Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (курсант)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.06.01 Юриспруденция
ББК 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW063000 Legal Writing
Статья посвещена рассмотрению проблемы девиантного поведения подростков. Авторы приходят к выводу о том, что одним из факторов отклоняющегося поведения является неполноценность семьи, а именно дефицит внимания. Материальное благополучие семьи, уровень достатка также влияет на девиантность несовершеннолетних. Девиантное поведение может возникать по разным причинам от внутренних переживаний до внешнего давление со стороны взрослых, в том числе и преступников. Этот возраст наиболее подвержен легкой внушаемости, что делает их идеальным объектом для склонения к совершению противоправных действий. Значимыми возрастными особенностям несовершеннолетних, обусловливающими девиации поведения, являются: незавершенность процесса формирования личности; отсутствие собственных механизмов преодоления трудностей; противоречивость чувств, сочетание чувствительности и жестокости; повышенное половое влечение; неадекватная самооценка и неуверенность в себе; импульсивность; максимализм в оценках; упрямство и внушаемость; недостаточно развитая способность объективно оценивать конкретные поступки, к самоконтролю поведения; отсутствие жизненного опыта, навыков конструктивного решения проблемы; не способность находить наиболее приемлемые способы разрешения сложных жизненных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу.
право, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, общество, антиобщественное поведение, дезадаптация, нарушение, форма поведения, отклонение, норма, ценность
Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных и правовых норм, называют девиантным. Данное поведение посягает на интересы и права, жизнь и здоровье людей, оно приносит социальный вред. Минимальная социальная вредоносность выражается, например, в грубости, неуважительном отношении к старшим, систематических опозданиях в школу и т. п. Максимальная вредоносность – бродяжничество, наркомания, самоубийство, совершение преступлений характеризуется значительным ущербом для конкретной личности и общества в целом. Педагогическое исследование многообразных проявлений отклоняющегося поведения несовершеннолетних. B условиях современного развития общества имеет научную актуальность. Общеизвестно, какую социальную опасность представляют наиболее выраженные формы девиации – преступное и суицидальное поведение подростков. Именно преступность несовершеннолетних является источником роста «взрослой» преступности, а смерть детей от самоубийства является второй причиной ухода из жизни данной категории населения. В этой связи глубоко рассмотрены наиболее трагические формы девиантного поведения - противоправное и суицидальное поведение несовершеннолетних, что является актуальным на данный момент.
С первых дней жизни ребенок погружается в общество. Сначала родных и близких, затем сверстников и соседей, позже - одноклассников и коллег. В повседневной жизни человек не может не взаимодействовать с социумом и именно он формирует характер и оставляет отпечаток в воспитании. Подростковый возраст является сложным периодом становления личности, когда несовершеннолетний уже начинает вступать во взрослую жизнь, принимает ценности и нормы, принятые в обществе. В это время в его жизни происходят многочисленные изменения, как положительного, так и отрицательного характера.
В процессе адаптации подростка к окружающей реальности, восприятии ценностей общества, его личность подвергается сильному воздействию. Причем, нередко эмоциональное развитие молодежи происходит с нарушениями, их поведение отклоняется от «правильного вектора», не совпадает с ожиданиями общества, не соответствует общепринятым социальным номам, то есть становится девиантным. Даже, в самом цивилизованном и дисциплинированном обществе, невозможно выстроить одну линию поведения и заставить всех людей соблюдать единые правила.
Отклоняющееся поведение может носить индивидуальный или групповой характер. Проявляться в открытой или скрытой форме. Можно выделить следующие виды отклоняющегося поведения:
- делинквентное поведение, характеризующееся асоциальными поступками, причиняющие вред личности, обществу, государству; к этой форме поведения могут относиться действия, как наказуемые административно-правовыми или уголовными нормами (например, хулиганство, вандализм, кража, разбой и т.д.), так и противоречащие общественным ценностям и нормам (сквернословие, нарушение общественного порядка);
- аддиктивное поведение – деструктивная форма, характеризующаяся стремлением отойти от реальности сознательно изменяя собственное психическое состояние. Оно достигается приемом различных психотропных стимуляторов, например, алкоголя, наркотиков. Также под аддиктивным поведением подразумевают компьютерную или религиозную зависимость, что достаточно часто встречается в современном мире;
- патохарактерологическое поведение – одна из форм девиантного поведения, характеризующая отклонения, возникающие в процессе воспитания личности несовершеннолетнего. Ошибки в процессе становления личности могут спровоцировать чрезмерную завышенную или неоправданно заниженную самооценку ребенка;
- психопатологическое поведение, характеризующееся проявлением психических заболеваний и расстройств, в основе которых лежат психопатологические синдромы и симптомы;
- гиперспособности также являются отклоняющимся поведением, поскольку человек обладает способностями, превышающими среднестатистические, что зачастую влечет недостаточную приспособленность к повседневной жизни.
Выявить конкретный психотип, а также установить возможную причину девиантного поведения не получится без четкого определения формы отклонения. Психотерапевты утверждают, что «дезактивировать» девиантное поведение у подростков - самых чувствительных в силу переходного возраста- можно, однако только после определения потенциальных причин возникновения и анализа всех возможных факторов риска. Существует несколько форм проявления девиантного поведения у подростков, которые проявляются в отклонении от общепринятых норм поведения у несовершеннолетних. Однако родителям важно быть на страже и вовремя распознать, чем вызваны поступки: юношеским максимализмом, отрицанием или же имеет место одна из разновидностей девиантного поведения. Кроме форм, выделенных ранее существуют также иные формы:
Пьянство - это одна из разновидностей отклонений в поведении, характеризующаяся постоянным и невоздержанным потреблением спиртных напитков. Оно приводит к алкоголизму - заболеванию, возникающему в результате употребления алкоголя в больших количествах. Алкоголизм нарушает мозговую деятельность и память, а также ухудшает физические способности, поэтому человек, а особенно подросток, может совершать абсолютно необдуманные и неразумные поступки. Подростковый алкоголизм лечится крайне тяжело.
Проблемы наркомании и токсикомании (заболевания, которое возникает при зависимости от психоактивных веществ, официально не причисленных к списку наркотических средств) в последние 20 лет становятся все более распространёнными.
Проституция – деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Причинами выбора несовершеннолетними этой формы поведения могут быть совершенно разными от нестабильных внутрисемейных отношений до попытки подростками повысить свою самооценку. Важно отметить то, что несовершеннолетние девушки перестают заботиться о получении образования. Согласно статистике, несовершеннолетние встают на этот путь, когда уходят из дома, потому что им необходимы денежные средства для жизни.
Выяснение причины – важный фактор анализа девиантного поведения. Поиск основных причин, обусловливающих отклонение от норм, принятых в обществе, приводит к внутренним и внешним факторам. К первым относят индивидуально-личностные особенности подростков, определяющие склонность к девиантному поведению различных типов, а также отношения в семье. Доверительные и дружелюбные отношения в семье – залог того, что подросток будет жить в рамках социальных норм и правил и не будет стремиться к негативизму или проявлению различных форм девиантного поведения. Поэтому крайне важно с первых дней жизни ребенка обеспечить его любовью, заботой, теплом и вниманием, чтобы в будущем у сына или дочери не возникли проблемы с социализацией.
Изучение индивидуально-личностных особенностей девиантных подростков сопряжено с решением конкретных задач, например, выявления психологических индикаторов виктимной личности (тревожности, эмоциональной ригидности, вязкости, монотонности, эмоционального огрубления, утраты эмоционального резонанса и т.д.), которая часто характеризуется низким уровнем мотивации и самооценки, высоким уровнем конформизма.
Ко вторым, внешним, факторам относятся процессы, происходящие в обществе. Обращается внимание на причины, имеющие отношение к социальному неравенству, морально этическому фактору, фактору окружающей среды. Многими исследователями к одному из ключевых факторов появления отклоняющегося поведения подростков относят влияние семьи, особенности семейного воспитания. Так, например, указывается, что семейная среда постоянно связана с проблемами детского поведения и развитием серьезного правонарушения среди молодежи.
Нарушение семейных отношений создают объективные предпосылки для появления разных видов и форм отклоняющегося поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий; неблагополучная семья проецирует отклонения в психосоциальном развитии ребенка, лишает его чувства психологического комфорта, психологической защищенности.
В исследованиях различных ученых проводится взаимосвязь между типами семейных нарушений и спецификой девиантного поведения подростков, например, дисгармоничный стиль воспитания (гиперопека, конфликтные ситуации); нестабильный стиль (ситуации до, вовремя и после развода); асоциальный стиль (отклоняющееся поведение родителей). Исследуются стили родительского воспитания в контексте разных уровней направленности на личность подростка: уровень черт, уровень личной зрелости, уровень семантической структуры обыденного сознания. Значимым фактором, оказывающим на формирование склонности к девиантному поведению подростков, считается и влияние среды сверстников. Например, изучая такое влияние, ученые из Германии Busching К., Krahe B. в своем исследовании, посвященном обнаружению влияния на развитие девиантного поведения в подростковом возрасте, указывают на демонстрацию преимущества изучения межуровневых взаимодействий для выяснения влияния среды сверстников на развитие девиантного поведения в подростковом возрасте.
Выделяются группы взаимосвязанных факторов нарушения поведения подростка: психобиологических, социальных макро- и микрофакторов, психологических особенностей личности; индивидуальных, психологических, личностных, социальных и социально-педагогических факторов; дефектов воспитания, общения, понимания и выполнения социальных ролей, социального опыта, контроля и адаптации.
Среди факторов девиантного поведения несовершеннолетних особое место отводится личностным, проявляющихся на индивидуальном уровне. К ним можно отнести потребности в самоуважении и престиже, риске, алкоголе, наркотиках, агрессивность и эмоциональноя неустойчивость и др.
Социально-экономические факторы (безработица, расслоение общества на бедных и богатых и др.) значительно влияют на сознание несовершеннолетних. Они смотрят на получения высокого заработка антиобщественным путем и стремятся к его достижению. Касаемо психологических факторов, значительные сложности встречаются при раннем выявлении склонности личности к девиантному поведению: дезадаптивному и асоциальному, изучении социально психологического и психодиагностического профиля каждого вида по основным личностным характеристикам: характеру, направленности личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальному развитию.
В ряде случаев обоснованно изучаются показатели агрессивности подростков с девиантным поведением: рассматривается как уровень агрессивности, ее виды, так и показатель склонности к агрессии и насилию. Агрессивное поведение часто определяется через специфическую форму реагирования на такие жизненные ситуации, которые могут вызвать различные негативные состояния человека (стресс, фрустрацию). Такое реагирование может быть одним из способов решения возникших проблем, осуществляемое с учетом защиты чувства собственного достоинства, своих принципов, ценностей, своего статуса, своего окружения и др.
Одним из факторов девиантного поведения может также выступать дезадаптация несовершеннолетнего. В настоящее время в мире всё больше уделяется внимания здоровью детей в школе, а также созданию комфортных условий, прежде всего психологического климата, для обучения и воспитания детей в школе. Все это направлено на то, чтобы снизить уровень тревожности детей в школе, а также с целью проведения профилактики развития школьной адаптации у детей.
Школьная дезадаптация к условиям образовательного учреждения приводит к снижению способности к обучению, ухудшению взаимоотношений с одноклассниками и учителями. В качестве признаков, характеризующих школьную дезадаптацию можно включить: негативное отношение к школе, нежелание ее посещать; низкую работоспособность; тревожность ребенка; трудности общение как со сверстниками, так и с учителями. У дезадаптации имеется 2 уровня: психологически и педагогический. Педагогический проявляется в трудностях в усвоении учебной программы, а психологический во внутренних переживаниях ребенка. Они проявляются в различных чувствах, таких как тревожность; уязвимость; замкнутость как при общении со взрослыми и сверстниками, так и при ответе у доски; трудности вступления в различные контакты.
Эффективными психопрофилактическими формами работы считаются следующие: обеспечение социальной среды, формирующей адекватные установки и опыт здорового образа жизни; информирование в целях воздействия на когнитивную и эмоционально-волевую сферу личности подростков; фокусирование на активизации внутренних и внешних ресурсов при обучении и воспитании подростков в русле социально значимых приоритетов; работа с установками на социально одобряемую направленность деятельности.
В школьной жизни часто случается, когда гармоничные отношения между ребенком и школьной средой не возникают изначально, особенно это касается младших школьников при переходе в средние классы. Крайне важно следить за здоровьем, гармонизацией школьной жизни учащихся на каждой ступени развития и обучения. Спровоцировать девиантное поведение могут различные факторы. На них влияет внутрисемейное, правовое, религиозное воспитание, роль влияния сверстников, индивидуальные особенности личности, а также отдельное место занимает пропаганда антиобщественного поведения и вовлечение несовершеннолетних в преступную сферу.
На сегодняшний день правоохранительные органы характеризуют состояние преступности несовершеннолетних, как стабильно тяжелое. С каждым годом появляется все больше деструктивных тенденций, которые подростки наиболее часто совершают в группе. Опасность для общества состоит в том, что несовершеннолетние наиболее подвержены контролю со стороны взрослых и стремлением выделиться среди сверстников, что подталкивает их к совершению противоправных действий. Преступные деяния несовершеннолетних характеризуются повышенной агрессивностью и тяжкими последствиями. Наибольшую тревожность вызывают участие в неформальных объединениях экстремистского направления (например, SKINHEAD). Девиантное поведение находится в центре внимания многих профессий и служб. Например, социологов, социальных психологов, работников правоохранительных органов и педагогов. Более подробно данную проблему изучает дисциплина – психология девиантного поведения. Основной задачей различных органов и наук является создание комплекса мер, которые будут способствовать предотвращению преступности разных видов, направленных на становление моральных принципов, принятых в обществе.
Особую роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями уделяют семье, как первичному фактору социализации ребенка. Чтобы ребенок следовал принятым в обществе образцам необходимо поддерживать в семьях благоприятную обстановку, поддерживать эмоциональные контакты (например, совместное времяпровождение в выходные дни, проведение семейного ужина, где члены семьи будут делиться событиями, произошедшими за день, совместно обсуждать возникающие проблемы у ребенка), а также здоровую нравственную атмосферу в семье.
Стоит отметить, что психологи выделяют неблагоприятные ситуации для развития ребенка. Таковыми являются подавление личности ребенка и применения насилия в случае несоответствия образцам родителей. Такая форма поведения родителей вызывает у ребенка низкую самооценку и самопринятие, что может спровоцировать деформацию личности ребенка. Насильственные действия в раннем возрасте становятся психотравмой несовершеннолетнего, что может наложить «отпечаток» во взрослой жизни. Следующей неблагоприятной ситуацией, возникающей в семьях, может явиться вседозволенность или гиперопека. В случае гиперопеки ребенок не сможет самостоятельно принимать решения, что негативно повлияет на его внутриличностное общение. При вседозволенности, ребенок ощущает себя неполноценным и ищет внимания у других людей. Крайне опасно, когда несовершеннолетний выбирает в роли авторитета лицо с преступными наклонностями или ввязывается в «плохую компанию».
Для того, чтобы справиться с этой задачей, необходимо решить проблемы стрессоустойчивости личности, формирования таких качеств, которые помогут ему совладать с новыми условиями.
Интерес к копинг-поведению несовершеннолетних вызван именно особенностями этого возрастного периода, так как в это время происходит складывание совладеющего поведения, мобилизация ресурсов стрессоустойчивости личности. В различных формах, в том числе и девиантного поведения. Для этого разработаны различные копинг-стратегии, которые помогут справиться с возникшими трудностями. Наиболее часто мы слышим от психологов о том, что необходимо применять такие способы как разрядка, сотрудничество, проявление оптимизма в трудных ситуациях.
Действительно, в некоторых случаях эти способы являются действенными, но, при наиболее сложных ситуациях, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Важную роль в предупреждении девиаций является первичная профилактика, а именно проведение в общеобразовательных учреждениях просветительской деятельности. Б.Г. Комиссаров дает перечень тех сведений, которые необходимо знать педагогам и психологам, работающим с несовершеннолетними. Профилактическая беседа, как одна из форм профилактики несовершеннолетних является наиболее часто применяемой. Наиболее подходящим вариантом является диалог. Обратная связь со стороны несовершеннолетних обязательно должна быть, иначе информацию они могут просто не воспринять. При проведении беседы нельзя опираться на запугивание, которое может принести больше вреда, чем пользы. Лучше привести статистику, которая показывает негативное влияние тех или иных форм девиантного поведения, как это может повлиять на их будущее.
В последнее время наблюдается негативная тенденция, проявляюшяся в раннем употреблении наркотиков и алкоголя в раннем возрасте, когда человек еще не сформировался психологически. Поэтому в программах профилактики нужно опираться на укрепление личностных ресурсов человек, повышения адаптационных возможностей.
Кроме традиционных методов профилактики, можно проводить такую форму работы, как тренинг. Здесь основной целью является не донесение информации до аудитории, а самостоятельное осознание ими своих ошибок. В тренинге нет неправильных ответов, есть мнения участников, которые, естественно, могут не совпадать. При совместном обсуждении каждый участник анализирует самого себя, свои достоинства, ошибки. Основная задача ведущего – создать благоприятную ненапряженную обстановку, где несовершеннолетние будут чувствовать себя комфортно. В ходе тренинга ничье мнение не должно осуждаться и подвергаться оценке. Ведущий должен стимулировать участников включаться в дискуссию, но против их воли действовать не положено.
В концепции общественных взаимоотношений главенствующую роль играют родители, ведь именно они занимаются обучением ребенка с детства. Процесс социализации ребенка начинается с рождения, первые его взаимоотношения начинаются с родителями, а уже после с другими агентами социализации, такими как школа, институт, различные секции. При обстоятельствах неверного обучения и воспитания возникает предрасположенность к девиантному поведению. Ребенок усваивает те нормы общения и поведения, которые наблюдает в семье, и неосознанно считает это правильным. При неправильном обучении несовершеннолетнего нарушается общественная адаптация. Как показывает практика, несовершеннолетние правонарушители чаще всего воспитываются в неблагополучных и неполноценных семьях. Следствием таких неблагополучных факторов могут быть такие проявления девиантности: безнадзорность; отчужденность ребенка; совершение антиобщественных действий в случае, если родители не дают карманных денег; неуспеваемость по учебной программе; прогулы и т.д.
Источником отчуждения детей может быть невнимательность и незаинтересованность родителей увлечениями ребенка, его повседневными заботами; необходимость в эмоциональной поддержке со стороны родителей и отсутствие совместного проведения досуга несовершеннолетнего. Поэтому большинство «трудных» подростков высказывают неудовлетворение семьей. В таком случае семья перестает выполнять одну из своих функций – воспитательную. Она заключается в привитии ребенку определенных воззрений и ценностей, принятых в обществе. Школа считается не менее уникальным институтом, нежели семья. В школе также выполняются такие функции, как воспитательная, просветительская и социализирующая. В ней несовершеннолетний учится следовать распорядку школы, воспитывает чувство ответственности. В данном институте социализации ребенок расширяет свой круг общения и входит в концепцию формальных межличностных отношений.
Социализирующая функция заключается в усвоении общественных ценностей и норм, при невыполнении которых ребенок молил получить (формальное наказание, что проявляется более строго, чем в семье Ребенок пробует различные социальные роли, расширяет свой кругозор и апробирует взаимоотношения с различными группами людей.
Одним из факторов отклоняющегося поведения является неполноценность семьи, а именно дефицит внимания. Чтобы обеспечить семью, родителю необходимо работать, вследствие чего ребенок становится безнадзорным. Большинство правонарушителей воспитывается именно в неполноценных семьях, где родители могут иметь по несколько партнеров, что в будущем отражается и в поведении детей.
Материальное благополучие семьи, уровень достатка также влияет на девиантность несовершеннолетних. При виде чужого хорошего материального состояния вследствие возраста y них возникает зависть, которая может проявиться в различных видах антиобщественного поведения. Также может повлиять неблагополучная семья, которая, к примеру, не дает детям карманных денег. В результате различных условий дети идут на совершение краж. Если сопоставить с количеством детей, проживающих в неполноценных семьях, можно предположить, что детям не хватает внимания родителей. Возможно, видя сверстников с достатком в семье, они ошибочно полагают, что это влияет на их социальную роль, что понижает самооценку несовершеннолетних с невысоким уровнем достатка.
Девиантное поведение может возникать по разным причинам от внутренних переживаний до внешнего давление со стороны взрослых, в том числе и преступников. Этот возраст наиболее подвержен легкой внушаемости, что делает их идеальным объектом для склонения к совершению противоправных действий.
Значимыми возрастными особенностям несовершеннолетних, обусловливающими девиации поведения, являются: незавершенность процесса формирования личности; отсутствие собственных механизмов преодоления трудностей; противоречивость чувств, сочетание чувствительности и жестокости; повышенное половое влечение; неадекватная самооценка и неуверенность в себе; импульсивность; максимализм в оценках; упрямство и внушаемость; недостаточно развитая способность объективно оценивать конкретные поступки, к самоконтролю поведения; отсутствие жизненного опыта, навыков конструктивного решения проблемы; не способность находить наиболее приемлемые способы разрешения сложных жизненных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу.
1. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: учебное пособие. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017.
2. Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов: учебно-методическое пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Д.А. Донцов, Шарафутдинова; отв. ред. Д.А. Донцов. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2019.
4. Инновационные технологии психолого-педагогической помощи подросткам с отклоняющимся поведением: учебно-методическое пособие. - СПб.: РГПУ. А.И. Герцена, 2015.
5. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2017.
6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2016.
7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2018.
8. Нестерова А.А. Профилактика девиантного поведения мигрантов: учебно-методическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015.
9. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека . - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017.
10. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2019. - 544 с.