Оценка дидактической сложности доказательства теорем школьного курса геометрии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
При изучении геометрии большое значение имеет усвоение учащимися рассуждений, проводимых при доказательстве теорем. Трудность понимания рассуждений зависит от количества логических звеньев, разнообразия терминов и семантической сложности математических высказываний. В статье предложен метод определения дидактической сложности доказательства теоремы, а также результаты его применения. Суть метода состоит в измерении количества семантической информации в формулировке теоремы, рисунке, проводимых рассуждениях и умножении полученной величины на показатель разнообразия используемых терминов. Для этого формулировку теоремы, рисунок и собственно доказательство следует представить в текстовом виде, а затем проанализировать получившийся файл с помощью специальной компьютерной программы, которая подсчитывает количество использования в данном тексте тех или иных терминов и учитывает их сложность, а также вычисляет показатель разнообразия. Сложность терминов оценивается экспертом путем подсчета слов, входящих в его определение, и методом парных сравнений. Проведена оценка 12 часто используемых теорем, это позволило их упорядочить по сложности. Для каждой теоремы были определены объем доказательства, общее количество семантической информации в нем, показатель разнообразия терминов, число логических рассуждений, коэффициент свернутости информации, дидактическая сложность.

Ключевые слова:
дидактика, доказательство, логические рассуждения, семантическая информация, сложность, теорема, свертывание знаний
Список литературы

1. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 384 с.

2. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. - Москва : Просвещение, 1990. - 128 с.

3. Жук Л.В. Особенности мыслительного процесса в области геометрии // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 3 (46). - C. 135-137.

4. Зеркаль О.В. Семантическая информация и подходы к ее оценке. Часть 1. Семантико-прагматическая информация и логико-семантическая концепция // Философия науки. - 2014. - № 1. - C. 53-69.

5. Крейдлин Г.Е., Шмелев А.Д. Математика помогает лингвистике: Кн. для учащихся. - Москва : Просвещение, 1994. - 176 с.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Москва : Педагогика, 1981. - 186 с.

7. Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. - Москва : Издательский дом «Вильяме», 2003. - 864 с.

8. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам: монография. - Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. - 137 с.

9. Майер Р.В. Оценка информативности основных положений школьного курса математики // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2019. - № 2. - C. 38-45.

10. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. - Москва : Просвещение, 1981. - 119 с.

11. Наумов И.С., Выхованец В.С. Оценка трудности и сложности учебных задач на основе синтаксического анализа текстов // Управление большими системами: сборник трудов. - 2014. - Вып. 48. - С. 97-131.

12. Сохор А.М. Сравнительный анализ учебных текстов (на материале учебников физики) // Проблемы школьного учебника: сб. науч. тр. Вып. 3. - Москва : Просвещение, 1975. - С. 104-117.

13. Столяр А.А. Логическое введение в математику. - Минск: Изд-во «Вышэйш. Школа», 1971. - 224 с.

14. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. - М.: Омега-Л, 2004. - 272 с.

15. Davis B., Sumara D. Complexity and Education: Inquiries Into Learning, Teaching, and Research. - Mahwah, New Jersey, London, 2006. - 201 p.

16. White M.D., Marsh E.E. Content analysis: A flexible methodology // Library trends. - 2006. Vol. 55. № 1. - pp. 22-45.

Войти или Создать
* Забыли пароль?