Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена проблеме формирования математической грамотности учащихся основной школы, которая согласуясь с определением, предложенным в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, рассматривается в контексте функциональной грамотности. В статье отражено понятие готовности учителя к формированию математической грамотности школьников, разработана структура данного понятия, включающая пять компонентов: познавательный, мотивационный, эмоциональный, операциональный и оценочный. В статье описано проведенное авторами исследование, направленное на выявление готовности учителей математики общеобразовательных организаций к формированию математической грамотности учащихся, представлена анкета, разработанная для решения задач исследования. Приведены результаты анализа представлений, установок и убеждений учителей математики относительно формирования функциональной математической грамотности учащихся. Выполнен анализ познавательного, операционального и оценочного компонентов готовности в соответствии со следующими задачами: во-первых, выявить уровень понимания учителем педагогической задачи и оценку ее значимости для социума в современных условиях; во-вторых, выявить представления учителей о методике формирования математической грамотности и математическом содержании, направленном на формирование данной способности; в-третьих, выявить отношение к возможностям формирования математической грамотности в рамках общеобразовательной школы, проблемам и трудностям, возникающим при решении этой педагогической задачи. Проведенный анализ позволил выявить противоречие между высоким уровнем понимания учителями значимости новой для них педагогической задачи и отсутствием дидактических средств и методик обучения, необходимых для ее решения. Предложены направления дальнейших исследований, необходимых для повышения уровня готовности учителей математики к формированию функциональной математической грамотности учащихся российских школ.
функциональная грамотность, математическая грамотность, международное исследование PISA, готовность
1. Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва : НИУ ВШЭ, 2019. - 28 с.
2. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества математического образования в 5-7 классах. - Москва : МЦНМО, 2015. - 187 с.
3. Брезгина Л.Д. Обучение составлению практико-ориентированных задач // Математика. МЦНМО. - 2019. - № 9. - С. 9-11.
4. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки как психолого-педагогическое явление // Вестник ЮУрГГПУ. - 2016. - № 1. - С. 9-14.
5. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2019. - 288 с.
6. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2019. - 320 с.
7. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2019. - 336 с.
8. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2019. - 288 с.
9. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - Москва : Просвещение, 2019. - 288 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.
11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по математике // Официальный сайт ФИПИ. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 16.02.2020).
12. Ларина Г.С. Использование контекста повседневной жизни в обучении математике в основной школе: международная перспектива : дис. … канд. наук НИУ ВШЭ (PhDHSE) // Официальный сайт ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/sci/diss/218726834 (дата обращения: 16.02.2020).
13. Рослова Л.О. Рефлексия на конец учебного года // Математика. МЦНМО. - 2017. - № 9. - С. 26-32.
14. Рослова Л.О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. - 2018. - № 10. - С. 48-55.
15. Скурихина Ю.А. Организация проектной деятельности // Математика. МЦНМО. - 2019. - № 9. - С. 12-15.
16. Тюменева Ю.А., Шкляева И.В. Два подхода к пониманию «применения знаний»: трансфер и моделирование обзор литературы и критика // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 8-33.
17. Тюменева Ю.А., Гончарова М.В. Следуя шаблону: перенос навыка моделирования на нетипичные задачи // Экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. - № 1. - С. 69-81.
18. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6150599 (дата обращения: 16.02.2020).
19. Фейгенберг И.М. Типичные нетипичности: жизненные задачи - школе // Образовательная политика. - 2010. - № 7-8. - С. 84-95.
20. Grønmo L.S. The Role of Algebra in School Mathematics // G. Kaiser et al. (eds.), Invited Lectures from the 13th International Congress on Mathematical Education, ICME-13 Monographs. P. 175-194. doi:https://doi.org/10.1007/978-3-319-72170-5_11 1
21. Mullis, I.V. S., Martin, M. O., Foy, P., & Hooper, M. TIMSS 2015 International Results in Mathematics [Электронный ресурс]: Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center. URL: http://timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (дата обращения: 16.02.2020)
22. PISA: Programme for International Students Assessment [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/pisa-2018-resultshtm.htm. (дата обращения: 16.02.2020)
23. PISA 2018: Assessment and Analytical Framework. PISA, OECD Publishing, Paris. P. 75. [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en. (дата обращения: 16.02.2020)
24. PISA 2018 Results (Volume I): What Students Know and Can Do. PISA, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс] / Официальный сайт. URL: https://doi.org/10.1787/5f07c754-en (дата обращения: 16.02.2020)