На основе теории самоорганизации была разработана оригинальная методика идентификации целевых функций качества знаний студентов (КЗС) в условиях неопределенности влияющих факторов. Предложенная система внешних критериев отбора моделей и управляющих параметров позволяет использовать полученные модели для эффективного управления КЗС.
качество знаний студентов, метод группового учета аргументов, постоянно действующая математическая модель
Проблемы развития системы образования, как формирующей компоненты современного государства становятся все более актуальными в период формирования нового информационного общества. Ускорение темпов развития науки, развитие науки по экспоненциальным законам переводит категорию информации в разряд необходимейших атрибутов человеческого общества, формируя, таким образом, информационное общество, т.е. общество, основанное на знаниях. Особое внимание уделяется качеству знаний выпускников ВУЗа. Таким образом, естественно рассматривать в качестве управляемого процесса КЗС (или группы студентов (КЗГ)). Одним из аспектов или рамок концепции качества является управленческий аспект. Только с позиций управления возникает собственно задача качества образования, философия качества и всевозможные пути его измерения. Современное управление есть коллективная деятельность. Это означает, что управление многофункционально, и чтобы быть эффективным, оно должно стать технологичным, системным [1].
Образование в рамках управления может быть последовательно представлено в нескольких системных характеристиках [2]:
-
как модель назначения
-
как система процессов
-
как структурно-функциональная модель
-
как морфологическая система
Высокие требования, предъявляемые сейчас к качеству высшего образования, заставляют исследовать этот процесс с учетом внешних и внутренних факторов социально-экономической системы вуза. Рассматривая ВУЗ как социально-экономическую систему можно выделить следующие подсистемы получения знаний (для объекта "Студент"):
-
федерального компонента;
-
регионального компонента;
-
семьи;
-
улицы;
-
школы;
-
вуза;
-
факультета;
-
преподаватели;
-
курса;
-
группы курса;
-
студентов.
Для объекта "Группа" последний уровень понятно будет отсутствовать (рис. 1).
1. Кондратьева, Е. Л. Управление качеством знаний учащихся средних общеобразовательных учреждений [Текст] : монография / Е. Л. Кондратьева, К. И. Кремер, В. С. Стародубцев и др. - Воронеж : Научная книга, 2007. - 171 с.
2. Крупник, С. А. Образование как сфера деятельности и мышления [Текст] / С. А. Крупник // Педагогика. -2000. - №4. - С. 2-15.
3. Фарафонов, А. С. Методика идентификации моделей управления качеством знаний студентов [Текст] / А. С. Фарафонов // Перспективы науки. - 2013. - №9(48). - С. 104-108.
4. Ивахненко, А. Г. Долгосpочное пpогнозиpование и упpавление сложными системами [Текст] / А. Г. Ивахненко. - Киев: Технiка, 1975. - 312 с.
5. Ивахненко, А. Г. Долгосpочное пpогнозиpование случайных пpоцессов по алгоpитмам МГУА с использованием кpитеpиев несмещенности и баланса пеpеменных [Текст] / А. Г. Ивахненко, H. А. Ивахненко // Автоматика. - 1974. - № 4. - С. 52 - 59.
6. Положение о рейтинговой системе в липецком государственном техническом университете [Текст]. - Липецк : ЛГТУ, 2009. - 3 с.
7. Ивахненко, А. Г. Hепpеpывность и дискpетность. [Текст] / А. Г. Ивахненко - Киев : Hаук. думка, 1990. -224 с.
8. Ивахненко, А. Г. Пеpебоpные методы самооpганизации моделей и кластеpизаций (обзоp основных новых идей) [Текст] / А. Г. Ивахненко // Автоматика. - 1989. - № 4. - С. 82 - 93.
9. Стародубцев, В. С. Структурное моделирование экономических систем [Текст] : монография / В. С. Стародубцев, Т. Л. Безрукова. - Воронеж : Изд-во Истоки, 2004. - 115 с.