аспирант
Россия
B статье рассматриваются вопросы и приёмы развития творческих способностей у будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России. Необходимость подобной работы обусловлена тем, что профессия оперативника, принадлежащая к типу «человек-человек», предполагает постоянную интеллектуальную активность, решение проблем и принятие решений в условиях информационной неопределенности, личного риска и опасности для жизни. Автор отмечает необходимость развития творческих способностей у курсантов, апеллируя к примерам эффективной оперативно-розыскной деятельности выдающихся сыскарей прошлого и настоящего, которые являются творческими людьми. Описаны цели и задачи экспериментального исследования, творческие задания и тренинговые упражнения в рамках Литературного клуба, в котором принимали участие курсанты Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность»). Представлена авторская классификация потоков творческих личностей, созданная на основе применения методов наблюдения, психологического анализа творческой деятельности и рефлексивных самоотчётов участников Клуба. Высказывается убедительное мнение о том, что курсанты могут успешно выполнять в будущем оперативно-розыскную деятельность за счёт переноса творческого состояния потока на учебно-профессиональную, коммуникативную, организаторскую, познавательную деятельность.
творческие способности, состояние потока, сотрудники оперативных подразделений, курсанты, оперативно-розыскная деятельность, литературный клуб
В современном мире творческие способности до сих пор считаются прерогативной круга избранных лиц. Считается, что всё, связанное с творчеством, относится исключительно ко вкладам в культуру и искусство, несмотря на то, что многочисленные исследователи (Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.) придерживаются прямо противоположной точки зрения и заявляют, что творчество, равно как и творческие способности, пронизывают все сферы человеческого существования, в том числе затрагивая как бытовой, так и уровень профессиональной, в т.ч. служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Теоретический анализ профессиональной деятельности сотрудника оперативных подразделений МВД России показывает, что она относится к разряду творческих, и, соответственно, требует развития креативности ещё на этапе подготовки в образовательной организации высшего образования МВД России. Относясь к типу «человек-человек», оперативно-розыскная деятельность предполагает частые и интенсивные межличностные контакты, взаимодействие с гражданами различной направленности и социального статуса, поведение которых бывает непредсказуемым. Если мы обратимся к синонимам слова «оперативный», первым же станет прилагательное «быстрый». Именно на скорости, быстроте раскрытия преступлений в условиях высокой степени личного риска и опасности для жизни, повышенной ответственности за свои действия базируется эффективность оперативно-служебной деятельности. Исходя из этого, при установлении психологического контакта и доверительных отношений со свидетелем или подозреваемым, представителем той или иной организации и пр. сотрудник оперативных подразделений должен уметь находить «ключи» к каждой категории граждан для сбора необходимой информации, искусно разыгрывая роли и скрывая истинные намерения.
С позиций психологии юридического труда, деятельность оперативника характеризуется постоянной интеллектуальной активностью, анализом меняющейся информации, решением проблем и принятия решений в условиях информационной неопределённости [7, С. 94]. Психологический феномен под названием «антиципация» более свойственный представителям творческих и научных профессий, писателям и поэтам, и выражающийся в предвосхищении, предчувствии той или иной ситуации, разгадывании ещё не случившихся действий человека, его мотивов [2, С. 195, 1, С. 32], выступает в деятельности оперативника не только как представление совершённого преступления. Согласно теории опережающего отражения П.И. Анохина антиципация сотрудника оперативных подразделений МВД России – это представление схемы раскрытия преступления еще до того, как оно будет реально раскрыто. Антиципация оперативника связана с творческим воображением, «эмоциональным предвосхищением» (А. В. Запорожец), «продуктивным восприятием» (В. П. Зинченко), а согласно Вюрцбургской школе (О. Зельц) – с процессом решения творческих задач, центральным звеном которого является «антиципирующая схема», которая направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи [1, С. 85].
Для иллюстрации этих теоретических подходов приведём несколько примеров из реальной жизни, касающихся цвета российского сыска и успешных оперативников. Опираясь на воспоминания Д.Б. Кошко, наследника легендарного криминалиста и сыщика А.Ф. Кошко, мы находим, что: «У него была отличная память, высокая культура, умение приспособиться к любой среде, живой интерес к людям, высокая социальная чувствительность. Он не всё мог простить, но всегда умел понять. У него были артистические способности. Он умел слушать людей, даже когда те приходили к нему на приём и рассказывали ему, казалось бы, незнамо что, вроде бы разную чепуху. Но он потом это всё записывал. И лишь благодаря этому умению выслушивать людей, внимательно относиться к «чепухе», ряд самых сложных уголовных дел он сумел раскрыть, вспомнив про прежние рассказы посетителей ему» [3]. В свою очередь, прославленный начальник отделения отдела оперативно-сыскных групп Московского уголовного розыска Владимир Александрович Мартиросов мог безошибочно определить вора так: «Надо посмотреть ему в глаза, куда они глядят, как они «бегают». Вот передо мной поставят десять человек и одного из них – судимого. И я сразу его определю и даже назову приблизительно его статью. Это - блёклый цвет кожи, резкие скулы, определённые морщины на лице. Любят они туфельки начищенные, стрелочки на брюках. Этого у карманников не отнять». Сыщик – это состояние ума, уникальное видение мира, развив которое, можно добиться успехов на избранном поприще [4].
В наши дни от оперативников также требуются развитые профессионально-психологические качества, включая как профессиональную наблюдательность, так и широкий кругозор. В 2018 году загадку вора-«фантома» пришлось отгадывать оперативникам Кузбасского ЛУ МВД России. Неведомый гений обворовывал пассажиров поездов, а потом бесследно исчезал из вагонов. Поскольку дело было летом, умелец ещё и маскировался: ходил на дело в тапочках и шортах, правда, забыв закрыть татуировки на руках, которые и упомянули в качестве отличительных черт проводники. Когда подозреваемый, мужчина уже с 15-ю судимостями, был найден, он вёл себя агрессивно и оказывал давление на свидетелей. Загадку его исчезновения в стиле Гарри Гудини сыщики разгадали довольно быстро: мужчина отличался субтильным телосложением и безбоязненно протискивался на улицу через резиновые межвагонные суфле. Украденные ценные вещи стали более сложной проблемой. Подозреваемый запугал и членов семьи, и владельцев ломбардов, да и в квартире не нашли тайников. Однако оперативники обратили внимание на шеренгу комнатных растений, а также на то, как изменилось лицо матери рецидивиста, стоило сыщикам кивнуть на горшки. В первых же двух проверенных ёмкостях под слоем земли оказались золотые часы и серёжки обворованных пассажиров. Поняв, что отпираться бесполезно, вор сознался в обоих эпизодах [12].
Отметим, что все приведённые в пример сотрудники, несомненно, являясь творческими личностями, развивали и совершенствовали свои исключительные способности непосредственно в процессе выполнения служебных обязанностей, а также при помощи викарного наблюдения – общаясь со старшими коллегами, наставниками. Полагаем, что образовательные организации высшего образования МВД России, осуществляющие подготовку сотрудников для оперативных подразделений МВД России, вносят достойный вклад в формирование профессиональных компетенций и развитие профессионально важных качеств личности за счёт практико-ориентированного обучения и включения проблемных и творческих учебных заданий в учебную деятельность курсантов и слушателей.
Для того, чтобы выяснить, как регулярные занятия творчеством могут повлиять на развитие творческих способностей и в будущем на эффективность оперативно-розыскной деятельности, в рамках проводимого научного исследования был организован Литературный клуб на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в который на добровольной основе были включены курсанты (специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность, специализация «Оперативно-розыскная деятельность») которые либо периодически занимаются написанием литературных произведений, либо хотели бы научиться писать. Большинство участников Клуба начали творить приблизительно в 9-11 лет без особых на то причин, гораздо реже создание стихов и рассказов связано с эмоциональными переживаниями, связанными с первой любовью, и ещё реже – просто с желанием научиться новому по приходе в Клуб. Предварительный опрос показал, что большинство участников предпочитают по возможности часто отдыхать и много спать, чтобы в итоге завершить свои учебные и служебные дела одним махом, в последние день или два до сдачи: «Как только я разозлюсь… на себя, на лень, на нудное задание – я мигом горы сверну! Поэтапно не выходит».
Выбор именно такой области деятельности обусловлен тем, что на базе Университета уже функционируют иные клубы и кружки, сосредоточенные на иных видах творчества: пении, хореографии. Они осуществляют успешную деятельность, однако не представляют интереса для данного исследования, поскольку по большей части ограничены тематикой того или иного выступления. Литературный клуб, в свою очередь, имеет определенную цель: создание условий для развития творческих способностей с использованием элементов психологического тренинга. Основной задачей Клуба является освоение навыка ежедневного занятия творчеством, в частности, «свободного письма» – фрирайтинга. В рамках встреч многократно повторяется и закрепляется следующая аксиома: писательский процесс лишь в малой степени зависит от вдохновения, его основной источник – усердный труд, «ненормативная активность» (термин Д.Б. Богоявленской) и самопожертвование. Это характеризовало известных сыщиков и сотрудников оперативных подразделений МВД России (А.Ф. Кошко, И.Д. Путилина, И. Маркова, В.А. Стрепкова, И. Крыжановского и др.) и способствовало развитию у них творческих способностей.
Встречи Клуба происходят еженедельно, по средам. В ходе них участники рассказывают, как прошла их неделя и принесла ли она нечто творческое, что нового они узнали и чему научились, зачитывают новые наброски произведений, делятся возникшими мыслями и чувствами, выполняют тренинговые упражнения, направленные на развитие творческих способностей. Для тех, кто не может присутствовать в силу сложившихся обстоятельств, задания дублируются дистанционно, через мессенджер, в специально созданную группу или же в личные сообщения. На момент написания статьи деятельность Клуб функционирует уже 8 месяцев.
В качестве упражнений для развития творческих способностей используются методики для развития творческого мышления эксперта по креативности М. Микалко, технологии ТРИЗ, задания сценариста и писательницы Дж. Кэмерон, прошедшие проверку временем среди тысяч писателей и поэтов и многие другие. В основном задания и тренинговые упражнения выполняются индивидуально, однако каждое предполагает, что выполнивший его делится с остальными, что способствует появлению новых идей, поддержанию дружеского общения, лежащего в основе деловых взаимоотношений в служебных коллективах оперативных сотрудников. Тем самым создаются условия для совершенствования у курсантов профессиональных навыков взаимодействия, ибо оперативники раскрывают преступления как индивидуально, так и в составе групп.
Во время занятий в Клубе курсанты познакомились с понятием потока, введённым в рамках собственной теории М. Чиксентмихайи, а также приёмами удержания этого состояния. Участники узнали, что поток – это полезное и во многих аспектах благотворное состояние, положительным образом сказывающееся на становлении полноценной личности, чаще всего возникающее либо в ходе занятий творчеством, либо на рабочем месте, но всегда – при выполнении долгой и тяжёлой эмоциональной или физической работы. Поток сопровождает творческий процесс, является управляемым, и каждый в состоянии научиться входить в него по собственному желанию. Именно поэтому участники Клуба поощряются за ежедневные записи интересных мыслей и идей, тренировки, также называемые «утренними страницами»; при этом постоянно подчёркивается необходимость оттачивания писательских навыков. Каждая встреча Клуба, как правило, приводит к созданию чего-то нового – как индивидуального, так и группового – поскольку участники вдохновляются общением друг с другом, а также генерируют новые идеи.
Важной психологической особенностью Клуба также является создание условий для формирования индивидуального стиля деятельности и профессионально-личностного развития. Это достигается отсутствием того, что профессор психологии Гарвардского университета Э. Лангер назвала «тиранией оценки». Выполнение тренинговых упражнений и творческих заданий основано на стремлении к творчеству как к таковому, а также вниманию к собственной творческой мотивации, а никак не на поиск правил, которые способны на корню удушить новое начинание [6, С. 64]. Так создаются условия для развития индивидуального стиля деятельности у курсантов как субъектов творческой деятельности в рамках Клуба и будущей оперативно-служебной деятельности. Речь идет о «зоне неопределенности» (термин введён В.С. Мерлиным), которая, по мнению Е.А. Климова, требует от субъекта деятельности поиска и способствует развитию эффективного стиля трудовой деятельности. Предполагается, что в процессе выполнения курсантами творческих заданий и тренинговых упражнений, отличающихся большой зоной неопределённости, формируется индивидуальный стиль, максимально приспособленный для творческой деятельности. Кроме того, участие в работе Клуба направлено на максимальное использование сильных сторон личности и компенсацию не самых благоприятных задатков и способностей [8, С. 227], а формирование индивидуального стиля может привести к успеху в творчестве и в будущей профессиональной деятельности. Это согласуется с профессионально-личностным развитием сотрудника, в т.ч. развитием аутотелической личности (термин, введённый М. Чиксентмихайи) – личности с самоцелью, человека, способного преобразовывать потенциальные трудности, а то и угрозы, в новые возможности и задачи, приносящие радость. Сам Чиксентмихайи отмечал, что появление такой личности, «человека потока», чаще всего обусловлено вкладом семьи: родителями и родственниками, которые предоставляют ребёнку право выбора его жизненного пути, а также уделяют внимание его мыслям и чувствам [11, С. 144-145]. Однако идеальные условия предоставляются не всеми семьями, а значит, появление на свет аутотелической личности можно вызвать целенаправленной тренировкой, дисциплиной, ежедневной деятельностью, за счёт единения с другими, что достигается в рамках Клуба, поскольку обстановка максимально комфортна и в ней собраны люди, близкие по интересам.
Предварительные итоги работы Литературного клуба таковы:
1. Все участники – уникальные личности, и у них, как у субъектов творческой деятельности, стал проявляться свой индивидуальный стиль, подход к проблеме, выполнению творческих заданий или тренинговых упражнений. Объединяющее начало участников – их креативность – часть сложной системы, и каждый из них находит собственную нишу [10, С. 69]. Уровень мотивации коррелирует с причинами творчества: если те, кто начал раньше, как правило, органично вплетают в процесс создания текстов любые события жизни, то те, кто начал работу из-за эмоционального всплеска, переживают творческий спад, а то и кризис, после того, как изложат свои мысли и чувства на бумаге. Другими словами, творческая деятельность курсантов и достигаемые результаты в искусстве создания письменных текстов находят отражение в индивидуальном стиле деятельности. Кроме того, интровертированные участники Клуба, не принимающие, как правило, участия в активных дискуссиях, максимально компенсируют эту слабую сторону личности в особой сосредоточенности внимания, повышенной наблюдательности и детализации своих переживаний в собственных произведениях и выполнении творческих заданий.
2. Коммуникативные способности приобрели высший уровень развития, т.к. участники Клуба понимают друг друга с полуслова, несмотря на то, что непосредственные творческие продукты могут быть противоположными по стилю изложения, отражённым в них интересам, ценностным ориентациям. Курсанты читают дополнительную литературу, в т.ч. и рекомендованные им книги, изучают деятельность и творчество писателей и поэтов, обмениваются мнением о прочитанном. Дополнительным позитивными факторами влияния на чтение послужили современные обстоятельства нахождения курсантов на карантине, в режиме самоизоляции, а также доступность многих достижений мировой литературы в цифровом формате. Особо следует отметить и то, что участники Литературного клуба придерживаются различных мировоззрений (православие, агностицизм, атеизм), но это не мешает им налаживать эффективное, дружелюбное общение, искренне радоваться успехам друг друга. Поэтому можно сделать предварительный вывод о том, что и в будущей оперативно-розыскной деятельности участники Клуба сохранят гибкость поведения, открытость и восприимчивость, широту взглядов и толерантность к чужому мнению.
3. Изменение интеллектуальных эмоций от обычного интереса к теме занятия к здоровому любопытству и любознательности выступает в качестве дополнительного механизма творческой активности и её расширения. Участники задают множество вопросов как организаторам, так и друг другу, с удовольствием пробуют новое, легко исследуют различные идеи, и при этом готовы упорно и настойчиво трудиться, если избранный путь им действительно нравится. Так, те, кто считал себя исключительно поэтами, благодаря выполнению творческих заданий и упражнений попробовали себя в прозе, а то и вовсе переключились на неё, задумали новые проекты, начали интересоваться новыми для себя областями знаний.
4. Ключевым результатом деятельности участников Клуба является поиск и удержание состояния потока. Отметим, что М. Чиксентмихайи не вводил дополнительных классификаций, описывая поток в целом. В ходе проводимого эксперимента, путём психологического анализа творческой деятельности курсантов и выполнения ими рефлексивных процедур были зафиксированы следующие разновидности потоковых состояний:
1) микропоток (длительность протекания 5-15 минут) характерен для тех участников Клуба, которые проявили себя как поэты, называющие это состояние «приступом вдохновения». Это своеобразный поток-эмоция, который возникает и заканчивается вместе с выплеском переживаний. Не сопровождается усталостью или опустошённостью. Описывается одной из участниц следующим образом: «Чаще всего я пишу быстро, повторно не возвращаясь к работе. Всегда стремлюсь закончить дело за один раз. То есть этот процесс мимолётен. Насчёт чувств и эмоций... Внешне я очень сосредоточена, внутренне ни о чём другом не думаю, только о произведении. Я вспоминаю что-то, что уже произошло, стараюсь пережить это заново».
2) непосредственный поток (продолжительность 1-1,5 часа) более характерен для писателей-прозаиков. Поток-проза, связан с интенсивной интеллектуальной деятельностью (творческим воображением, подбором красивых слов, рациональным осмыслением каждого предложения, образным отражением в тексте и пр.). Как правило, проявляется у курсантов, которые осуществляют писательскую работу и превратили её в ежедневную привычку. Участники описывают это состояние следующим образом: «Я чувствую облегчение, выплёскивая свои эмоции на бумагу» (и далее, о потоке): «…и удовольствие от того, что образ, который у меня в голове, постепенно появляется на бумаге, что вдохновляет меня вновь и вновь творить…».
3) мегапоток (продолжительность 1,5 часа и более) встречается редко, за восемь месяцев работы Литературного клуба – всего 7 зафиксированных творцами случаев. Поток-работа, который продолжается практически до истощения. Характеризуется максимальной погружённостью в творческий проект, игнорированием потребностей в отдыхе и приёмах пищи. Следствием вхождения в подобный поток является усталость, некоторая степень опустошённости: «Спал сном без сновидений», «Даже не поняла, почему стемнело…» и др.
Кроме того, исследование показывает, что участники Клуба испытывали сочетание этих потоков. Так, отношения между микропотоком и непосредственно потоком в рефлексивных отчётах курсантов, писавших сначала поэтические произведения, а потом попробовавшие свои силы в прозе, представлены следующим образом: «Это как два потока из одного источника. У них одно направление, они текут параллельно. И, в конце концов, вливаются в один океан, но всё равно текут по отдельности».
5. Долгосрочное влияние творческой деятельности на профессионально-личностное развитие участников Литературного клуба отмечается как положительное: возрастание количества произведений (глав, рассказов, стихотворений) привело к тому, что многие участники загорелись желанием поделиться своим творчеством с миром (некоторые завели странички в тематических социальных сетях, таких как Проза.ру и Поэзия.ру, стали участвовать в конкурсах, в т.ч. организованных Университетом, а один из участников даже организовал блог с обзорами произведений, которые он прочёл в ходе поиска информации, необходимой ему для творчества. Считаем, что всё перечисленное является большим шагом для каждого творца, ведь, по сути, это означает признание своей одарённости, своего таланта. В подтверждение приведём отельные отрывки из рефлексивных самоотчётов участников:
– «Я перестала стесняться своих чувств и эмоций и придумала целый сценарий на день рождения мамы, хотя у нас в семье не принято показывать любовь открыто»;
– «Чувствую себя увереннее, могу дискутировать с людьми, включая дискуссии на учебных занятиях, хотя раньше предпочла бы промолчать, даже имея противоположную точку зрения»;
– «Моё мировосприятие меняется, и я вижу это, вместе с миром в книге… Я теперь верю, что мы влюбляемся больше не в книгу, а в самого автора, поскольку автор максимально раскрывается именно в своём творчестве».
Стоит подчеркнуть, что в ходе эксперимента зафиксирован своеобразный перенос творческих способностей курсантов на другие виды деятельности: коммуникативную, познавательную, учебно-профессиональную и пр. Это, с одной стороны, подтверждает устоявшуюся в психологии закономерность: способности являются условием успешного выполнения не только одного, а нескольких видов деятельности. С другой, позволяет предполагать, что такой перенос творчества и состояния потока в определенной степени может позитивно сказываться на будущей профессиональной деятельности оперативного сотрудника, в структуру которой входит поисково-познавательная, реконструктивная, коммуникативная, организаторская, социальная виды деятельности.
Отметим, что, несмотря на успешное функционирование Клуба, всё же встречаются сложности личностного плана. Так, немаловажным вопросом для начинающих творцов становится вопрос «истинности» своего таланта. Часто встречается утверждение: «Я не могу сказать, что у меня талант... Далеко нет»; притом в случае заброса фразы «Хорошо, не талант, давайте назовём это просто способностями», большинство возражающих соглашается. Ещё один страшный шаг: назвать себя писателем и/или поэтом. Пояснения следующие: «Сочинять и писать может каждый… Но вот делать прекрасное, прекрасно писать и сочинять, это уже писатель и поэт». Согласно распространённому мнению, даровать титул творца может только общество; на вопрос о том, как быть со случаями, когда писатель или поэт не признаётся при жизни, но открывается заново после смерти, т.е. общество было неправо, возникает заминка. Мы полагаем, что подобная точка зрения отчасти навеяна обществом, предпочитающим сызмальства равнять одарённых и талантливых детей под одну планку, а отчасти – работой Внутреннего Цензора, появившегося благодаря стараниям общества и близкого круга общения. В книге «Путь художника» Джулия Кэмерон описывала феномен творцов-теней, часто встречавшийся ей за годы практики. Такими творцами становятся одарённые, но неуверенные в себе люди, которые предпочитают поддерживать такого же одарённого друга/партнёра, при этом отказываясь от развития собственных творческих способностей [5, С. 67-70]. Однако в рамках проведённого нами исследования значительная доля участников Клуба ответила на вопрос «Кого можно считать писателем/поэтом?» следующим образом: по здравому рассуждению творец такого рода может зваться писателем или поэтом уже потому, что пишет (100 % из числа респондентов); ответ дополнялся утверждением, что у такого автора должны быть читатель или читатели, т.е. он пишет не просто в стол (85 %), писательство - это стиль жизни, внутреннее призвание человека (в 90%). Полагаем, что сопротивление оказывалось лишь по привычке, говоря словами Д. Кэмерон, «Свобода пугает больше неволи, сбывшаяся мечта – больше пустых грёз. Мы не знаем, что делать со свалившимся на нас счастьем».
Подводя итоги, отметим, что оперативно-розыскная деятельность сочетает нормативные правовые, исполнительские операции и действия в рамках предписаний и инструкций, а также творческую деятельность в решении служебных задач и возникающих проблем. Именно благодаря творчеству и нестандартных подходов среди известных и успешных оперативников часто встречаются креативные личности, которых не зря называют «драгоценными» людьми. Эти профессионалы и мастера сыска меняют саму реальность, создавая новые и оригинальные тактические и психологические приёмы, новые способы раскрытия преступлений, передавая их из поколения к поколению как результат преодоления внешних и внутренних ограничений деятельности, неустанной работы и служения Родине. Оперативники-творцы могут быть въедливыми, дотошными, неуживчивыми, но при этом, из-за любви к сыску, они способны показывать чудеса работоспособности, добиваясь нетривиальных результатов, а порой и судьбоносных для участников того или иного уголовного дела.
Экспериментальная часть проводимого исследования в рамках Литературного клуба показывает, что будущие сотрудники оперативных подразделений научились осознанно входить в состояние потока, что способствовало повышению эффективности творческой деятельности, развитию умений обнаруживать нестандартные связи, гибкости в установлении психологического контакта с людьми. Выделенные виды потока характеризуют курсантов как творческих людей, способных создавать это состояние, управлять им и удерживать в течение определённого времени. Отмечаемый участниками Клуба перенос творчества и состояния потока на учебно-профессиональную, коммуникативную, организаторскую, познавательную деятельность позволяет утверждать, что это может позитивно сказаться на результатах оперативно-розыскной деятельности, в профессиографическое описание которой входят одноимённые стороны деятельности. Любому профессионалу и исследователю важно понимать и то, что любимое дело может и должно доставлять огромную радость самому творцу, счастье от открытия новых возможностей собственного «Я», своих мыслей. Американский физик А. Михельсон, всю свою жизнь трудившийся над созданием способов измерения скорости света, на вопрос, почему он посвятил себя решению этой проблемы, уже на склоне лет ответил: «Это было так здорово!» [9, С. 238].
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. 2011. 816 с.
2. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. М. 2016. 262 с.
3. Данилкин А. Мой прадед - сыщик Кошко [Электронный ресурс]: сайт газеты «Петровка, 38». - Режим доступа: http://petrovka-38.com/item/moj-praded-syshchik-koshko-2?category_id=1007
4. Дышев С. Охотник за карманниками [Электронный ресурс]: сайт газеты «Петровка, 38». - Режим доступа: http://petrovka-38.com/item/okhotnik-za-karmannikami?category_id=1007
5. Кэмерон Д. Путь художника. М. 2017. 384 с.
6. Лангер Э. Рождение художника: создай себя заново в осознанном творчестве. М. 2018. 288 с.
7. Психология служебной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» / В.Л. Цветков и др. М. 2016.
8. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. М. 1954. 256 с.
9. Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М. 2020. 420 с.
10. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М. 2017. 528 с.
11. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. М. 2018. 461 с.
12. Щербинина Е. Рубиновые камни преткновения [Электронный ресурс]: Объединённая редакция МВД России, «Щит и Меч», статья от 24.09.2018. - Режим доступа: http://ormvd.ru/pubs/100/ruby-stumbling-blocks-/?sphrase_id=23538