Россия
Статья посвящена рискам, которые возникают или могут возникнуть при принятии управленческих решений в научно-исследовательских лабораториях. Необходимо наличие системы, которая поможет выявлять риски, правильно на них реагировать, учиться на ошибках и предпринимать действия, предотвращающие ошибки в будущем. В работе изучены нормативные документы в сфере управления рисками в РФ.
управленческие решения, научно-исследовательские лаборатории, управление рисками, оценка рисков
В научно-исследовательских лабораториях существуют риски, в том числе связанные с человеческим фактором, работой оборудования, состоянием помещений, наличием химических реагентов, финансовые риски, риски, связанные с ошибками в оформлении документации, а также риски, связанные с принятием управленческих решений.
Необходимо наличие системы, которая поможет выявлять такие проблемы или нештатные ситуации, правильно на них реагировать, учиться на ошибках и предпринимать действия, предотвращающие ошибки в будущем. В табл. 1 приведен список рисков, которые возникают или могут возникнуть при принятии управленческих решений в научно-исследовательских лабораториях [1].
Таблица 1
Перечень возможных рисков в лабораториях
Управленческие решения в процессах |
Наименование риска |
Возможные причины |
Планирование, анализ и улучшение системы менеджмента качества (СМК) |
Риск срыва организации СМК |
− отсутствие денежных средств на обучение персонала, − отсутствие исполнительской дисциплины, − недостаточная квалификация внутренних аудиторов и др. |
Управление ресурсами
|
Химические реактивы
|
− отсутствие реагентов, − низкое качество реактива, − дорогие реактивы |
Штаммы микроорганизмов |
− потеря в ходе работы / заражения |
|
Работа оборудования |
− отказ оборудования, − поломка из-за персонала, − старая модель |
|
Финансовый риск |
− инфляция; − повышение налогов; − неэффективное расходование финансов |
|
Управление персоналом |
Недостаточно практического опыта сотрудников |
− мало практического опыта научно-исследовательских работ (НИР); − отсутствие / нехватка денежных средств для обучения сотрудников; − отсутствие повышения квалификации по ряду специальностей |
Набор студентов на обучение |
Невыполнения контрольных цифр приема в университет |
− снижение спроса со стороны абитуриентов; − недостаточная реклама; − недобросовестное отношение в работе членов приёмной комиссии |
Проектирование и разработка основных образовательных программ |
Риск несвоевременного проектирования и разработки образовательных программ |
− низкий уровень квалификации сотрудников университета; − отсутствие необходимого оснащения для разработки образовательных программ; − недобросовестное отношение работников университета |
Невостребованность образовательной программы |
− ложные сведения о спросе |
|
Научные исследования и разработки и инновационная деятельность |
Необеспеченность эффективности исследовательской деятельности. |
− низкая публикационная активность НИР; − низкая активность студентов в работе студенческого научного общества. |
Как правило, большинство научных лабораторий входят в состав образовательных учреждений и имеют образовательную составляющую, поэтому научные сотрудники лабораторий являются преподавателями. При разработке системы качества кроме научной деятельности необходимо учитывать также и образовательную [2].
При проведении научных испытаний очень велика доля финансовых рисков. Наука в России, как и другая наука в мире, очень зависит от государственной поддержки. Источником финансирования НИР во всем мире выступают крупные консорциумы, неправительственные и государственные фонды. Таким образом, жизнь заставляет научно-исследовательские учреждения (НИУ) искать источники финансирования НИР. Денежные средства, вложенные инвесторами в проведение исследований, могут никогда к ним не вернуться, либо вернуться через несколько десятков лет. Кто захочет вкладывать деньги сегодня, а получать прибыль через 30-50 лет? Чтобы обезопасить потребителей существует такой инструмент, как управление рисками. В научной деятельности риск-менеджмент позволяет максимально снизить возможные риски и их влияние на результат исследований и в конечном итоге на потребителя.
Управление рисками – менеджерская деятельность, направленная на смягчение влияния риска на результаты работы организации. Значение управленческих решений, с принятием которых сталкиваются руководители, определяется, прежде всего, уровнем риска, приемлемым для организации, которую сами установили. А также методы для избегания потерь, возникающих в результате действия конкретного риска. Совокупность таких действий представляет систему управления рисками.
Процесс управления рисками в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководства» представлен на рис. 1.
Первый этап − идентификация рисков, где выявляются, описываются и классифицируются по группам риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, взаимосвязи рисков между собой.
Оценка рисков проводится на этапе анализа, где подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков.
На стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут.
Мониторинг выявленных рисков и осуществление предупредительных мероприятий проводится на этапе контроля. На основании полученных данных мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой [3].
Приемами и средствами для разрешения проблемных ситуаций, применяемыми в организации, считаются методы:
− уменьшения риска;
− удержания риска;
− передачи риска;
− избегания риска.
Выявленные риски анализируются количественно и качественно для определения шансов их появления и величине потенциального ущерба. Далее вычисляется наибольший риск (максимальный размер ущерба), который в силах понести организация на данный момент.
На основе полученных данных проводится анализ полученных статистических данных по качественным и количественным параметрам, разрабатываются экономико-математические модели функционирования организации. На последнем этапе менеджеры или руководители, сравнивая различные варианты развития и последствия принятых действий, выбирают оптимальный набор мер для управления рисками.
В России сфера управления рисками регулируется следующими стандартами (табл. 2), которые являются основными. Так же каждая организация вправе использовать дополнительные стандарты, относящиеся к ее отрасли.
Таблица 2
Стандарты в сфере управления рисками
Название стандарта |
Описание стандарта |
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования |
Устанавливает требования для разработки, внедрения и улучшения результативности системы менеджмента качества |
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство |
Устанавливает ряд принципов, которые необходимо соблюдать, для эффективности риск-менеджмента |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010- 2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска |
Устанавливает методы оценки рисков. Настоящий стандарт является основополагающим стандартом в области менеджмента риска и предназначен для предприятий различных отраслей промышленности |
ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества |
Содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества |
ГОСТ Р 51901.21- 2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения |
Устанавливает общие принципы разработки и ведения реестра риска и требования к персоналу, ответственному за составление реестра риска |
ГОСТ Р 51901.22- 2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения |
Устанавливает правила построения реестра риска |
ГОСТ Р 51901.23- 2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска |
Устанавливает общие принципы опасных событий и инцидентов для включения в реестр риска организации |
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий |
Устанавливает общие требования к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий. Обязывает планировать, осуществлять и документировать действия по управлению рисками и возможностями. |
1. Болдырев И.В., Селиванова Т.Я. Управление рисками и возможностями в испытательной лаборатории // Контроль качества продукции. − 2018. − № 12. www.ria-stk.ru
2. Александрова Л.А., Макаревич М.А. Особенности внедрения системы менеджмента качества в научно исследовательских учреждениях - 2018.
3. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. − Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 700 с.