Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Автор анализирует содержание понятия «научная школа» в прошлом и настоящем, описывает опыт формирования научной школы «Мониторинг качества образования» на базе кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».
научная школа, научно-исследовательская деятельность, мониторинг, оценка качества образования, преемственность, подготовка кадров.
В последние десятилетия возрастание роли человеческого капитала стало одним из основных факторов экономического развития» [9]. Поэтому проблемы модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг можно решить только при условии качественной подготовки научно-педагогических кадров, в том числе в отечественных научных школах. Актуальность проблемы подготовки отечественных кадров для вузов обусловила интерес и внимание к понятию «научная школа», о чем свидетельствуют дискуссии в научных изданиях.
Понятие научной школы как института сотрудничества, по мнению многих авторов, изучавших этот феномен, пришло из древнего мира и связано, как правило, с пифагорейской школой, Академией Платона, Аристотелевой школой перипатетиков и др. Школы возникали, прежде всего, для обучения, передачи знаний ученикам, воспроизведения ими наследия учителя. Содержание деятельности школ менялось в зависимости от исторического времени. Объединения вокруг выдающихся мыслителей порождали «культ гения, или интеллектуального героя», ученики следовали идеям своего учителя и выступали хранителями этих идей, формировали научные направления, обретавшие статус научных школ [8, с. 47].
В XVI—XVII вв. ситуация изменилась: основной функцией научной школы стало развитие идей создателя школы. Вариант художественных школ эпохи Возрождения мог стать образцом для первых научных школ как форма организации коллективной научной деятельности. Появляются группы единомышленников, тесный кружок, партнеры по обсуждениям, порой это приобретает черты социальных движений, если идеи подхватывают и возникает некая организованная группа, члены которой необязательно лично знакомы, но разделяют, а главное отстаивают и творчески развивают идеи «интеллектуального гения».
К примеру, в конце XVIII — начале XIX в. появилась организованная группа, подхватившая идеи «интеллектуального родоначальника идеализма» И. Канта. Возникло философское движение, внутри интеллектуального сообщества. «Данное движение, рекрутируя новых членов, заражало их творческой энергией и предлагало им перспективные задачи на вновь открывшихся направлениях мышления, — описывает идеалистическое движение Р. Коллинз. — Идеалистическое движение появилось во время борьбы за трансформацию немецких университетов, что привело к автономии философского факультета и рождению современного исследовательского университета…» [8, с. 49].
1. Борзенко И.А. Научные школы высших учебных заведений в подготовке квалифицированных кадров и прогрессе науки. http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/pmtb/2010_1/7-11.pdf
2. Ведущие научные школы России. Справочник. - М.: Янус-К, 1998. http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=20640
3. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М., 1988. - С. 63.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - С. 35.
5. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 42-48.
6. Левин А.С. Соображения к концепции развития программы // Курьер образования. - 2000. - № 10(106). http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.htm
7. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. - 2000. - № 5. - Т. 21. - С. 106-111.
8. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. - М., 1977. - С. 28 и др.
9. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). - М., 2003.
10. Дежина И., Егерев С. Ведущие научные школы - российский феномен? 10.12.2008. http://jakunin.viperson.ru/wind.php?ID=545014; http://kapital-rus.ru/society/element.php?clear_cache=Y&ID=7617 (Исследование поддержано грантом РГНФ № 08-03-00648а).
11. Дежина И., Киселева В. Научные школы: форма стагнации или интеллектуальной капитализации? http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc
12. Гасилов В. Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кремера. - М., 1977. - С. 119-153.
13. Гузевич Д. Научная школа как форма деятельноcти // Вопросы истории естествознании и техники. - 2003. - № 3. - С. 64.
14. Левин А. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования // Акустика неоднородных сред. Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А. Рыбака. - М., 2002. - С. 151.
15. Lievrouw L. Reconciling structure and process in the study of scholarly communication// C. Borgman (еd.) Scholarly communication and bibliometrics. - 2004. - P. 59. Newbury Park // http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc
16. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
17. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. http://www.referent.ru/1/173627
18. Криворученко В.К. Научные школы - важнейший фактор развития современной науки. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/
19. Криворученко В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал журнала «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 2 // http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/
20. Положение о научных школах. [http://mgutm.ru/science/activity/scientific-schools/polojenie_o_schools.php
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 года о создании Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) //Российский гуманитарный научный фонд. http://www.rfh.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=11
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» // Российский фонд фундаментальных исследований. http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4153
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 957 «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» // Гарант. http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
24. Российский фонд фундаментальных исследований. http://www.rfbr.ru/rffi/ru/rbfr_history
25. Shishov S.E. Determination of the Purposes of Education in the Knowledge Economy From the Position of Competence Approach // European Journal of Contemporary Education. - 2012. - Number 1 (in 1 part) September 24. - Р. 58-67.
26. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. - М.: Издательство НЦСиМО, 2008.
27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа мониторинга качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
28. http://csr.spbu.ru/archives/30174
29. Формирование нового поколения профессиональных кадров: проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. МГУТУ, 22-24 октября 2009 г. - М.: Финансы и статистика, 2011. - (Качество образования).
30. Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика / Материалы Международной научно-практической конференции. МГУТУ, 18-19 ноября 2010 г. - М., Калуга, 2010.