В данной работе на основе опросов, проведенных на сайтах консалтинговых и кадровых компаний, проанализированы требования со стороны работодателей и государственных органов к соискателям должностей, связанных с управлением человеческими ресурсами. Было проведено исследование соответствия модели востребованных работодателями компетенций, структуры и уровня их развития по сравнению с государственным образовательным стандартом по подготовке бакалавров направления «Управление персоналом». В результате исследований сформулирован профиль компетенций, необходимых для начала профессиональной карьеры выпускниками университета. Выявлено, что образовательный стандарт содержит избыточный перечень компетенций и в то же время не в полной мере отражает потребности работодателей. Такие компетенции, как понимание бизнеса, способность управлять изменениями, управление командой, не находят отражения в образовательном стандарте. Кроме того, эффективное трудоустройство выпускников требует формирования еще в период обучения таких компетенций, как обеспечение информативной базы практики, установление деловых контактов с руководством компаний, формирование их заинтересованности в молодом специалисте. Проведенный анализ помог выявить пробелы в образовательном стандарте с точки зрения работодателя, а также сформулировать наиболее вероятные пути развития карьеры для выпускников бакалавриата и модель компетенций, необходимую для их успешной трудовой деятельности.
компетенции, работодатели, бакалавриат, управление человеческими ресурсами, трудоустройство выпускников.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФИЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
В современных условиях рынка труда основными требованиями к профессиональным компетенциям HR-менеджера являются навыки, знания, умения и личностные качества. Государственные образовательные стандарты предъявляют требования к подготовке высшим учебным заведением бакалавров в соответствии с предоставленным набором общекультурных и профессиональных компетенций. Проблема анализа и методологии компетентностного подхода для России стала актуальной с момента присоединения страны к Болонскому процессу в 2003 г., что привело к коренному изменению парадигмы образования в России. Долгие годы доминирующей в отечественном образовании являлась «ЗУН — парадигма результата» (знания — умения — навыки) [2], в структуре которой основу составляют теоретическое обоснование, определение перечня, иерархии умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки.
Однако происходящие в мире и России изменения вызывают необходимость формирования новой парадигмы результата образования, ориентированного на компетенции (competence — based education — CBE), как социально-личностно-поведенческого феномена, проявляющегося в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих личности. Термин «компетентность» лег в основу Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями.
С учетом вышеизложенного в отечественной практике принимается определение компетенций, делающее попытку синтезировать и американский, и британский подходы: базовые качества индивида, которые проявляются в поведении человека на рабочем месте для достижения целей должности и целей организации (эффективность работы) [5].
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2008. 824 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Создание сети центров Tuning в Российских университетах http://tuning.unideusto.org/tuningeu/images/stories/template/General_brochure_Russian_version.pdf
4. Кибанов А.Я. «Управление персоналом» - новое образовательное направление // Кадровик. 2011. № 9. С. 100-104.
5. Спенсер М. Лайл, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: пер. с англ. М.: HIPPO, 2005.
6. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям: эл. учебн. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/competition.php
7. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Е.В. Михалкиной. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013.
8. Какие компетенции наиболее важны для менеджеров и специалистов HR? // Элитный персонал. 2006. № 44. С. 26, 27.
9. Рамблер - Топ 100: Работа и карьера http://top100.rambler.ru/navi/?theme=541&stat=1
10. Guest D.E. Human resource management and performance; a review of the research agenda // The International Journal of Human ResourceManagement. 1997. № 8.
11. Rankin N (2004). The new prescription for performance: the eleventh competency benchmarking survey. Competency & Emotional Intelligence Benchmarking, 2004/05, IRS (LexisNexis UK), 2004.
12. Белков Б.Б. Разработка и использование профессиональных стандартов, рамок и моделей компетенций // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. № 3.