ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Выполненные эконометрические исследования показали, что основными факторами, определявшими производительность труда в России, являлись фондовооруженность труда и уровень образования занятого населения страны. Влияние на производительность второго фактора многократно превосходит влияние первого. Влияние уровня образования занятого на- селения нарастает, а влияние фондовооруженности труда падает в связи с износом и устареванием основных фондов. Главным инструментом повышения производительности труда и роста ВВП в стране является повышение уровня образования занятого населения. Переход на 11-летнее общее образование может способствовать повышению производительности труда и росту ВВП на 40%. Увеличение продолжительности общего образования до 12–13 лет может способствовать дополнительному повышению производительности труда и росту ВВП еще на 40–80%. Недостаток капитала, вложенного в основные фонды, может в будущем снизить эффективность использования человеческого капитала занятого населения и обесценить меры по наращиванию уровня образования занятого населения. Для эффективного использования человеческого капитала в будущем необходимы инвестиции в основные фонды.

Ключевые слова:
производительность, фондовооруженность, уровень образования, рост производительности, эконометрические модели
Текст

Человеческий капитал и производительность труда в современной России

Human capital and labor productivity in modern Russia

Влияние человеческого капитала на производительность труда постоянно привлекает внимание отечественных и зарубежных экономистов, при этом рассматриваются различные теоретические концепции, на основе данных статистики строятся эконометрические модели [1-8]. В качестве важнейшего источника формирования человеческого капитала в большинстве опубликованных работ рассматривается система образования. В работе А.В. Корицкого приведены результаты обширных исследований влияния уровня образования на продуктивность экономики регионов России [7]. При выполнении исследований строились эконометрические модели производственных функций вида:

Y = Aka1la2, (1)

где Y - валовой региональный продукт, приходящийся на душу занятого населения региона, что представляет собой производительность труда; A - константа; k - фондовооруженность труда занятых в регионе; l - среднее число лет обучения занятого населения; a1, a2 - параметры производственной функции.

Параметры a1, a2, как известно, являются коэффициентами эластичности функции (1) по включенным в нее факторам k и l1 [9]. Коэффициенты эластичности оценивают относительное влияние факторов производства на производительность труда. В частности a1 показывает, на сколько процентов возрастет производительность труда при увеличении фондовооруженности труда на 1%, в то время как a2 показывает, на сколько процентов возрастет производительность труда при увеличении уровня образования занятого населения на 1%.

После логарифмирования из уравнений (1) были получены линейные модели для регрессионного анализа:

y = a0 + a1Lnk + a2Lnl, (2)

где y = LnY; a0 = LnA; Ln - натуральный логарифм. Регрессионный анализ с использованием модели (2) позволил А.В. Корицкому установить коэф-

Список литературы

1. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd Edition. University Of Chicago Press, 1994.

2. Sheehan John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.

3. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.

4. Economics of Education. Ed. by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.

5. Guisan M.-C. Wages, productivity and human capital in the European Union: econometric models and comparison with the USA 1985-2005 // Appl. Econometrics and Int. Development. 2007. Vol. 7-1. URL: http://www.usc.es/~economet/reviews/aeid714.pdf

6. Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4.

7. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического развития регионов России. Саарбрюккен: Lambert Academic Publisching, 2011.

8. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? / Препринт P3/2012/06. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

9. Эконометрика / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др. М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008.

11. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com

12. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федер. закон [принят 19 июля 1996]. URL: http://www.consultant.ru

13. Регионы России. Стат. сб. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2001, 2002, 2003.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.

15. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2012.

16. Кнобель А., Соколов И., Худько Е. Влияние государственных расходов на качество образования в России. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?