Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Феодосия, Республика Крым, Россия
ГРНТИ 12.09 Развитие науки
Осуществлен системный анализ понятия «устойчивое развитие региона». Приведена классификация факторов, влияющих на процесс устойчивого развития. Описана трехфакторная ресурсная модель формирования устойчивого развития региона, включающая человеческие, финансовые и сырьевые ресурсы. Обоснована необходимость систематического мониторинга как элемента контроля развития регионов.
социально-экономическая система, концептуальная парадигма, институциональная экономика, экономическая психология, управление, регион, устойчивое развитие
В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которое понимается как сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, определены основные вехи стратегии социально-экономического развития страны [1].
Как показано в работах О.С. Пчелинцева [7], М.Ю. Калинникова [4], О.С.Сухарева [9], В.Я. Цветкова [11] и др., устойчивое развитие регионов в нашей стране может быть осуществлено при условии согласования интересов сторон в триаде «наука-бизнес-государство». Исследователи в сфере институциональной экономики, экономической психологии и некоторых других направлений в управлении социально-экономическими системами сходятся во мнении, что именно устойчивое развитие регионов является базисом устойчивого развития страны [2, 5, 8]. При этом устойчивое развитие регионов определяет как уровень и качество жизни населения отдельных территорий, так и страны в целом [10].
Одной из многочисленных публикаций, посвященных выявлению факторов устойчивого развития региона, является исследование М.О. Подпругина [6].
Подходы к исследованию содержания «устойчивого развития» позволяют выделить различные признаки, которые дают возможность определить содержание данного понятия. В сферах развития региона рассматривается экономическая, финансовая, социальная, бюджетная, экологическая и комплексная устойчивость; по характеру формирования естественная регулируемая государством и достигнутая в результате государственно-частного партнерства; во временном измерении может быть кратко-, средне и долгосрочной; формируемая объективно и субъективно; социально эффективная и деструктивная и т.д. [2, 8, 11].
На рис. 1 показана классификация факторов, влияющих на формирование устойчивого развития региона в современных условиях [7, С. 218].
Участие в ФЦП, приоритетных проектах, стратегиях развития макрорегионов |
|
|
|
Техногенные |
|
Развитая социальная сфера |
|
Научные, образовательные учреждения |
|||||
Кредитные учреждения, страховые компании и т.д. |
|
|
|
|
|
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов |
Влияние экономической нестабильности |
|
|
|
|
|
Культура и искусство |
Зависимость от монополий (нефтяные, газовые, РЖД и т.д.) |
|
|
Устойчивое развитие региона |
|
|
Деятельность общественных организаций |
Наличие минеральных ресурсов |
|
|
|
|
|
Межнациональные, межрелигиозные отношения |
Наличие мощной производственной базы |
|
Наличие развитой инфраструктуры, дорог, связи и т.д. |
|
Продовольственная безопасность региона |
|
Региональный маркетинг, бренды региона |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Связь, телекоммуникации |
|
Рыночная инфраструктура
|
|
Сельское хозяйство |
|
Переработка |
|
|
|
|
|
|
Торговая сеть |
|
||||||
Состояние автодорожной сети, ж/д, аэродромов, речных и морских портов |
Деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК |
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие региона
Во всех исследованиях прослеживается концептуальная парадигма, что целью устойчивого развития является повышение качества жизни населения при оптимальном использовании имеющихся ресурсов [11].
Впервые понятие «устойчивость» (sustainability) возникло в математике и технических науках и было связано с системным анализом и поведением сложных систем [6].
В таблице 1 приведены различные определения понятия «устойчивое развитие» [11].
В докладе комиссии Брубланда дано следующее определение [URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Brundtland_Commission]: «Устойчивое развитие – это развитие, которое отвечает потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно содержит две ключевые концепции: понятие «потребности», в частности основные потребности бедного населения мира, которому следует уделять основное внимание; идея ограничений, налагаемых государственными технологиями (управления) и социальной организацией на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности».
По нашему мнению, наиболее адекватной моделью управления устойчивым развитием региона является модель, предложенная в работе [11], которая приведена на рис. 2.
Таблица 1. Трактовка понятий «устойчивое развитие» в процессе управления социально-экономическими системами
№ п/п |
Определение понятия «устойчивое развитие» |
Библиографический источник |
1 |
«Развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечивать стабильный экономический рост, не приводя к деградационным изменениям природной среды. При этом особо фиксируется то обстоятельство, что выход на уровень УР позволяет рассчитывать на удовлетворение потребностей как настоящего времени, так и будущих поколений» |
Материалы конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. (Рио-де-Жанейро, Бразилия) |
2 |
«Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей, и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности» |
Экологический энциклопедический словарь, 2000. – С. 697 |
3 |
«Стабильное, сбалансированное социально-экономическое развитие общества в пределах хозяйственной емкости биосферы, обеспечивающее эффективную динамику благосостояния нынешнего поколения и способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности» |
Экологические аспекты устойчивого развития теплоэнергетики России. – 4.1, 2000. – С.5 |
4 |
«Поступательное движение страны (региона) по избранной стратегической траектории, обеспечивающей достижение объективно прогрессивной системы общественных целей» |
Агафонов, Н.Т. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития / Н.Т.Агафонов, Р.А.Исляев. – СПб., 1995. – С. 102-103 |
5 |
«Это теоретическая и эмпирическая модель функционирования региона, при которой создается и реально действует социальная система гибкого реагирования на возникающие опасности и угрозы путем их локализации для дальнейшего безопасного развития» |
Власов, Р.Г. Регионы России: внутрирегиональная политика, устойчивое развитие и безопасность. 1997. – С.30 |
Рис. 2. Структурная схема управления устойчивым развитием региона
Цель управления, как следует из рис. 2, заключается в проблеме развития региона, для чего региональное руководство должно сформировать стратегический план, в котором необходимо учесть следующие ресурсы – Ч – человеческие, Ф – финансовые, С – сырьевые.
Как следует из рис.2, устойчивость развития региона зависит от уровня финансирования и самофинансирования, наличия сырьевых, финансовых и человеческих ресурсов. Высокий уровень самообеспеченности означает возможность независимого развития региона. Достаточный уровень самообеспеченности региона является основой для устойчивости социально-экономической системы [11].
В работе [11] для анализа устойчивого развития применялось логистическое уравнение, которое описывает, как эволюционирует территория, производящая продукцию P с учетом количества ресурсов, их пополнения и истощения.
где c и k – параметры пополнения и истощения ресурсов; K – ресурсная емкость территории.
Выражение относительно производной P’ является параболическим и имеет два корня, которые в результате определяют область устойчивого развития.
В практике регионального управления величина С определяется условиями развития региона. В процессе моделирования должны быть учтены различные виды сценариев развития региона в зависимости от ресурсов и скорости их потребления [2, 5, 7].
Необходимо отметить, что в стремлении к увеличению интенсивности развития территории, планирующая организация не должна превосходить критический уровень потребле-
ния ресурсов. Отсутствие анализа параметров плана и данных динамики развития территории будет приводить к деградации системы развития региона вследствие возникающей неустойчивости [11].
Целенаправленное управление устойчивым развитием регионов, как показано в ряде работ по институциональной экономике и экономической психологии, позволит повысить уровень и качество жизни населения России, даст возможность снизить дифференциацию доходов, уменьшит социальную напряженность в обществе. [3, 5, 8, 9].
Понятие «устойчивое развитие регионов» не получило правового закрепления в Федеральных законах. Отсутствие общепринятой методологии оценки устойчивого развития регионов приводит к многочисленным точкам зрения. В процессе анализа устойчивого развития регионов целесообразно рассматривать в социально-экономической системе три сферы: общественно-хозяйственную деятельность, экологическую и социальную сферы. При оценке развития регионов следует принимать во внимание природные, человеческие, финансовые и технические ресурсы. Устойчивое развитие вызывает необходимость пополнения всех видов ресурсов, а также сбалансированность связей между ними.
Концептуальная парадигма устойчивого развития регионов заключается в том, чтобы осуществить всесторонний анализ функционирования региональной системы как открытой динамической системы, способной к развитию в условиях неопределённости и рисков.
Планирование, организация, финансирование дальнейших исследований в области устойчивого развития регионов являются на современном этапе перспективной задачей как государства в целом, так и каждого региона в отдельности.
1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. №440 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 20.02.2020).
2. Довбий, И.П. Трансформация ресурсного обеспечения развития региона при смене технологических укладов [Текст] / И.П. Довбий, О.А. Амиров // Российское предпринимательство. - 2013. - №8(230). - С.68-72.
3. Иванов, В.А. Методологические основы устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем [Текст] / В.А. Иванов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. - 2008. - №2. - С.50-59.
4. Калинников, М.Ю. Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона [Текст] / М.Ю. Калинников // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - №9. - С.14-18.
5. Перфилов, В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем [Текст] / В.А. Перфилов // Проблемы современной экономики. - 2012. -№2. - С.264-266.
6. Подпругин, М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы [Текст] / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. - 2012. - №24. - С. 214-221.
7. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития [Текст] / О.С. Пчелинцев. - М.: Наука, 2004. - 258 с.
8. Спасенников, В.В. Экономическая психология [Текст] / В.В. Спасенников. - М.: PerSe, 2003. - 448 с.
9. Сухарев, О.С. Дисфункция на уровне макро- и мик-роуправления социально-экономическими системами [Текст] / О.С.Сухарев // Эргодизайн. - 2019. - №4(06). - С.173-178. - doihttps://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-173-178.
10. Уровень жизни населения России. Статистическая информация Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL:http://gks.ru/folder/13397 (дата обращения 24.02.2020).
11. Цветков, В.Я. Анализ устойчивого развития территорий [Текст] / В.Я. Цветков, В.В. Ознамец // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. - 2018. - №1. - С. 48-53.