет ни человека, ни общества, ни государства на земле.
Что понимается под идентичностью?
Данный вопрос довольно сложен ввиду того, что этой теме посвящен определённый массив трудов, прежде всего, в социальной и личностной психологии. Однако нельзя сказать, что в государственно-правовой научной литературе уже сложилась общепринятая трактовка этого феномена. Понятие идентичности пришло в исследования государства сравнительно поздно –лишь в 1990-е годы оно перестало быть экзотикой. Психологи, социологи, антропологи к тому времени уже десятилетиями разрабатывали тему индивидуальной и групповой самоидентификации, и их наработки были восприняты государствоведами в сфере исследования национальных государств и международных отношений. Поэтому в основе анализа государственной идентичности лежит комплекс методологий, часть из которых не присуща государственно-правовым исследованиям.
Как известно, существуют различные виды методологии. Однако, не все они могут быть применимы к исследованиям проблем государства. Важно применить ту методологию, использовать такие средства познания, которые могут дать нам в процессе исследования реальный результат, а не просто констатацию неких познавательных фактов. Следует отметить, что проблема государственной идентичности, как и идентичности вообще, наиболее эффективным образом может быть исследована с помощью комплекса методологий, позволяющих охарактеризовать различные стороны исследуемого вопроса, а именно социологической, аксиологической, культурологической, которые на наш взгляд, являются в решении этой исследовательской задачи основными, но не единственно возможными.
Социологическая методология позволяет рассмотреть вопрос государственной идентичности с точки зрения ее социальной обусловленности и социального действия, ее влияния на функционирование государства и его приспособление к меняющимся внешним условиям. Однако, несмотря на явный исследовательский потенциал, такой подход имеет и очевидные границы. Так, социологический подход не может позволить дать анализ природе и сущности государственной идентичности. Это, с одной стороны, позволяет сделать аксиологическая методология, рассматривающая ценностную сущность и идейный строй идентичности государства, и, с другой стороны, культурологическая методология, позволяющая, установить природу и основы духовного и мировоззренческое измерения общества и государства.
Итак, на чем же базируется государственная идентичность?
Каждый индивид определенной исторической эпохи с присущими ей характеристиками, имеет свои особые личностные параметры и характеристики. Именно через них он воспринимает остальных членов этого общества как своих современников и партнеров по совместной деятельности. Эти параметры и характеристики, в свою очередь, определяются тем фактом, что социальные рамки любого общества, будь то общественной группы, религиозной организации, корпорации, либо государства, не просто обеспечивают индивида средствами для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, но и диктуют определенный утвердившийся образ жизни, устанавливают обычаи, моральные, религиозные правила поведения, правовые нормы и т.д.
При всей дифференциации таких средств, люди, живущие в едином социокультурном, экономическом, политическом, государственно-правовом пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех них ценностей, норм, установок, которые в совокупности обеспечивают уникальность данного общества и единство всех его членов. Этот комплекс средств, ценностей и характеристик определяет содержание и направленность общественного и правового сознания, общественной и политико-правовой мысли, общественных и национальных интересов, господствующей в государстве идеологии, и составляет фундамент идентичности народа и представляющего его государства.
Нами уже отмечалось, что современное общество и государство очень подвержено глобализационным процессам, сменившим процессы универсализации. Глобализация представляет собой довольно продолжительный процесс, при котором резко снижается, если не полностью утрачивается, контроль индивида над событиями и явлениями, влияющими на их судьбы. Глобализация – это помимо установления глобальных, всеобъемлющих глобальных связей и сетей, еще и преднамеренность и контролируемость всех процессов, происходящих в обществе, государстве, а также в международной сфере Современное общество характеризуется снижением роли индивидуального начала в контексте решения различных вопросов. Таким образом, возрастает неопределенность человеческого существования. В условии глобализационных процессов эта неопределенность представляется отдельными мировыми лидерами как некое благо, как лучший вариант существования для государств. Это порождает противоположное стремление национальных государств к наибольшей автономии, самостоятельности в решении как внутренних, так и внешних вопросов. Такая автономия основывается на определенной государственной национальной специфике, особенностях, которые составляют государственную идентичность.
Каждый народ стремится создать своё национальное государство, Для этого должна быть сформулирована собственная национальная идея, главное предназначение которой состоит в определении национально-государственной идентичности в ряду других государств. На основании этого формулируются собственные интересы государства, определяются как внутренние, так и внешние функции государства.
Стоит отметить, что различаются также наднациональные идеи, сформулированные на основе цивилизационных, культурно-исторических, правовых принципов, критериев, ценностных систем и т.д. Эти наднациональные идеи положены в основу типологизации государств по цивилизационным критериям. Именно в этом контексте мы говорим о христианской, конфуцианской, славянской, азиатской, европейской и иных цивилизациях.
Государственная идентичность формируется на основе слияния национально-исторической, психологической, социокультурной, правовой, политической и других сфер и обладает внутренними и внешними характеристиками.
Внутренняя характеристика идентичности подразумевает общую основу, единое начало, и определяется видением государством самого себя как бы изнутри, его сущностную социокультурную основу.
Внешние составляющие формируются, в основном, за счет функционирования государства, исходя из сложившихся национальных интересов, и проявляются во внешней деятельности государств, в его оценке своего места и роли в мировом сообществе. В этом контексте идентичность имеет отношение к геополитическому статусу государства в мире, и выступает в качестве своеобразного индикатора, позволяющего судить о том, как то или иное государство видит себя в отношениях с остальным миром. Она дает значимость внешнеполитическим ориентирам государства, составляет основу его суверенитета, национальных интересах, национальной безопасности и стратегии развития и т.д. Кроме того, государственная идентичность определяет эффективность функционирования политических организаций, определяет сущность национальных интересов и их международное признание.
Такое качество государства, как его идентичность позволяет рассматривать государство не как административный аппарат, а как социокультурное целое, которое, однако, имеет свои внешние границы. Любое сообщество конструируется через определение своих внешних границ, что и создает общность между членами группы, коллективизм общества в целом. Государственные границы в этом процессе и единство являются наиболее очевидными и понятными. Исторически сложилось так, что потеря или приобретение территорий, изменение территориальных границ, может служить источником изменений и государственной идентичности. Со времени Вестфальского мира 1648 г. территориальные границы государств считаются священными и неприкосновенными. Политическая организация современного мира базируется, прежде всего и главным образом, на разделении стран и народов по территориальному принципу. Причем на данной территории нет какой-либо иной власти, кроме власти суверенного государства, юрисдикция которого распространяется на эту территорию. Государство есть субъект права и в качестве юридического лица его правозаконность основывается на коллективности, неделимости единой территории, на которой живет эта коллективность. Леон Дюги отмечал. что "характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории". Поэтому неудивительно, что само понятие политической власти с самого начала отождествлялось с отправлением власти на определенной территории и с самой этой территорией.
Государственная идентичность рассматривает государство за пределами строгих административных очертаний. Она подчеркивает, что сущность государства не только и не столько в правотворчестве и легитимном праве на принуждение, которое применяется с целью обеспечения выполнения законов, сколько в конструировании социального порядка, сохранении социокультурной самобытности общества, формировании социальных связей и взаимодействий в обществе. Государственная идентичность является сферой реализации и защиты интересов, сопричастности к самоорганизованной, автономной жизни государства. Именно в контексте идентичности, через ее ключевые составляющие (культуру, обычаи, ценности, идеологию, национальные интересы) индивид соотносит себя с определенным обществом и государством.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: «Логос», 2005. 390 с.
2. Дубинина Е.Н. Причины, сущность и способы юридизации современных общественных отношений. Тула: ТППО, 2016. 160 с.
3. Дюги Л.. Конституциональное право. Общая теория государства // М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1908. 988 с.
4. Сигалов К.Е. Международно-правовой аспект среды права и право человека // Юридический мир. 2008. № 1.