Россия
Цифровая революция привела к коренным изменениям в обществе, в том числе, к трансформации социальной структуры, в первую очередь, вследствие возникновения виртуального пространства, существующего параллельно с реальным. Помимо этого, одной из причин этой трансформации является расцвет постмодернизма, отличительной чертой которого является плюрализм. Как следствие, возникает индивидуализация сознания и формирование все более гетерогенного общества, «общества меньшинств». На основе этих групп меньшинств могут создаваться относительно замкнутые и относительно самодостаточные сообщества, т.е. неотрайбализм (neotribalism) (по Л. Ионину). Изменчивость социальной среды формирует новый характер социального неравенства, которое становится “текучим”, неопределенным, сложно идентифицируемым. В статье рассмотрены новые направления изучения социальной стратификации, социального неравенства и социальной мобильности, а также вопросы трансформации идентичности в меняющемся обществе: цифровизация делает социальную структуру динамичной, границы идентичности становятся непрочными и неустойчивыми. Описываются результаты социологического исследования социальной активности молодежи в сети Интернет, акцентируется внимание на результатах, доказывающих рациональный подход респондентов при выборе интернет-источников, наличие аргументации, обосновывающей этот выбор. Интересно отметить, что значимая часть респондентов допускает возможность искажения информации в социальных сетях, но при этом остается их постоянными участниками. Таким образом, существует необходимость осуществления более серьезной социальной диагностики проблем современного цифрового (сетевого) общества.
социальная структура, социальная стратификация, информационное общество, цифровизация, интеллектуальная стратификация
1. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств. - М.; СПб.: Университетская книга, 2013. - 237 с.
2. Полякова Н.Л. Оформление социального неравенства в практиках повседневности: историческая перспекива // Вестник Московского Университета. - 2018. - Т. 24. - № 4. - С. 7-25.
3. Левин П. Интернет и гражданское общество // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с.
4. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996. - 360 с.
5. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 237 с.
6. Теоретическая социология. Антология. Ч. 1 / Под ред. С.П. Баньковской. - М.: Институт социологии РАН, 2002. - 424 с.
7. Ваврош П., Валенчик Р., Рубаль О., Сазанова С.Л. Экономические парадигмы и экономические коммуникации // Управление. - 2019. - № 7 (1). - С. 60-65.
8. Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с.
9. Emerson, R.M. Social Exchange Theory // Social Psychology: Social Perspectives. N.Y., 1981.
10. Галстон У.А. Влияние Интернета на гражданскую жизнь: первая оценка // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 72-96.
11. Уочбрайт Р. Надежность и достоверность: проблема информации в Интернете // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 39-54.
12. Нюссбаум Х., Интрона Л.Д. Формирование сети: почему важна политика поисковых машин // Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - 160 с. - С. 12-38.
13. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - 208 с.
14. Полякова Н.Л. Новые горизонты теории общества начала XXI в.: от постиндустриализма к неокапитализму // Вестник Московского университета. - 2016. - № 2. - С. 83-115.