В статье рассмотрены компоненты информационного ресурса руководителя, которые способствуют более эффективному управлению образовательной организацией (нормативно-организационное обеспечение информационной среды образовательного учреждения; программно-аппаратная информационная среда для организации деятельности педагогического и вспомогательного коллектива в самой среде; учебно-методическое наполнение среды информационными образовательными ресурсами). Программно-аппаратный компонент информационной среды образовательной организации представлен перечнем автоматизированных программных систем и информационных комплексов, созданных для электронного администрирования организации и эффективного взаимодействия коллектива образовательной организации (NetSchool, «1С: Образование 5. Школа», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Дневник.ру, DigitalEducation). Примерами информационных комплексов для руководителей образовательных организаций могут стать: электронные ресурсы управленческой тематики издательства «Сентябрь», экспертно-правовая электронная система «Образование».
информационный ресурс, автоматизированная система управления, сайт образовательной организации, информационная компетентность руководителя.
Сегодня в образовательных организациях происходит постоянное увеличение информационных потоков и числа инструктивно-организационных, нормативных, учебно-методических, информационных, программно-технических и других материалов, составляющих основу образовательной деятельности организации. Руководитель образовательной организации вынужден решать не только проблемы, связанные с организацией педагогического процесса и хозяйственных условий, но и социально-педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы [4]. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования механизмов управления образовательным процессом является формирование ИКТ-компетентности руководителя образовательной организации.
Сегодня образовательный процесс представляет собой педагогически организованное взаимодействие его участников. Он является информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве насыщенной информационной образовательной среды.
Информационный ресурс руководителя складывается из следующих компонентов, формирующих информационную среду образовательной организации:
- нормативно-организационное обеспечение информационной среды образовательного учреждения;
- программно-аппаратная информационная среда для организации деятельности педагогического и вспомогательного коллектива в самой среде;
- учебно-методическое наполнение среды информационными образовательными ресурсами.
1. Захарова Т.Б., Зенкина С.В., Сурхаев М.А. Актуальность введения курса «Информатизация управления образовательным процессом» в методическую подготовку будущих учителей информатики // Информатика и образование. 2011. № 5. С. 46-52.
2. Захарова Т.Б., Самылкина Н.Н. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» с учетом требований ФГОС третьего поколения: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 376 с.
3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 406 с.
4. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». http://www.openclass.ru/node/21749