ББК 67 Право. Юридические науки
В условиях формальной стабильности собственно конституционного регулирования выборов весьма существенно изменялись принципиальные нормы избирательного законодательства и практика его применения, в том числе в части регулирования пассивного избирательного права. Неизменность положений Конституции России в этой части не обеспечила необходимую преемственность в развитии конституционных принципов. Изменения подходов в правовом регулировании коснулись как общего объема условий реализации пассивного права, так и разграничения его регулирования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. При этом в законодательстве и правоприменительной практике наблюдается поиск новых подходов к реализации международных избирательных стандартов, что не всегда положительно сказывается на уровне правовой защищенности участников выборов. Применяемый на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации «муниципальный фильтр» рассматривается в качестве административного барьера, поскольку его преодоление не зависит от поддержки избирателей. Определенные фильтры для участников выборов могут вводиться законодателем, но характер этих барьеров должен быть таким, чтобы у кандидатов, избирательных объединений, опирающихся на поддержку определенной части избирателей, сохранялась не зависящая от усмотрения органов власти возможность участвовать в выборах. Предлагается выработка концептуальной модели возможных изменений Конституции Российской Федерации в части регулирования избирательной системы. Наряду с системным изложением ключевых вопросов проведения демократических выборов на всех уровнях власти, формирования и организации деятельности избирательных комиссий в Конституции необходимо отразить норму о недопустимости участия органов власти в выдвижении и поддержке кандидатов, что послужит последовательной реализации принципа свободных выборов.
выборы, избирательные права, пассивное избирательное право, избирательная система, муниципальный фильтр, избирательные цензы, Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации.
No data
1. No data