Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье дается характеристика детской игровой среды и ее главного агента – игрушки как специфического средства информационного воздействия на ребенка. Автор определяет значение игры в безопасном развитии ребенка, а также кризисное состояние современной игровой культуры. Сформулированы основные критерии игровой продукции для всесторонней ее экспертизы и формулировок соответствующего правового регулирования.
игровая среда, детство, безопасность развития, игрушка, игровая продукция
Предметно-пространственная среда образовательного учреждения является неотъемлемой частью образовательной среды, в которую погружен ребенок. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. Одним из таких важных факторов воздействия в детстве является детская игровая среда, в частности, – игры и игрушки [1, 8, 9].
БРД предполагает опору не только и не столько на благоприятные и комфортные условия материального уровня жизни, сколько на высокие показатели качества жизни ребенка: его внутреннего психоэмоционального благополучия, позитивных переживаний собственной защищенности, наличия светлой оптимистической картины мира и уверенности в будущем. Сила ребенка – одно из центральных оснований безопасности детства, это те «неучтенные возможности» как мощный потенциал ребенка, не ставший еще предметом исследования в психологии и смежных с ней дисциплинах. «Сила ребенка» – это сложно-сочлененное единство физиологической (телесной), психологической (душевной), культурно-исторической и нравственной (духовной) сущностей его содержания.
Первым проявлением и осознанием собственной силы является детская игра, в которой ребенок не только опробует свои физические возможности, выносливость и мышечный тонус, но и силу воли, самоконтроль, выдержку, способность противостоять другой силе. Содержание игры зачастую определяет игрушка, способная задавать определенные игровые модели. Являясь культурной универсалией, игрушка есть инструмент социализации, своеобразное звено между ребенком и предметным миром, а также часть детской игровой реальности. Для ребенка игрушка важнейший предмет, включенный в его жизнедеятельность и оказывающий на него исключительное воздействие. В игре с игрушками ребенок посредством механизма идентификации с различными свойствами игрушки (прыгучестью мяча, гибкостью резинового клоуна, смелостью богатыря и красотой куклы) оказывается повелителем и творцом новых свойств игрушки и себя самого [9, 10].
Сегодня, к сожалению, игра совместная со сверстником в современной социальной ситуации развития – перестает выступать ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит глубокая трансформация игры. Сегодня нарастает кризис игровой культуры: примитивизация, особенно ролевой игры, из которой уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого, а также вестернизация содержания и меркантилизация мотивов. Экспертиза и требования к игровой продукции по показателям химической, биологической, механической и др. безопасности, действительно, исключительно важны для защиты жизни и здоровья детей и подростков, но явно недостаточны для защиты от вреда, причиняемого содержащейся в такой продукции информацией, угрожающей физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей.
В настоящее время изобилие игрушек у детей порождает серьезную социально-психологическую и педагогическую проблему, связанную с правильным отбором игровых материалов, технологий, самих игрушек, их использованием и размещением. В связи с этим, а также активно развивающимся рынком игровой продукции в России, оказывается настоятельно необходимым повышение профессиональной компетентности специалистов образования в области формирования детской игровой культуры, оценки игрового набора, внимание к правильной организации предметно-развивающей игровой среды детей в образовательных учреждениях, активное просвещение родителей в области игры и игрушки, ограничения на государственном законодательном уровне появления игровой продукции, способной оказать негативное воздействие на ребенка. Важнейшим видом игровой среды, и наиболее опасным являются компьютерные игры 4, 5, 6. Они фактически «успешно» заменяют традиционную конструктивную игру и игрушку, становясь страстью, пагубным влечением буквально с первой пробы.
Таким образом, общее современное состояние детской игровой среды свидетельствует о глубоком кризисе. В чем он?
Экспертиза и требования к игровой продукции по показателям химической, биологической, механической и другой безопасности, действительно, исключительно важны для защиты жизни и здоровья детей и подростков, но явно недостаточны для защиты от вреда, причиняемого содержащейся в такой продукции информацией, угрожающей физическому, психическому, духовному, нравственному развитию детей.
Современные высокотехнологичные куклы и роботы с распознаванием речи и камерами бесконтрольно получают информацию о ребенке и его родных, хранят ее на серверах, что нарушает Закон о неприкосновенности частной жизни семьи и ребенка (государственный запрет в Норвегии и Германии).
Например, анимматроники воздействуют на психологический статус и здоровье ребенка разрушительным образом. Как пишут разработчики: «Несмотря на большое количество мягких игрушек, игра создана вовсе не для детей, и даже не для каждого взрослого. Это игра для тех, у кого стальные нервы». Содержание ее таково, что происходит живое воспроизведение детских ночных страхов.
Игрушки повсюду преследуют детей, находят и: либо откусывают части тела (н-р, правую половину мозга), либо буквально убивают их души. Каждый из образов – это больное воображение ребенка, вызванное душевной травмой.
Задача взрослых – обеспечить безопасность взаимодействия ребенка с современной игровой средой, для чего возникает настоятельная необходимость четкого прогноза неблагоприятных последствий воздействия детской игровой продукции, формирующей негативные игровые модели.
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2010. - 640 с.: ил. - (В помощь родителям).
2. Абраменкова В.В., Понкин И.В., Пристанская О.В. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (проект). - М., 2008; Григорьев С.В. Развивающе-воспитательный потенциал игры и праздника на рубеже ХХ! Века. М., 2001.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений/ Эрик Берн;[пер.сангл.А.Грузберг]. - М.: Эксмо, 2010. - 352 c.
4. Беловолов Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми. - Психологический журнал. - 2011. - Т. 32. - №6. - С. 49-58.
5. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд НГПИ, 1989. - 122 с.
6. Григорьев В.М. Исследования ролевых игр //Архив Лесногородского Клуба Друзей Игры, 1990.
7. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. - №2.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Школьная Пресса, 2000.
9. Хейзинга Й. HomoLudens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл./Общ.ред. и посл.Г.М. Тавризян. - М.:Издательская группа «Прогресс», «пПрогресс-Академия», 1992. - 464 с.
10. Эльконин Д.Б. «Психология игры», Москва Педагогика, 1978.