с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 67.07 Архитектура
Развитие типологии общественных зданий происходит постоянно, и выявление рациональных путей эволюции концертных залов считается актуальной задачей. Разработка новых типов концертных залов требует комплексного учета факторов, как общих, так и региональных, влияющих на требования, предъявляемые к концертным учреждениям и системе концертной деятельности в целом. В Российской Федерации наблюдается активные процесс открытия новых концертных площадок, однако процесс развития происходит хаотично, без учета условий конкретных городов – социальных, демографических, экономических. Их качество и принципы размещения не соответствуют потребностям посетителей. Таким образом выявляется необходимость анализа факторов, выявленные в ходе изучения опыта проектирования концертных залов. Базовые факторы влияют на типологию концертных залов в целом, их необходимо учитывать для развития типологии концертных залов. Также в статье рассмотрены региональные факторы на примере города Санкт-Петербурга. Выявлены специфические особенности, взаимосвязи и характер воздействия факторов в архитектурном аспекте. В статье отмечена неравнозначность факторов по степени их влияния на формирование архитектурной типологии концертных залов. К наиболее значимым факторам можно отнести: культурные, градостроительные, социально-демографические, экономические, функционально-планировочные факторы.
концертные залы, типология, общественные здания, влияние факторов, Санкт-Петербург, условия региона
Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России и одним из ведущих городов с развитой концертной деятельностью в мире.
Анализ условий в Санкт-Петербурге позволил выявить основные факторы и их влияние на концертные учреждения, которые необходимо учитывать в создании типологии концертных залов. К ним относятся градостроительные, функционально-планировочные, инженерно-конструктивные факторы, а также факторы регионального уровня: природно-климатические, политические, экономические, культурные, социально-демографические факторы. Определенные группы факторов оказывают доминирующее влияние на определенный вид пространства в зависимости от условий [1].
Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп (рис. 1).
Градостроительные факторы.
К градостроительным факторам относятся градостроительные условия размещения объектов инфраструктуры, стратегия градостроительного развития города, архитектурно-художественные условия организации участка для концертного зала, как объекта. Повышение качества городской среды требует принятия долгосрочной стратегии градостроительного развития, включающей в себя направления развития концертной деятельности в городе.
Основной градостроительной проблемой Санкт-Петербурга является перенасыщенность исторического центра, выполняющего роль главного культурного, туристического и коммуникационного пространства. В городе, как и в мире, существует проблема сочетания новых объектов с исторической средой города, требующая профессионального осознания [2, 3]. Специфика концертного строительства диктует размещение КЗ в выигрышных местах, при этом периферийные районы остаются недостаточно оснащенными объектами культурно-досуговой направленности. Перспектива полицентричного развития Санкт-Петербурга позволит создать новые центры притяжения горожан и туристов, способствуя развитию новых районов, а также перераспределению транспортных потоков [4]. Актуальным направлением в архитектуре становится создание открытых зрелищных пространств в курортных районах с использованием природного рельефа [5], что возможно и в прибрежной зоне Санкт-Петербурга с выходом к Финскому заливу.
Архитектурно-планировочные факторы.
К архитектурно-планировочным факторам относят функционально-планировочную структуру, архитектурные решения, которые, в свою очередь, выражаются в требованиях к комфорту и безопасности и в требованиях к акустике и условиям видимости.
Оптимальное архитектурное решение для конкретного концертного зала достигается средствами пространственных, пластических и цвето-световых решений, декоративных элементов. Фактор привлекательности интерьерных и экстерьерных решений играет важную роль в создании уникального образа концертного зала. Определяющим же фактором являются его акустические свойства [6]. Функционально-планировочная структура должна отвечать назначению концертного зала и наличию в нем дополнительных функций. Отличительным свойством концертных залов является разделение его объемов на общедоступное пространство и зону со специализированным доступом (для артистов, музыкантов, сотрудников концертного зала), что отражается на удобстве организации потоков людей внутри здания и вокруг него. Для удовлетворения требований различных по жанру концертов применяются планировочные и пространственные трансформации, а также их сочетания [7].
Инженерно-конструктивные факторы.
К данной группе относятся конструктивные схемы и методы возведения, инженерно-техническое оборудование, строительные материалы.
Характер материальной оболочки и объемно-пространственное решение здания непосредственно определяются выбранной конструкцией, что особенно важно в связи с наличием в структуре здания большого объема (коробки зала), в частности, применением большепролетных конструкций. Разнообразное инженерное оборудование концертных залов предназначено для обеспечения надлежащего воздушно-теплового режима, пожарной безопасности. Концертные залы оснащаются современными акустическими системами, оптимизирующими условия слышимости, а также системами освещения, что особенно влияет на их привлекательность. Важное влияние на акустические условия оказывает грамотный выбор строительных материалов и материалов обшивки внутренних поверхностей зала, важно также предусмотреть применение экологичных решений [8, 9]. Проблема наличия шумового режима, относящаяся к антропогенным факторам, устраняется также с помощью ряда технических решений (конструкции принципа «помещение в помещении», устройство акустических швов и тамбуров, разделение на блоки и др. [10]).
Политические факторы.
Приоритетные направления развития концертной деятельности зависят от политических факторов, к которым относятся стратегия развития концертной деятельности в Санкт-Петербурге, основывающаяся на особенностях геополитической роли региона и города и его возможностях.
Расположенный в западной части страны, на берегу Финского залива, Санкт-Петербург имеет выгодное геополитическое положение вблизи границ с Европейским союзом, на пересечении международных транспортных направлений. Санкт-Петербург в значительной степени интегрирован в мировые культурные связи и является одним из крупнейших культурных центров, на протяжении многих десятилетий успешно оправдывая звание «культурной столицы» России. В городе ежегодно проводятся международные фестивали, музыкальные конкурсы, укрепляя международные культурные связи с зарубежными странами, что способствует достижению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния и качества жизни города. Санкт-Петербург становится наиболее престижным городом, привлекающим внимание мировых звезд сцены. Необходимо совершенствовать уровень организации международных культурных мероприятий в Санкт-Петербурге, развивать практику проведения комплексных мероприятий в формате культурных миссий.
Не смотря на появление в городе новых концертных площадок, очевидно, что в Санкт-Петербурге недостаточно современных концертных залов для проведения международных мероприятий. Проводимый в 2011, 2015 и 2019 Международный конкурс им. П.И. Чайковского задействовал несколько разрозненных объектов, в том числе исторические залы, которые в силу своей недостаточной вместимости и адаптированного оснащения не могли обеспечить комфортных условий для проведения мероприятий международного уровня. В январе 2020 года был утрачен СКК «Петербургский», долгое время собиравший многотысячные аудитории на концертах мировых культовых групп и звезд эстрады.
Экономические факторы.
В тесной связи с политическими факторами находятся экономические, оказывающие влияние на типологию концертных залов. К ним относятся развитие инфраструктуры сферы культуры, осуществляемая за счет создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. В городе реализуются различные инвестиционные проекты, целью которых является формирование имиджа культуры в качестве основного конкурентного преимущества города с сохранением и развитием культурно-исторического наследия и профессионального искусства [11].
Необходимо отметить, что индустрия исполнительских искусств в России представлена двумя основными сегментами: эстрадная музыка и сфера академического искусства (классическая музыка). Если первая максимально ориентирована на запросы аудитории и коммерчески успешна, то вторая является в большей степени дотационной и реализуется средствами государственных субсидий [12].
С целью повышения качества и совершенствования деятельности концертных организаций необходимо обеспечивать совершенствование и развитие материально-технической базы, включая их оснащение современным техническим оборудованием, внедрения инновационных технологий и подходов в деятельности музыкальных организаций.
Немаловажным фактором является создание финансовых возможностей для повышения международной конкурентоспособности музыкальных организаций с помощью привлечения в сферу музыкальной культуры высококвалифицированных кадров.
Социально-демографические факторы.
В данной группе факторов следует выделить вовлеченность в концертную деятельность, особенности потребностей и общий портрет потребителя.
Понятие слушателя (потребителя концертной индустрии) не сводится к понятию «любитель музыки». Но можно провести разделение на группы в зависимости от целей посещения концертных мероприятий, соответствующих следующему ряду: культурное, образовательное, развлекательное, деловое мероприятия [13].
В рамках задачи повышения вовлеченности населения в сферу культуры повышение интереса жителей и гостей Санкт-Петербурга необходимо обеспечивать разнообразие и доступность музыкальных мероприятий в городе, расширение их специализации, обеспечить развитие сети концертных организаций, в том числе отдаленных от исторического центра районах для обеспечения равного доступа к услугам в сфере музыкальной культуры. Также сеть музыкальных организаций должна пополняться организациями дополнительного музыкального образования детей, активизируя и развивая образовательный ресурс сферы музыкальной культуры для всех возрастов и социальных групп населения, реализуя эстетический и нравственный потенциал музыкального искусства как средства формирования и личностного развития в векторе традиционных ценностей и этики.
Культурный потенциал города.
Культурный потенциал города является основой развития концертной деятельности и концертных залов. Санкт-Петербург активно реализует современные культурные проекты, отражающие уникальную специфику петербургской музыкальной культуры и традиций.
Город обладает огромным историко-культурным наследием, который наряду с туристским потенциалом является его ключевым ресурсом, обуславливающим интерес к нему со стороны российской и зарубежной общественности. Культурное достояние Санкт-Петербурга является важнейшим фактором и базовым элементом его идентичности, формирующим особое отношение к нему со стороны жителей и гостей, позволяя стать местом притяжения, культурным и общественно-деловым центром мирового уровня.
В Санкт-Петербурге ежегодно возрастает количество концертных событий, проводятся массовые мероприятия по популяризации музыкальной культуры (например, ежегодный международный фестиваль «Опера всем», музыкальный уличный фестиваль «Piter for life», ежегодная акция «Ночь музыки в Гатчине»). «С 2012 года ежегодно проводится Санкт-Петербургский международный культурный форум - культурное событие мирового уровня, дискуссионная площадка, ежегодно притягивающая несколько тысяч экспертов в области культуры со всего мира: представителей драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Число участников указанного форума увеличилось с 370 в 2012 году до 33 тыс. участников в 2017 году», - говорится в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года [14].
Природно-климатические факторы.
К природно-климатическим факторам относятся температурно-влажностный и ветровой режимы, сезонность, состояние ландшафта. Данные факторы оказывают особое влияние на выбор пространственной организации КЗ, конструктивной схемы, строительных материалов, также природные особенности региона влияют на расположение КЗ на местности, определяя возможности их размещения у водных пространств и зеленой зоне.
Концертный сезон напрямую связан со временами года: концертная деятельность начинается, как правило, осенью, а завершается различными фестивалями в разгар «белых ночей» и в летний период меняет формат – концерты дополняются гастрольными внутрироссийскими программами, перемещаются на открытые площадки и загород, являясь фактором притяжения к уникальным историческим объектам, расположенным в пригородных районах Санкт-Петербурга – Петергофе, Гатчине, Павловске, Пушкине и др., что с XIX века стало традиционной частью культурной жизни гостей и жителей города в летний период.
Представленные факторы не равнозначно влияют на формирование типологии КЗ. Факторы взаимосвязаны между собой и оказывают комплексное воздействие на КЗ, выступающего совокупностью концептуальных, архитектурных и конструктивных решений. К наиболее значимым можно отнести культурные, социально-демографические, градостроительные и экономические группы факторов. Учет данных факторов улучшает эффективность развития типологии КЗ, способствует их развитию в целом, оказывает влияние на формирование модели и рациональной концепции КЗ, позволяет оптимизировать функциональную структуру, определяя тип и принципы проектирования КЗ, повышая их рентабельность.
1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М.: Архитектура-С, 2006. 277 с.
2. Анисимов А. В. Проблемы архитектуры новых объектов культуры в исторической среде // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 2. С. 19-29.
3. Hammond M. Performing Architecture: Opera Houses, Theatres and Concert Halls for the Twenty-first Century. L.: Merrell Publishers, 2010. 239 p.
4. Фёдорова О.О. Развивающийся центр города как среда формирования многофункциональных комплексов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 11. С. 9-12.
5. Трибельская А.М., Латыева Е.В., Театр выходит на площадь // Системные технологии. 2019. №30. С. 114-121.
6. Jaffe C. The Acoustics of Performance Halls: Spaces for Music from Carnegie Hall to the Hollywood Bowl. L.: W. W. Norton & Company, 2010. 208 p.
7. Дектерев С.А. Зрелищное здание сложной технологической структуры [Электронный ресурс]. URL: http://arch-usaaa-mag.blogspot.com/2014/09/blog-post.html (дата обращения 25.05.2020).
8. Newhouse V. Site and Sound: The Architecture and Acoustics of New Opera Houses and Concert Halls. L.: Monacelli Press, 2012. 256 p.
9. Тетиор А.Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Архитектура». М.: Академия, 2009. 231 с.
10. Анисимов А. В. Архитектурная премьера Мариинского театра // Academia. Архитектура и строительство. 2013. № 4. С. 83-99.
11. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. URL: http://spbinvestment.ru/ru (дата обращения: 21.07.2020).
12. Седых И.А. Индустрия исполнительских искусств [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/08/21/1154843600/ (дата обращения: 19.01.2020).
13. Глухова А.В. Тенденции развития архитектуры концертных залов в аспекте изменения концертной деятельности // Перспективы науки. 2020. №7(30). С. 104-109.
14. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2019/04/17/19/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_2035_%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86..pdf (дата обращения: 29.03.2020).