ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГЛУШИТЕЛЕЙ ШУМА ВЫПУСКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена основная акустическая характеристика глушителя шума — «вносимые потери», которая показывает снижение шума, создаваемого его источником, в частности системой выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, в контрольной точке в результате применения глушителя. Дано объяснение сути этой характеристики и её математическое описание; приведены эмпирические зависимости для расчёта импеданса излучения звука концевым отверстием выпускной системы. Предложен способ определения импеданса источника шума выпуска, который представляется более достоверным по сравнению с уже известными, так как позволяет учесть колебательные процессы в выпускном коллекторе ДВС, благодаря чему повышается точность вычисления вносимых потерь глушителя в процессе его разработки на стадии проектирования автотранспортных двигателей. Получены также аналитические зависимости для расчёта частот, на которых наблюдаются экстремальные значения этой характеристики.

Ключевые слова:
шум выпуска двигателя внутреннего сгорания, глушитель шума, вносимые потери, импеданс излучения звука отверстием, импеданс источника шума выпуска, выпускной коллектор двигателя, акустический импеданс коллектора, резонансные колебания среды в коллекторе.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

1. Пояснение к понятию «вносимые потери»

При оценке акустических качеств глушителя часто пользуются понятием «вносимые потери» (IL). Эта характеристика демонстрирует величину снижения уровня звукового давления шума выпуска в контрольной точке окружающего пространства в результате установки глушителя в выпускную систему двигателя при условии, что эта точка расположена на одном расстоянии от излучающего звук концевого отверстия этой системы до и после применения глушителя. Если при этом сохраняются неизменными показатель направленности и пространственный угол, в который происходит излучение звуковой энергии концевым отверстием, то справедлива зависимость:

IL =L1 - L2= LW1 - LW2=10lg(W1/W2), дБ, (1)

где L1, W1, LW1 и L2, W2, LW2 - уровни звукового давления в контрольной точке, звуковая мощность шума, излучаемого концевым отверстием выпускной системы, и её уровень соответственно до и после установки глушителя шума в выпускную систему двигателя.

 

Список литературы

1. Салливэн Дж.У. Моделирование шума выхлопной системы двигателя //Аэрогидромеханический шум в технике / Под ред. Р. Хиклинга. М.: Мир, 1980. - С. 233-256.

2. Скучик Е. Основы акустики. В 2-х томах / Под ред. Л.М. Лямшева. М.: Мир, 1976. Т. 1 - 520 с. - Т. 2 - 544 с.

3. Munjal M.L. Acoustics of Ducts and Mufflers. - N.Y.: Wileyentersscience, 1987. - 328p.

4. Ingard Uno, Singhal Vijay K. Effect of flow on the acoustic resonances of an open - ended duct // Journal Acoustical Society of America. 1975. V. 58 (4). Р. 788-793.

5. Panicker V.B., Munjal M.L. Radiation impedance of an unflanged pipe with mean flow. Noise Control Eng., 18 (2), 1982. Р. 48-51.

6. Davies P.O.A.L., Bento Coelho I.L., Bhattacharya M. Reflection coefficient for an unflanged pipe with flow // Journal Sound and Vibration. 1980. Vol. 72 (4). Р. 543-546.

7. Komkin A.I., Nikiforow N.A. On the design of automobile exhaust systems / 5th International symposium Transport noise and vibration. St. Petersburg, Russia, 6-8 June 2000.

8. Комкин А.И., Тупов В.В. К расчету акустических характеристик глушителей шума // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1994. Вып. 3. С. 118-124.

9. Ingard U., Singhal V. K. Sound attention in turbulent pipe flow // Journal of the Acoustical Society of America. 1974. V. 55 (3). Р. 535-538.

10. Бангоян Э.Г. Разработка методов и средств снижения шума дизельных автопогрузчиков (на примере автопогрузчика ДВ - 1792М). Дис.канд.тех.наук. / МГИУ, 2007. - 267с.

11. Айрбабамян С.А., Бангоян Э.Г. Повышение эффективности глушителя шума выпуска дизеля Д3900 // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. - С. 143-147.

Войти или Создать
* Забыли пароль?