Статья посвящена анализу урегулирования критериев и понятия квалифицированное медицинское обслуживание и право на которое гарантированно Конституцией Республики Узбекистан, изучению квалифицирующих признаков медицинского обслуживания, а также компонентам, которые должны быть включены в разработку Кодекса здравоохранения.
квалифицированная медицинская помощь, критерии квалифицированной медицинской помощи, общей и особенной частей Кодекса здравоохранения
За годы независимости правовая основа для охраны здоровья граждан была сформирована в соответствии с рыночными требованиями и соответствующими законами с учетом социальных функций государства, создавалась и совершенствовалась сфера оказания медицинских услуг, и этот процесс продолжается. Правовая основа охраны здоровья граждан вытекает из норм, установленных Конституцией Республики Узбекистан. Ряд положений Конституции устанавливают правила, которые прямо или косвенно касаются здоровья граждан.
В соответствии со ст. 40 Конституции Республики Узбекистан каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание.
Что подразумевается под понятием квалифицированное медицинское обслуживание? Каковы его критерии?
В нашей стране этот вопрос изучался многими учеными. В частности,
Х. Рахманкулов, И.Б. Закиров [1] с точки зрения, того, что здоровье является общим правом и интересом граждан. И. Насриев полагает, что здоровье представляет собой неимущественное право граждан [2]. О. Акюлов и Н.Х. Эгамбердиева [3] в своих научных трудах осветили вопросы возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью граждан. Ш.Н. Рузиназаров исследовал вопрос здоровья граждан с точки зрения обеспечения охраны их гражданских прав [4]. Если Н. Саид-Газиева [5] и Д.И. Бабаев изучали правовые аспекты обеспечения здоровья граждан как формы защиты прав потребителей, то М.Х. Баратов [6] осветил в своих работах вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью граждан государственными органами.
В последние годы ряд исследователей данной области занимаются вопросами правового регулирования медицинских услуг. К ним можно отнести работы
Н.С. Нарматова, Т.А. Муминова, Т. Исакова [7]. Ф.А. Ваитова изучала вопросы гражданско-правового регулирования медицинских услуг [8].
О.С. Иоффе, И.Б. Новицкий, Л.А. Лунц, Е.А. Флейщиц, М.М. Агарков,
М.К. Сулайманов, Е.А. Суханов, С.Г. Стеценко, А.А. Мохова и другие зарубежные ученые также исследовали эту тему.
Кроме того, следует отметить, что за последние годы в Российской Федерации защищено более 10 кандидатских диссертаций по вопросам общественного здравоохранения, гражданско-правовой ответственности в сфере здравоохранения. К ним относятся диссертации А.В. Мелихова [9], А.С. Мнацаканян [10], В.С. Абдуллиной [11], М.А. Курбанова [12], О.В. Рябининой [13] и др.
В частности, Н.Л. Улаева [14] проблему охраны здоровья подразделяет на оказание медицинских услуг и медицинской помощи. По ее мнению, медицинская помощь современности – это основанное на рыночной экономике оказание услуг, целью которого является не охрана здоровья, а получение прибыли. Она считает, что оказание медицинских услуг не должно связываться с законами рыночной экономики. Целью оказания медицинских услуг должна быть охрана здоровья, а не извлечение прибыли.
По мнению О.Е. Жамковой [15], здравоохранение следует понимать как совокупность действий, предпринимаемых высококвалифицированными исполнителями для удовлетворения индивидуальных потребностей пациента, для восстановления и / или поддержания его здоровья. Критериями оценки качества медицинских услуг являются компетенция исполнителя, техническое оснащение медицинской организации, полнота обследования, диагностики и лечения, соответствия ожидаемого исхода лечения его фактическому результату.
В научных кругах нет единого мнения в вопросе, каким критериям должно соответствовать предусмотренное в ст. 40 нашей Конституции Республики Узбекистан понятие оказания квалифицированной медицинской помощи.
По нашему мнению, квалифицированная медицинская помощь – это, независимо от формы собственности, система медицинского образования и лечения, объектом которой является лечение граждан, профилактика заболеваний, поддержание санитарной безопасности хорошо подготовленными и высококвалифицированными кадрами (врачами), контролируемая государством и обеспечиваемая им получение качественного медицинского образования, профилактику и лечение заболеваний, а также защиту уязвленных и социально незащищённых слоев населения.
Критерии квалифицированной медицинской помощи основаны на целях и задачах в данной области, преследующие не только получение прибыли, а в интересах обеспечения охраны здоровья населения создание системы скорой помощи, неотложной помощи, создание специализированных лечебно-профилактических учреждений, санитарно-профилактических учреждений, а также больниц, оснащенных современным новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и высокими технологиями, при котором места расположения медицинских учреждений должны обеспечивать возможность гражданам добираться до них пешим ходом или на транспорте.
29 августа 1996 г. на основании вышеуказанного конституционного положения был принят Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан».
Этот закон устанавливает задачи и принципы здравоохранения, полномочия правительства и местных органов власти, системы здравоохранения, формы медицинской помощи, оказание медицинских услуг несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим, гражданам и лицам без гражданства, регулирует вопросы оказания скорой, неотложной и специализированной медицинской помощи, показания медицинской деятельности, медицинского вмешательства, медицинского труда, судебной медицины и судебной психиатрической экспертизы, а также устанавливает медицинскую присягу.
Вместе с тем, анализ показывает, что в Законе не урегулированы критерии понятия квалифицированные медицинские услуги, право на которое гарантировано Конституцией Республики Узбекистан. Следует отметить, что вопросы, касающиеся реализации прав на медицинское обслуживание и распределение полномочий в этой области, не систематизированы и разбросанно регламентированы законами и подзаконными актами.
Утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от
7 декабря 2018 г. №УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» Концепции развития системы здравоохранения в Республике Узбекистан на 2019−2025 гг. открыло новую эру в медицинской сфере.
Указ направлен на совершенствование законодательства в сфере здравоохранения, совершенствование системы организации и управления здравоохранением, совершенствование системы финансирования здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни, профилактику и борьбу с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, совершенствование системы оказания медицинской помощи матерям и детям, развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также развития медицинской науки, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и «электронного здравоохранения».
Основой для реализации положений этой Концепции будет служить систематизация законодательства в области здравоохранения путем принятия единого документа, который облегчит его соблюдение и применение; принятие Кодекса здравоохранения Республики Узбекистан и Кодекса этики медицинских работников, а также урегулирование вопросов страхования профессиональной ответственности медицинский работников.
Изучение гражданско-правовых основ медицинского права зарубежных стран свидетельствует о том, что разработка единого систематизированного права о здравоохранении является требованием времени.
В частности, в Республике Франция [16] и США [17] принят Кодекс медицинской этики, в Российской Федерации [18] – Кодекс профессиональной этики врача, в Республике Казахстан [19] – Кодекс о Здоровье народа и системе здравоохранения и в Республике Таджикистан [20] – Кодекс здравоохранения.
Полностью поддерживая положения Концепции развития здравоохранения на 2019−2025 гг., утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 г. №УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан», считаем, что Кодекс о здравоохранении должен состоять из общей и особенной частей, и включать:
во-первых, основные понятия, цели и задачи здравоохранения, механизмы государственного управления и регулирования в области здравоохранения, полномочия органов государственного управления и местного управления, процедуры лицензирования, аккредитации и сертификации в данной области, вопросы рекламы, медицинского обслуживания и организации труда, государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, с установлением контроля за качеством медицинских услуг и соблюдением санитарных требований;
во-вторых, четкое определение системы финансирования здравоохранения, перечень платных и бесплатных услуг, точный список заболеваний и список лиц, имеющих право на получение льготных услуг, порядок международного сотрудничества;
в-третьих, определение условий, норм, объема оказания медико-санитарных и медицинских услуг, объема платных и бесплатных услуг, требования к видам медицинской деятельности и ухода, права и обязанности амбулаторной, стационарной, скорой и неотложной видов медицинских служб, определение видов и процедур медицинской экспертизы, фармацевтической деятельности, требования, сроки и условия производства, использования и оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
в-четвертых, поскольку Конституцией Республики Узбекистан гарантировано предоставление квалифицированного медицинского обслуживания, необходимо установить правила социальных гарантий с учетом возраста, пола граждан, медицинского вмещательства, определение круга прав и обязанностей сторон при лечении, госпитализации, изоляции пациентов с заболеваниями, представляющими опасность для других лиц, в том числе туберкулез, СПИД, кожные и венерические заболевания, наркологические, а также другими заболеваниями, социальную защиту таких лиц, определение условий и порядка предоставления медицинских услуг определенным социальным группам (например, инвалидам, малоимущим, военным и т.д.);
в-пятых, требования для обеспечения санитарного благополучия населения, конкретные нормы и правила для соответствующих периодических медико-санитарных мер, включая меры по предотвращению дефицита йода и недостатка питательных микроэлементов;
в-шестых, с учётом того, что в нашей стране осуществляется пересадка органов у близких родственников, в Кодексе должны быть определены права и обязанности доноров крови и ее компонентов, доноров органов, социальная защита доноров, условия ввоза, транспортировки, перевозки органов, тканей, биологических жидкостей;
в-седьмых, принимая во внимание то, что в развитых странах здравоохранение рассматривается как стратегическая область, и медицинское образование играет важную ключевую роль, в Кодексе необходимо установить стандарты медицинского образования и научных исследований; также необходимо установить условия и порядок периодического медицинского осмотра населения.
Кроме того, Кодекс должен также включать пределы медицинской ответственности, понятие медицинской тайны, врачебного риска и врачебной ошибки.
Распоряжением Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан» от 5 апреля 2019 г. № Р-5464 была принята Концепция «Совершенствование гражданского законодательства Республики Узбекистан». Эта Концепция определяет разработку новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан и предусматривает регулирование конкретных форм гражданско-правовых договоров и отношений, в том числе государственно-частного партнерства, кластерного производства и других, необходимость в которых определяется современными условиями рыночной экономики.
Исходя из Концепции, предлагаемый Кодекс здравоохранения должен также установить правовые рамки для государственно-частного партнерства в области медицины, кластерного производства, оцифровки сектора и электронной документации.
1. Рахманкулов Х. Фуқаролик ҳуқуқининг объектлари. -Тошкент: ТДЮИ, 2009.126 б.; Закиров И.Б. Фуқаролик ҳуқуқи. - Тошкент: ТДЮИ, 2009. 218 б.
2. Насриев И.И. Шахсий номулкий ҳуқуқларни амалга ошириш ва муҳофаза қилишнинг фуқаролик-ҳуқуқий муаммолари. -Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2006. 240 б.
3. Фуқаролик ҳуқуқи.IIқисм. -Тошкент: Илм-Зиё, 2008.625 б.
4. Рузиназаров Ш.Н. Ҳуқуқий мониторинг ва хавфсизлик. -Тошкент: 2006. 127 б.
5. Саид-газиева Н.Ш. Аҳолига хизмат кўрсатиш соҳасида истеъмолчиларнинг ҳуқуқини ҳимоя қилиш: Юрид. фан. номз. дисс. …Автореф. -Тошкент: 2003. 26 б.; Бабаев Д.И. Истеъмолчи ҳуқуқлари ва уларни бузганлик учун фуқаролик-ҳуқуқий жавобгарлик муаммолари: Юрид. фан. номз. дисс. …Автореф. -Тошкент: 2005. 25 б.;
6. Баратов М.Х. Давлат фуқаролик ҳуқуқининг субъекти сифатида. -Тошкент: ТДЮИ, 2005. 107 б.
7. Нарматов Н.С. Хизмат кўрсатиш соҳасида тадбиркорлик фаолиятини фуқаровий-ҳуқуқий тартибга солиш муаммолари. -Тошкент: Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Амалдаги қонун ҳужжатлари мониторинги институти нашриёти, 2009. 262 б.; Муминов Т.А. Ҳақ эвазига хизмат кўрсатишнинг фуқаролик-ҳуқуқий муаммолари: Юрид. фан. номз. дис... -Тошкент: 2006. 32 б.; Исаков Т. Тадбиркорлик асосида тиббий хизмат кўрсатишни эркинлаштириш муаммолари. / Тадбиркорлик фаолиятини эркинлаштиришнинг ҳуқуқий муаммолари. -Тошкент: ТДЮИ, 2008. 162 с.
8. Ваитова Ф.А. Тиббий хизмат кўрсатишга оид муносабатларни фуқаролик-ҳуқуқий тартибга солиниши. Монография. -Тошкент: ЎзМУ, 2012. 163 б.
9. Мелихов А.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный здоровью или жизни пациента: вопросы теории и практики: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Волгоград: 2006. 28 с.
10. Мнацаканян А.С. Гражданско-правовая ответственность исполнителя медицинских услуг: Автореф. дис... канд. юрид. наук. -Краснодар: 2008. 29 с.
11. Абдуллина В.С. Гражданско-правовая ответственность за нарушения в сфере оказания медицинских услуг: Автореф. дис...канд. юрид. наук. -Казань: 2007. 24 с.
12. Курбанов М.А. Гражданско-правовое регулирование и защита права граждан на психическое здоровье: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Москва, 2006. 26 с.
13. Рябинина О.В. Организационно-правовые аспекты внедрения страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью в результате медицинского вмешательства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Москва, 2006. 28 с.
14. Улаева Н.Л. Российские медицинские услуги: специфика и проблемы правового регулирования // Общество и право. 2015. - №2. 50-с.
15. Жамкова О.Е. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: Автореферат дис... канд. юрид. наук. - Москва, 2007. 29 с.
16. FRENCH CODE OF MEDICAL ETHICS // сайт: https://www.conseil-national.medecin.fr/ (дата обращения: 30.01.2020).
17. Code of Medical Ethics//сайт:https://www.ama-assn.org/ (дата обращения: 30.01.2020).
18. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации // сайт: http://minzdravrb.ru/ (дата обращения: 30.01.2020).
19. Кодекс Республики Казахстана Здоровье народа и системе здравоохранения // сайт: https://online.zakon.kz/ (дата обращения: 30.01.2020).
20. Кодекс здравоохранения Республики Таджикистан // сайт: http://extwprlegs1.fao.org/ (дата обращения: 30.01.2020).