ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ФГБОУ ВО «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Организация учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в ПетрГУ возложена на кафедру физической культуры (КФК), института физической культуры, спорта и туризма. В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации остро встал вопрос использования различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [4]. Организация дистанционного обучения также коснулась такой учебной дисциплины, как физическая культура. В связи с этим, КФК разработанная система дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт». Результатам исследования организации дистанционного обучения и посвящена данная статья.

Ключевые слова:
практические занятия, методико-практическая работа, дистанционное обучение, тренировка
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В соответствии с требованиями приказа Министерства высшего образования и науки Российской Федерации от 14.03.2020 №397 руководителям организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, необходимо организовать контактную работу обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде [4]. С учетом требований данного приказа в ПетрГУ для обучающихся организованно освоение образовательных программ с применением материалов Образовательного портала ПетрГУ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также индивидуальных и групповых консультаций посредством электронной почты, социальных сетей и иных сервисов сети Интернет.

КФК ведет дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» c использованием: системы управления обучением – Moodle, системы удаленной конференц-связи – Zoom, системы унифицированных коммуникаций – True Conf, веб-сервиса – YouTube, социальных сетей, электронной почты. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дисциплина «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) реализуется в форме практических занятий. Исходя из требований ФГОС, кафедрой разработана система (возможная в условиях самоизоляции), включающая разнообразные варианты заданий, позволяющие поддерживать обучающимся должный уровень физического, функционального состояния, имеющие оздоровительную направленность, позволяющие добиться осознанного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой на основе тщательного самоанализа своего состояния.

Практические занятия

Основные занятия (для студентов основной, подготовительной и специальной медицинских групп). Практические занятия проводятся не менее двух раз в неделю продолжительностью 45–90 мин. Каждое практическое занятие оценивается в 2 балла. 

Варианты наполнения практического занятия:

1. Выполнение комплекса упражнений по улучшению физических качеств, функционированию дыхательной, сердечно-сосудистой систем на основе самостоятельно подобранной обучающимися индивидуальной программы двигательной активности с учетом уровня своего здоровья и физического развития, определенных самообследованием и самоанализом своего состояния.

2. Выполнение варианта домашней тренировки, предложенного преподавателем КФК для студентов, относящихся к основной и подготовительной медицинской группам.

Готовые комплексы для домашних тренировок (для обучающихся, относящихся к основной и подготовительной медицинской группам).

 

Комплексы для юношей:

Комплекс №1.  

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Рукоход» + 5 отжиманий

10 раз

2.

«Берпи»

20 раз

3.

«Скалолаз» или «Подброс ног»

40 сек.

4.

«Выпады вперед»

15 раз каждой ногой

5.

«Т-отжимания»

30 раз

6.

Пресс «Раскладушка»

40 сек.

После каждого упражнения отдых от 30 до 60 сек. Выполнить необходимо от 2 до 3 кругов (в зависимости от физической подготовленности). Начиная со второго занятия, на неделе можно увеличить количество кругов до 4-5.

 

Комплекс №2.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Берпи»

10 раз

2.

«Выпады вперед»

10 раз (по 5 на каждую ногу)

3.

«Пресс»

10 раз

4.

Движения – «имитации тайского бокса»

10 раз на каждую ногу

5.

«Планка»

1-2 мин.

 

Упражнения с 1 по 4 необходимо повторять друг за другом без пауз и отдыха в течение 5 мин., также необходимо вести подсчет количества выполненных в течение пяти мин. кругов. После каждой «пятиминутки» выполняется упражнение «Планка» в течение 1-2 мин. После упражнения «Планка» выполняется отдых в течение 3 мин. Выполнить необходимо 3-5 кругов в зависимости от физической подготовленности.

 

Комплекс №3.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Отжимания»

30 раз

2.

«Пресс»

40 раз

3.

«Приседания»

50 раз

4.

«Бег на месте с высоким подниманием бедра»

Не менее 80 подъемов.

 

Необходимо сделать 5 кругов с учетом затраченного времени. Отдых после каждого круга составляет 3 мин.

 

Комплекс №4.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Отжимания» (широкая постановка рук)

100 раз

2.

«Пресс»

100 раз

3.

«Приседания»

100 раз

4.

«Обратные отжимания»

100 раз.

 

Сто повторений одного упражнения необходимо выполнить (набрать) с учетом перерывов (пауз), необходимых для отдыха и продолжения выполнения упражнения. Обязательно нужно сделать 100 повторений одного упражнения, прежде чем приступать к следующему.

Комплексы для девушек [3]:

Вариант домашней тренировки (для девушек) изложен в учебном пособии для студентов I–V курсов («Самостоятельные силовые и аэробные занятия для девушек»), разработанном в 2015 г. преподавателями КФК и размещенном в свободном доступе в сети Интернет. Данная программа рассчитана на три занятия в неделю. Между занятиями надо делать перерыв не меньше одного дня, чтобы дать мышцам восстановиться. Например: в понедельник выполняем комплекс 1, в среду − комплекс 2, в пятницу − комплекс 3. Таким образом, можно работать 2−3 мес. Затем комплекс упражнений необходимо заменить. Перед выполнением упражнений всегда делайте разминку длительностью 10−15 мин. После выполнения комплекса выполняйте упражнения на расслабление мышц, заминку. Если вы начинающий и(или) давно не занимались, выполняйте в первую неделю один подход на каждое упражнение, во вторую − два подхода, затем переходите к положенным трем подходам. При занятиях дома и отсутствии гантелей, можно использовать пластиковые бутылки, наполненные песком или водой.

 

Вариант тренировки №1.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Приседания»

20 раз

2.

«Отжимания»

15 раз

3.

«Выпады» (на месте)

15 раз для каждой ноги

4.

«Пресс» (подъем-перекат)

20−30 раз

5.

«Становая на одной ноге»

15 раз для каждой ноги

6.

«Трицепс» (отжимания от пола на 1-й руке)

15 раз для каждой руки

7.

«Отведение ноги в положении лежа» (внешнее бедро, ягодицы)

20−40 раз

8.

«Спина» (летание, лодочка)

15−20 раз

9.

«Пресс боковой» (русалка)

15 раз

10.

«Икры» (подъем на носки)

15 раз.

 

Вариант тренировки №2.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Круговой подъем гантелей» (бутылок с водой)

20 раз

2.

«Подъем на опору»

10−15 раз

3.

«Плечи» (подъем рук через стороны)

15 раз

4.

«Плие» (приседания)

20 раз

5.

«Пресс» (собраться − разобраться)

30 раз

6.

«Ласточка с подъемом ноги + шпагаты»

10 раз

7.

«Трицепс» (обратные отжимания)

15 раз

8.

«Пресс боковой» (наклоны с гантелью)

15 раз

9.

«Спина» (лодочка)

20 раз.

 

Вариант тренировки №3.

Название упражнения

Число повторений / время

1.

«Шаговый выпад вперед»

12−15 раз для каждой ноги

2.

«Отжимания»

15 раз

3.

«Пресс» (на выбор)

1 мин.

4.

«Прыжки на скакалке» (при наличии возможности)

4 × 100 раз

5.

«Боковой выпад»

10 раз для каждой ноги

6.

«Сгибание рук с гантелью на бицепс»

15 раз

7.

«Спина» (на выбор)

1 мин.

8.

«Прыжки на скакалке»

4 × 100 раз

9.

«Шаговый выпад назад»

12−15 раз для каждой ноги

10.

«Тяга гантелей к подбородку»

15 раз

11.

«Пресс» (на выбор)

1 мин.

12.

«Прыжки на скакалке» (при наличии возможности)

4 × 100.

 

Кроме варианта домашней тренировки (для девушек), указанном в учебном пособии, обучающимся предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube для занятий: кардио-силовыми тренировками, тренировками с акцентом на мышцы ног и ягодиц, тренировками на растяжку и гибкость, а также тренировками с универсальными комплексами упражнений на выбор.

Комплексы для студентов, относящихся к специальной медицинской группе [2]:  

Варианты комплексов упражнений, рекомендованные для обучающихся, относящихся к специальной медицинской группе, подробно изложены в учебно-методическом пособии «Современные фитнес-направления (специальная медицинская группа)», подготовленном в 2018 г. преподавателями КФК и размещенном в свободном доступе в сети Интернет.

Больше всего для дистанционного обучения (домашней тренировки) студентов, относящихся к специальной медицинской группе, подходят такие фитнес-направления, как пилатес и калланетика, которые наиболее распространены и в чем-то схожи. Данные виды фитнеса разработаны для общего оздоровления организма, приведения мышц в тонус.

Пилатес − комплекс упражнений, укрепляющий те группы мышц, которые очень редко задействованы при других занятиях фитнесом. Пилатесом могут заниматься как в фитнес-клубе, так и самостоятельно дома люди любого возраста и пола, с любым уровнем физической подготовки, возможность травм здесь сведена к минимуму.

Калланетика − система упражнений, базирующаяся на статических нагрузках (постоянных). Методика подходит для людей с проблемами опорно-двигательной системы, для которых противопоказаны резкие движения. Все упражнения здесь плавны, выполняются очень медленно. Лишний вес, плохая осанка, наличие проблемных зон и вялых мышц − все это является показанием для занятий калланетикой.

Кроме этого, обучающимся, относящимся к специальной медицинской группе, предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube для занятий: с применением упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, с применением упражнений на основе йоги для укрепления мышц спины.

3. Студенты, освобожденные от практических занятий, продолжают заниматься по индивидуальным программам.

Дополнительные занятия реализуются в нескольких проектах:

1.  Проект «Недельный рывок» − включает в себя выполнение ежедневных практических заданий в течение одной недели по видеоматериалам, размещенным в группе в социальной сети «ВКонтакте». По результатам выполнения задания, обучающиеся ежедневно до 20:00 готовят и высылают ответственному преподавателю отчет в виде ускоренного видео. За выполнение каждого комплекса обучающемуся начисляется 1 балл.

2. Выполнение мини-комплекса упражнений на время «Вызов!».

Выполнение мини-комплексов предлагается в двух вариантах:

Соревнование (только для студентов основной медицинской группы). Задача данного варианта − выполнение определенных заданий за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет. В соревновательном варианте определяются лучшие участники, которые поощряются дополнительными баллами.

Свободная тренировка.  Задача данного варианта – выполнение упражнений без учёта времени. Упражнения выполнять в несколько подходов с паузами (отдыхом), необходимыми для восстановления. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.

Предлагается несколько мини-комплексов упражнений на время «Вызов!».

Комплекс упражнений №1 («100+100»).

Выполнение комплекса заключается в выполнении 100 отжиманий и 100 приседаний за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.

Комплекс упражнений №2 «Статика».

Выполнение комплекса заключается в удержании кистью каждой руки предмета весом 1,5 кг (бутыль с жидкостью объемом 1,5 литра) в течение 6 мин. За данный период времени обучающийся меняет расположение рук с зафиксированными предметами в следующей последовательности – на 2 мин. руки вытянуты в сторону (параллельно полу), на 2 мин. руки подняты над головой, на 2 мин. руки вытянуты перед собой (параллельно полу). Смена положения рук происходит без остановки на отдых. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.

Комплекс упражнений №3 «Чемпион».

Выполнение комплекса заключается в выполнении следующих упражнений: «отжимания» − 10 раз, «пресс» (складка) – 15 раз, «приседания» − 20 раз. Необходимо выполнить 10 комплексов (кругов) за наименьшее время с фиксацией времени выполнения упражнения с использованием секундомера. При выполнении упражнений обучающийся может делать неограниченное количество пауз для отдыха, во время которых время не останавливается. По результатам выполнения задания, обучающиеся готовят и высылают ответственному преподавателю видеоотчет.

За выполнение каждого комплекса – 1 балл.

Несмотря на то, какими элементами будет наполнено практическое занятие, каждую тренировку следует начинать с разминки для того, чтобы подготовить тело к последующей работе. Разминка должна быть легкой, предпочтительно задействовать те мышцы, которые будут включены в работу. Практическое занятие всегда должно начинаться с разминки и заканчиваться заминкой. Разминка может включать медленную ходьбу с постепенным увеличением скорости движения и переходом на бег. Разминка снижает артериальное давление, повышает приток крови к сердцу, разогревает мышцы и делает суставы более подвижными. Важно сгладить переход от спокойного сердечного ритма к максимальному. Заминка также важна. Ведь постепенное снижение темпа в конце занятий нормализует учащенное сердцебиение, предотвращает возможный застой крови в ногах (такое возможно при наличии аэробики с большим количеством прыжковых движений). Несколько минут махов руками, наклонов, упражнений на гибкость в конце тренировки с гарантией восстанавливают баланс кровотока. Нельзя пренебрегать ни разминкой, ни заминкой [3].

С учетом важности и обязательности разминки и заминки для обучающихся мною подготовлены видеоматериалы выполнения упражнений для разминки и заминки с использованием: танцевальной комбинации на основе простых, базовых шагов аэробики, упражнений на растягивание и расслабление.  Видеоматериалы размещены в онлайн-хранилище сети Интернет Яндекс.Диск (разминка − 00016.MTS (735215616), заминка − 00014.MTS (883949568)).

Кроме этого, обучающимся предоставлен список интернет-ссылок с веб-сервиса YouTube выполнения упражнений в рамках разминок и заминок.

 

Методико-практическая работа

1. Работа по изучению своего физического и функционального состояния. Обучающимся на выбор предлагается одна из работ «Паспорт здоровья», «Методическая работа».

Цель данных работ − научить обучающихся самообследованию и самоанализу своего состояния, на основе полученных сведений уметь делать вывод об уровне своего здоровья и уже на основе этого ставить для самого себя задачи по улучшению физических качеств, функционированию дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждая выполненная работа оценивается в 4 дополнительных балла.

2. Индивидуальный проект − заключается в составлении индивидуальной программы двигательной активности. В рамках проекта обучающиеся обосновывают цели и задачи для самих себя по собственному физическому, функциональному развитию. Данный проект основывается на предыдущих работах по самообследованию и самоанализу. Так же в рамках проекта осуществляется подбор средств двигательной активности, дозировка, интенсивность. Для работы над проектом на этом этапе используются электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР), консультирование с помощью социальных сетей, электронной почты, средств видеосвязи. Проект оценивается в 4 дополнительных балла.

3. Выполнение тестовых заданий через систему управления обучением – Moodle. Выполняется один тест на выбор обучающегося:

ЭУМКД «Физическая культура в здоровье сберегающем пространстве» (для студентов 1-4 курсов).

ЭУМКД Физическая культура и спорт «Баскетбол» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).

ЭУМКД Физическая культура и спорт «Мини-футбол» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).

ЭУМКД Физическая культура и спорт «Атлетическая гимнастика» (элективная дисциплина, реализованная за рамками объема образовательной программы).

Выполнение тестового задания оценивается в 3 балла.

4. Самостоятельное изучение теории с помощью литературы, ЭОР:

Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/.

Электронный каталог Научной библиотеки ПетрГУ. Режим доступа: http://foliant.ru/catalog/psulibr.

Электронный каталог библиотеки Республики Карелия. Режим доступа:  http://elibrary.karelia.ru/.

Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru.

На КФК организованы индивидуальные и групповые консультации обучающихся (студентов) по средствам электронной почты, видеосвязи, социальных сетей. Кроме этого, все виды работы контролируются преподавателями КФК − ответственными за реализацию дисциплины «Физическая культура и спорт» в образовательных институтах ПетрГУ и оцениваются в баллах, которые заносятся в электронный журнал информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС). Сведения о набранных баллах доступны для просмотра и самоконтроля каждому студенту в ИАИС.

В условиях самоизоляции очень важна физическая активность. С введением ограничений на передвижение, выхода на улицу, посещения общественных мест (в том числе спортивных объектов) традиционные устои жизни очень сильно поменялись, а как следствие резко снизилась двигательная и физическая активность, что может в целом привести к ухудшению состояния здоровья. В сложившихся условиях именно домашние тренировки (занятия) способны поддержать физическую активность на должном уровне.

 

Список литературы

1. Дистанционное обучение по дисциплине «физическая культура и спорт» [Электронный ресурс] // сайт ПетрГУ. 16 апреля (https://petrsu.ru/structure/466/kafedrafizitcheskojk).

2. Евтропкова Д.С., Егорова Л.В., Кремнева В.Н., Соловьёва Н.В. Современные фитнес-направления (специальная медицинская группа) // учебно-метод. электронное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавриата [Электронное издание] / сост.: Д.С. Евтропкова, Л.В. Егорова, В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева. - Петрозаводск: ФГБОУ ВПО ПетрГУ, 2018. - 8, 13 с.

3. Кариулина А.С., Соловьёва Н.В., Савин А.Н., Бичев В.Г. Самостоятельные силовые и аэробные занятия для девушек // учебное пособие для студентов I - V курсов [Электронное издание] / ред. Е.Е. Порывакина. - Петрозаводск: ФГБОУ ВПО ПетрГУ, 2015. - 21-33 с.

4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 14 марта (https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064&cat=/documents/docs/).

Войти или Создать
* Забыли пароль?