с 01.01.2021 по настоящее время
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 6523 Планирование. Экономическое прогнозирование
BISAC BUS000000 General
Более цельной формулировкой экономической безопасности личности выступает ее рассмотрение в виде личностных возможностей и готовности к созданию надлежащей степени самостоятельной защищенности и собственного становления в обстоятельствах формирования государственными институтами таких рычагов по исполнению и защите значимых личностных интересов, согласно которым возможно реализовывать константное и сбалансированное совершенствование государственной экономики и страны в совокупности в качестве независимой от внешнего мира модернизирующейся системы.
экономическая безопасность личности, государственная экономическая безопасность, личность на национальном уровне, уровни безопасности, уровень жизни
Экономическая безопасность личности – это один из «трех китов», образующих совокупную экономическую безопасность страны, и как следствие, основу национальной безопасности. В настоящей момент аспектам экономической безопасности личности отводится все больше и больше интереса, поскольку обстоятельства современности диктуют наращивание значимости человеческого капитала в совокупных общественных процессах производства, прослеживается непосредственная связь потенциала развития государства от степени личностной развитости.
Можно полагать об определенной зависимости с функционального воззрения. Так, большая экономическая личностная защита свидетельствует о большей константности безопасности системы экономики. Современность обуславливает, что последующее совершенствование процедур предоставления национальной безопасности плотно сопряжено с наращиванием показателей личностной экономической безопасности [7].
Многовековое становление человечества сопряжено с параллельным расширением спектра всевозможных направлений личностной безопасности, вся проблематика которой в сущности сводится к удовлетворению потребностей во всех жизненных аспектах. Экономическая безопасность личности была образована в ходе зарождения общественности, в процессе развития которой развивалась и преобразовывалась и исследуемая в настоящей статье категория.
Рассмотрим основные этапы становления и развития терминологии экономической безопасности личности (таблица 1) [2].
Таблица 1 – Этапы становления и развития терминологии экономической безопасности личности
№ |
Этап |
Особенности понятия |
I |
Античность |
Первостепенно категория «безопасность», представая одной из предельно значимых нужд человека, понималась в обычном представлении на чувственном уровне, когда объектно-субъектные отношения ограничивались положением обособленной личности. Безопасность трактовалась в качестве гарантированного следования совокупности политических прав и свобод, в предоставлении социального, экономического, духового климата для надлежащего существования каждой личности. |
II |
Средние века |
С возникновением национальных государств, рушащих объединения сословий, вводятся совокупные стандарты государства, предопределяющие подвластность каждой личности единому правителю, а доминирует принципиальное положение государственного преимущества перед личностью, обуславливаясь тем, что государство может существовать вечно, в отличии от личности. Ввиду сказанного, в качестве безопасности первостепенно принимается воспрепятствование физическому покушению на личностную безопасность, что сопряжено с ключевым функционалом государства, которое консолидирует общественность пред угрозами извне. |
III |
Распад феодализма перетекающий в начальную стадию капитализма |
К пониманию возникло столкновение государственных и личностных интересов, что отразилось в таком определении безопасности, как «право личности на самосохранение выступает непрекословным, а потому может быть выражен отказ в сражении за государства, если такой приказ находится в противоречии с личностными жизненными интересами». Названное положение отражает государственные ключевое целевое положение и миссию, а именно предоставление безопасности личности и имущества, но не делает приоритетом механизмы, благодаря которым государство это обеспечит. Но обеспечение безопасности в качестве истинного функционирования государства не позволило детально оценить социальную сущность данной категории. Приведенный подход только сопрягает вопросы безопасности с угрозами извне и установлением мер ее реализации, но не отражает внутреннего естества безопасности. Одновременно отделяются явления личностной и государственной безопасностей. В последствии их разграничение привело к формированию единого для всех законодательства, определяющего заданные рамки компетенций властей для сохранности личностных прав и свобод в обстоятельствах формирования гражданского общества, базирующего на соглашении со стороной государства. |
IV |
XVIII-XIX век |
Первостепенными представали вопросы общественно-государственного взаимодействия, что сопряжено с пониманием угроз для личности государством. Выявляется важность предоставления личностной безопасности от властных возможностей государства. |
V |
XX век |
В эпоху капиталистического кризиса вопрос безопасности сопрягается как с государственной безопасностью от воздействия угроз извне, так и от влияния внутренних, что определено требованием в предоставлении со стороны государства личностной экономической безопасности при помощи государственного контроля за отношениями в экономике и рыночным пространством. |
VI |
XXI век |
Исследуемая проблематика обретает предельную весомость. Интеллектуальному потенциалу личности предоставляется центральное место в экономическом поле развитых государств, так как исключительно от него находится в зависимости совершенствование сектора услуг и производства инновационных технологий, обеспечивающих высочайший норматив доходности. Следовательно, современная экономика наделена не хаотичной, а непосредственной зависимостью государственных возможностей от показателей личностного развития. |
Весомость экономической безопасность сопряжена с тем, что она – непременный фактор для стабильного развития государства, но важно обозначить взаимную обратную связь, когда стабильное развитие достигается через безопасность, ровно как сама безопасность образуется посредством стабильного развития. Ввиду данного можно полагать, что личностная, общественная и государственная безопасности связаны взаимно, одна из них не может быть обеспечена, если во внимание не принимаются две другие [3].
Как рассуждает ряд российских деятелей, при отсутствии экономической безопасности личности невозможна, собственно, безопасность, а значит, общественная и государственная устойчивость находятся под угрозой. Государственное игнорирование личностных интересов формирует «почву» для образования нарастающей социальной напряженности.
На сегодняшний день разрешение вопросов предоставления экономической безопасности на уровне государства неразрывно с предоставлением защищенности прав и интересов личности, ее безопасности, предстающей базисом для всего иного.
Российское законодательство оценивает безопасность в качестве единства трех ее направлений: касаемо личности, общества и государства [1]. Национальная безопасность же определяется в качестве положения личностной, общественной и государственной защищенности от угроз изнутри и извне, которое дает возможность реализовать предписанные Конституцией права и свободы, надлежащие качественные критерии жизни населения, а также целостность территорий, стабильное развитие страны и безопасность в купе.
При этом важно обусловить смысловое естество такой весомой категории, как национальная безопасность, в научных информационных источниках трактующуюся неоднозначно. На авторский взгляд, данный термин в сущности не выражает безопасность обособленно по конкретной нации (этносу). Но сам понятийный аппарат этой категории множество научных деятелей связывает с особенностями перевода общемирового понятия «national security» одновременно и на «национальная безопасность», и на «государственная безопасность».
Сказанное положение о переводе словосочетания некорректно ввиду того, что национальная безопасность обуславливает трехуровневую иерархию, где каждый компонент одинаково весомый (рисунок 1).
Следовательно, национальной безопасности присуща особая иерархия, предстающая комплексным явлением со специфическими показателями и свойствами, которые не подходят для ее элементов по раздельности. Иными словами, связь личность-общество-государство есть в совокупности национальная безопасность, наделенная особыми характеристиками, не свойственными для обособленных ее компонентов, однако, одновременно с тем, образующими в процессе взаимодействия компонентов в конкретном направлении связей [2].
Итак, в иерархии российской национальной безопасности экономическая безопасность личности расположилась на одной из трех основополагающих ступеней наряду с государством и обществом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Место экономической безопасности личности в иерархии российской национальной безопасности
Представленная иерархия базируется на том, что личностная экономическая безопасность основывается на нравственно-правовой системе, институтах общественности, дающих для нее возможности к реализации собственных умение и исполнению потребностей. Общественная же экономическая безопасность предопределяет построение институтов общественности, норм права и такого сознания общественности, которое дает возможность осуществлять права и свободы каждой из категорий населения. В свою очередь экономическая безопасность основывается на результативном управленческом механизме и согласованности функционирования групп общественности и соответствующих эффективных институтах защиты [3].
В целом разъединить пространства экономической безопасности личности и общества/государства, соответственно, сложно, поскольку угрозы и риски для них зачастую выступают общими с поправкой на масштабность спектра безопасности.
Системное разрешение вопросов единой российской экономической безопасности вероятно исключительно посредством стабильного функционирования всего множества отраслей хозяйства с использованием высоких технологий, которое предоставляет для соответствующих ведущих отраслей сырье надлежащего качества, для населения – услуги и продукцию, для торгового поля – конкурентоспособные ценности. Иными словами, экономическая безопасность должна быть обеспечена по всем ступеням иерархии, в противном случае, безопасность по уровням и совокупная национальная экономическая безопасность не будут достигнуты.
Как справедливо замечают некоторые исследователи, категория экономической безопасности причисляется к таким, которые, с одного воззрения, предельно понятны, но с иного – сложны к точному определению в рациональном и исчерпывающем виде [2].
В текущее время категория «экономической безопасности» на территории России не закреплена в законодательстве, невзирая на великое множество ее определений в научных трудах.
В нормальных условиях рынка на уровне государства и международных отношений интересы субъектов, находящихся друг с другом в конкуренции, претерпевают противопоставление. Значит, образуются ситуации, где для параллельное достижение абсолютной, цельной, предельной экономической безопасности различными субъектами невозможно, поскольку наращивание экономической безопасности одного из субъектов знаменует увеличение ресурсов «на его стороне», наращивание дохода, укрепление положения в экономике и социуме. Одновременно другой субъект утрачивает долю ресурсов, минимизирует доход, оказывается в обстоятельствах социально-экономических потерь, иными словами сокращается степень его экономической безопасности.
Преследуя заданный ход рассуждений, важно указать значимость оптимального баланса в национальном хозяйственном комплексе личностных, общественных, государственных интересов с точки зрения экономики, от которого в зависимости находится степень лимитирования экономической безопасности совокупности агентов экономики. Требуется отметить, что исполнение интереса есть итог от защитных мер в противостоянии каких-либо угрозам, иными словами, единства обстоятельств и факторов, представляющих потенциальный ущерб.
Государство при проведении реформ в экономике, имеет целью наращивание экономической безопасности государства как за его пределами, так и внутри его территории, что, вероятно, породит определенное уменьшение уровня жизни и доходности личности и общества. В конкретном примере прослеживается негативный эффект безопасности, так как у субъектов утрачивается экономическая безопасность, при этом стоящие и потенциальные угрозы нарастают во много раз.
Сейчас, обосновывая сказанное, в научном и общественном пространствах все больший интерес отводится экономической безопасности личности и ее интересам в совокупном комплексе реализации названной безопасности на национальном уровне. Ведь личности присуща центральная роль в каждом из компонентов структуры экономической безопасности.
За рубежом экономическую безопасность личности общепризнанно считают отсутствием злободневной угрозы для приемлемых показателей базовых ценностей, считающихся в том или ином государстве жизненно важными [3].
Западное понимание ключевых параметров экономической безопасности выдвигает в их качестве самостоятельность и суверенность в избрании экономических решений, а экономическая безопасность в отношении личности оценивается через призму вопросов бедности и различия уровня доходов.
В российских исследованиях также не образовалось единого понимания рассматриваемой категории, но более популярная ее трактовка следующая: экономическая безопасность личности – пространство личностной жизнедеятельности, предоставляющее защищенность ее интересов с позиции экономики и права [6].
На авторский взгляд, более цельной формулировкой экономической безопасности личности выступает ее рассмотрение в виде личностных возможностей и готовности к созданию надлежащей степени самостоятельной защищенности и собственного становления в обстоятельствах формирования государственными институтами таких рычагов по исполнению и защите значимых личностных интересов, согласно которым возможно реализовывать константное и сбалансированное совершенствование государственной экономики и страны в совокупности в качестве независимой от внешнего мира модернизирующейся системы.
Прослеживается четкая зависимость с функциональной точки зрения: большая экономическая защищенность личности определяет наиболее стабильный экономический комплекс и более развитую экономическую безопасность.
Следовательно, текущее время диктует развитие в перспективе для процедур предоставления экономической безопасности, которая трактуется и с позиции ее наращивания для личности, сопряженной со стабильностью личностных процессов и действий.
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
2. Алабичева М.А. Экономическая безопасность личности как структурная составляющая экономической безопасности государства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-lichnosti-kak-strukturnaya-sostavlyayuschaya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva
3. Алабичева М.А., Кулик Ю.П. К вопросу об обеспечении экономической безопасности личности в национальном хозяйстве постсоветской России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-lichnosti-v-natsionalnom-hozyaystve-postsovetskoy-rossii
4. Банк С. Оценка эффективности подготовки человеческого капитала в целях инновационного развития предприятия // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 2. С. 126-130.
5. Банк С.В. Какими должны быть новые показатели для оценки эффективности бизнеса // Аудитор. 2005. № 7. С. 13.
6. Гуреева М.А. Экономическая безопасность личности в современной России // Символ науки. 2016. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-sovremennoy-rossii
7. Меркулова Е.Ю., Котельникова М.А. Оценка экономических аспектов безопасности личности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskih-aspektov-bezopasnosti-lichnosti
8. Экономическая безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/; под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили. -3-е изд., перераб. И доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. -503 с.
9. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление, «Финансы и кредит»/; под ред. Г.Б. Поляка. -4 -е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2016. -391 с.