с 01.01.2008 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (Кафедра теории государства и права, Доцент кафедры)
с 01.01.2011 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.06.01 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ББК 670 Общая теория права
ББК 60 Общественные науки в целом
В настоящей статье рассматривается вопрос о такой качественной характеристике государства и права в глобализирующемся современном мире, как правовая система. В связи с развитием общества, законодательства, становлением или развитием гражданского общества правовая система обращает на себя все больше и больше внимания. Обосновывается тезис о том, что в последнее время наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран, что обусловлено развитием торговых, экономических связей и международного права.
государство, право, глобализация, правовая система, система права, правовая семья, частное право, публичное право
Право располагает большой возможностью влияния на общественные процессы. В своём процессе развития правовая система дает возможность избежать различных изменений, связанных с устарелым типом правоприменения и правотворчества. Осознание проблем права содействует их разрешению на базовом уровне, саморазвитию правовой системы, воспитанию высокой правовой культуры. Правовая система России в период ее перехода к правовому демократическому государству, а также в условиях все более нарастающих мировых глобализационных процессов, испытывает значительное изменение и модернизацию. Отмечается относительный рост уровня правосознания большей части населения страны, что дает возможность закрепить правовую идеологию государства, полностью реформировать систему права, сформировать фундамент новой правовой системы России.
В основе развития правовой системы лежит доктрина правового демократического социального государства и гражданского общества. Начиная с периода последнего десятилетия XX века, в России продолжается процесс формирования современной правовой системы. Этот процесс имеет две ярко выраженные тенденции. Во-первых, создаётся база правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Наблюдается появление нового законодательства, новый подход в правовом регулировании знакомых отношений. Юридические науки разграничивают на группы (теоретико-исторические, отраслевые юридические, прикладные юридические, международного права, а так же науки имеющий специальный предмет). Во-вторых, осуществляется третья кодификация Российского законодательства, основанная на происходящих изменениях
В основном наблюдается увеличенное внимание на обеспечение духовных и материальных потребностей личности (благополучие и свободу, защиту и охрану прав и свобод). Обеспечение подлинного народовластия (всеобщего избирательного права, организации работы парламента, многопартийности, разделения властей, свободы совести, независимости суда, равноправия наций, выбора любой идеологии т.д.). Воплощаются в содержании правовых норм основные моральные принципы, идеи гуманизма и справедливости. Повышается авторитет закона, воспитываются идеи законопослушания в сознании людей, создаются условия, предотвращающие правовой нигилизм. Укрепляется и повышается роль закона среди иных источников права, конституционный контроль, принцип независимости суда, судебное обжалование действий администрации. Повышается внимание к рациональному экономическому выбору и охране и защите ресурсов.
Еще одна из главных тенденций развития права - усиливающийся процесс его «экономизации». Все больший объем законодательства касается экономических проблем. Большую роль приобретают отрасли законодательства, которые связаны с регулированием хозяйственных отношений и социальное право, делающее пущий упор на материальные проблемы (алименты, пенсии, контроль над ценами, пособии). Находят своё закрепление в законодательстве и практическое воплощение принципы и нормы европейского права.
Ключевые тенденции формирования и улучшения права объединены с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в государстве. В то же время проходят глубокие процессы изменения наиболее важных отраслей права, обновления законодательства и осознания новейшей значимости законных интересов индивидов и общества.
В последнее время происходит постепенное изменение сочетания связи «индивид и право». С одной стороны, речь идет о, своего рода, «очеловечивании» права, о формировании такой правовой тенденции, где ядром, центром внимания становятся - индивид, его права и свободы. Воплощение этого можно увидеть, например, в Декларации прав и свобод лица и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законодательстве о собственности, гражданстве и иных нормативных актах. С другой – ограничивается публично-правовое регулирование. Данная тенденция закономерное влечет за собой изменение и методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, доминирование общедозволительного типа регулирования во взаимоотношениях между людьми. Таким образом, можно говорить о явной тенденции расширения сферы воздействия частного права, а также об усилении его роли в правовой жизни общества.
Российская правовая наука стала все чаще обращаться к исследованию теоретических вопросов системы права.
Можно заметить, что и в последнее время стала намечаться очередная дискуссия о системе права. В этом нет ничего противоестественного, если учесть радикальный характер изменений, которые произошли в российской правовой системе за последние годы.
Например, Н.В. Разуваев считает, что невозможно отграничивать одну отрасль от другой, предлагаемыми критериями ввиду того, что предмет и метод регулирования не позволяют разграничить даже такие отрасли, как гражданское и административное право. Примером его мыслей может явиться то, что в согласно ст.123 ГК РФ органы государственной власти приобретают и осуществляют имущественные права в пределах своей компетенции, закрепленной актами, определяющими статус этих органов. Следовательно, имущественные отношения урегулированы нормами не только гражданского, но и административного права, а с другой стороны, в ГК имеются нормы, которые регулируют организационные отношения исполнительно-распорядительного характера при участии органов власти[1].
Однако на наш взгляд, приводимые примеры иллюстрируют другую тенденцию современного российского права. Эта тенденция заключается во взаимопроникновении публично-правовых и частно-правовых отраслей права. И речь может идти только о том, что предметы двух разных по сферам отраслей могут иметь области пересечения.
Сам автор предлагает иные критерии для построения системы права. Критерии предмета и метода себя до конца ещё не изжили, но уже являются недостаточными: «для того, чтобы они выполняли свою разграничивающуюся функцию, следует выявить критерий более общий и более высокого порядка...»[2].
Данный вывод, на наш взгляд, является достаточно неоднозначным ввиду того, что если приведенные примеры и могут показывать что-то, то это лишь то, что предмет и метод правового регулирования являются слишком общими, не имеют достаточной конкретики. При этом новые критерии должны отвечать вышеобозначенным потребностям разграничения отраслей права и быть удобными в использовании.
Российская система права развивается благодаря различным нововведениям в законодательстве государства. Изменяется и определение некоторых правовых явлений и структура права.
Нельзя не остановиться на характеристике системы права России в настоящий период. Это обусловлено тем, что система права является звеном правовой системы.
В 20 веке практически все развитые государства модернизируют свое социальное законодательство, причем в последнее десятилетие его развитие идет интенсивно. Аналогичная тенденция характерна и для РФ, в связи с чем в литературе отмечается необходимость «в современном российском законодательстве…ориентироваться на развитие широкого спектра комплексного массива социального права»[3], включающего законодательство о социальном обеспечении, здравоохранении и образовании. Обусловленную этими процессами тенденцию можно обозначить как социализацию права. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. В силу уникальных исторических реалий Российское государство и правовая система находились в специфической ситуации. В развитии российского права за последнее десятилетие можно проследить два взаимосвязанных направления. Переход России в конце прошлого века к рыночным отношениям повлек усиление частноправовых начал в регулировании общественных отношений (эта тенденция характерна для стран постсоветского типа). Существенному преобразованию подверглись такие отрасли права как гражданское, семейное, трудовое, хозяйственное право. Трансформации подверглись даже те отрасли права, которые традиционно считались публичными[4]. Это относится к отрасли финансового права, которое в советский период считалось публичным правом. «Если финансовое право в том виде, в котором оно существовало в советское время, было очень близко, практически неотрывно от административного права, то сегодня оно заняло место пограничной отрасли на стыке публичного и частного права»[5],- отмечает М. В. Карасева.
Отмечается увеличение процессуальности (процедурности) в правовом регулировании, что выражается в расширении сферы процессуального регулирования, увеличении числа процедурно-процессуальных норм, усложнении процедуры, совершенствовании процессуальной формы. Процессуальное регулирование становится более четким и детализированным. В развитии процессуального права просматривается следующая важная закономерность: чем более развито общество, тем детальнее в законодательстве закрепляется деятельность, связанная с охраной социального порядка, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций[6].
В системе права России возникли новые процессуальные образования: отрасли, подотрасли и институты – арбитражное процессуальное, исполнительное, судебно-конституционное право, налоговый процесс. Расширяется предмет регулирования существующих процессуальных нормативных образований, в частности, административно-процессуального права. Можно предположить, что по мере развития российского права блок процессуального права будет расширяться и совершенствоваться, и в структуре права его объем будет куда более значительным. Вполне вероятно, что те группы процессуальных правовых норм, которые сейчас занимают места подотраслей, будут преобразованы в самостоятельные отрасли (например, административно-процессуальное, конституционно-процессуальное право), а те, что сегодня выступают в качестве процессуальных институтов в составе своих «материнских» отраслей, оформятся в подотрасли (например, трудовой процесс, налогово-процессуальное право).
Расширение сферы процессуального регулирования является отражением другой важной закономерности – повышения значения и статуса процессуального права в правовых системах государств. В условиях демократического правового государства процессуальное право превращается в необходимое средство обеспечения законности, справедливости и правопорядка в обществе. Еще римляне говорили: «Соблюдая порядок судоговорения, соблюдаем также и закон». Предпринятое в последнее десятилетие, коренное реформирование российского процессуального права свидетельствует о том, что Российское государство не остается в стороне от мировых тенденций.
[1] См.: Ветютнев Ю.Ю. О новых подходах к построению системы права (попытка критического анализа некоторых публикаций) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2005. № 7. С. 18-23.
[2] Разуваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение, 2002 №3. С.40.
[3]Мицкевич А.В. Система права и система законодательства. В кн. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С.346.
[4] См.: Дубинина Е.Н. Причины, сущность и способы юридизации современных общественных отношений. Тула: ТППО, 2016.
[5] Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы. // Государство и право, №12, 2003. С.10.
[6] Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 231.
1. Ветютнев Ю.Ю. О новых подходах к построению системы права (попытка критического анализа некоторых публикаций) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2005. № 7. С. 18-23.
2. Дубинина Е.Н. Причины, сущность и способы юридизации современных общественных отношений. Тула: ТППО, 2016. 160 с.
3. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. 240 с.
4. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы. // Государство и право. 2003. №12. С. 5-13.
5. Мицкевич А.В. Система права и система законодательства. В кн. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Институт государства и права РАН; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 2-e изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 816 с.
6. Разуваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение, 2002 №3. С. 31-55.
7. Сигалов К.Е. Гражданско-правовая связь личности и государства. В сборнике: Современное государство и личность в историческом и философско-правовом освещении. Материалы двенадцатых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. 2018. С. 77-80.