Россия
В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе организаций, а также представлены результаты анализа процесса внутреннего аудита и предложены рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества.
внутренний аудит, система менеджмента
Актуальность исследования заключается в том, что существует необходимость постоянно совершенствовать системы менеджмента и деятельность организации для подтверждения соответствия и обеспечения должного уровня качества, на что и направлен внутренний аудит как инструмент для поиска направлений улучшений.
Внутренние аудиты − это аудиты, проводимые первой стороной, проводятся обычно самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства и других внутренних целей, и могут служить основанием для декларации о соответствии [1]. Рекомендации по планированию, организации и проведению внутреннего аудита систем менеджмента представлены в ГОСТ Р ИСО 19011-2012 [2].
Существуют различные системы менеджмента, например, система менеджмента качества, система экологического менеджмента, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда, система менеджмента бережливого производства и др. При проведении внутреннего аудита данных видов систем менеджмента критериями аудита, соответственно, будут являться стандарты, регламентирующие требования к ним [3, 4, 5 и др.].
При проведении внутреннего аудита систем менеджмента могут быть поставлены цели [6]:
− определение степени соответствия проверяемого объекта предъявляемым к нему требованиям;
− констатация выявленных несоответствий и замечаний;
− оценка результативности проверяемого объекта по достижению установленных целей;
− проверка выполнения корректирующих мероприятий, разработанных по результатам предыдущего аудита.
Сравнительный анализ требований к внутреннему аудиту стандартов, регламентирующих требований к системе менеджмента качества и системе экологического менеджмента (табл. 1) показывает, что процедура проведения аудита идентична независимо от вида системы менеджмента.
Таблица 1
Анализ требований п. 9.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001и ГОСТ Р ИСО 14001
Критерии для сравнения |
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 |
ГОСТ Р ИСО 14001-2016 |
Цели проведения аудита СМ |
п. 9.2.1 |
п. 9.2.1 |
Программа (мы) аудитов СМ |
п. 9.2.2 а) |
+ |
Критерии, область и методы аудита СМ |
п. 9.2.2 b) |
п. 9.2.2 a) |
Аудиторы, их беспристрастность |
п. 9.2.2 с) |
п. 9.2.2 b) |
Передача информации руководителям |
п. 9.2.2 d) |
п. 9.2.2 с) |
Коррекции и корректирующие действия без отсрочки |
п. 9.2.2 e) |
* |
Документированная информация |
п. 9.2.2 f) |
+ |
Одним из инструментов внутреннего аудита систем менеджмента на предприятиях является стандарт ISO 19011-2018[7], который содержит ценную информацию о том, как систематически совершенствовать программу аудита. Для такого совершенствования необходимо постоянное обеспечение соответствия целей программы аудита политике и целям системы менеджмента. Если организации стремятся совершенствовать аудит, то они должны учитывать потребности клиентов и других заинтересованных сторон. К основным принципам аудита относят: целостность, объективная презентация, профессиональная осмотрительность, конфиденциальность, независимость, фактический подход, подход, основанный на рисках.
Одним из главных направлений аудита систем менеджмента является концепция риска. ISO 19011-2018 рассматривает не только риски и возможности, но и интегрирует их во все пункты, также берет во внимание, что практика аудита изменилась с помощью современной информации и коммуникационных технологий. Основные различия между стандартами ГОСТ Р ИСО 19011-2012 и ISO 19011-2018 заключаются в следующем [8]:
- принципы проведения аудита дополнены подходом, который основан на рисках;
- расширено руководство по управлению программой аудита, также добавлены положения, которые связаны с рисками в отношении реализации программы аудита;
- расширено руководство по проведению аудита в отношении раздела планирования аудита;
- расширены общие требования к компетентности аудиторов;
- более точно описана терминология, чтобы акцент был на процессах, а не на объектах;
- исключено приложение, которое содержит требования к компетентности при проведении аудита специфических направлений систем менеджмента;
- расширено приложение А для того, чтобы можно было включить руководство по проведению аудитов новых концепций, для таких как контекст организации, лидерство и приверженность, виртуальный аудит, соответствие применимым требованиям и цепь поставок.
Порядок проведения внутренних аудитов включает в себя [9]:
− планирование внутренних аудитов;
− подготовку к проведению аудита;
− проведение аудита;
− регистрацию выявленных несоответствий и замечаний;
− планирование и осуществление корректирующих действий;
− составление отчета о внутреннем аудите.
К документированной информации при проведении внутреннего аудита систем менеджмента можно отнести:
− годовую программу внутреннего аудита системы менеджмента;
− планы внутренних аудитов систем менеджмента (для конкретного объекта аудита систем менеджмента);
− протоколы регистрации несоответствий / замечаний;
− отчеты о результатах внутреннего аудита систем менеджмента.
Результаты аудита должны стать фундаментом для принятия управленческих решений со стороны руководства и инструментом для улучшения системы.
Внутренний аудит является незаменимым инструментом для любой системы менеджмента, так как предоставляет возможность в рамках процесса или всей системы время от времени оценивать степень соответствия системы установленным требованиям, а также способность системы результативно функционировать. В ходе аудита можно увидеть последствия изменений, а также заметить, если отсутствует реакция в ходе работ по улучшению. Внутренние аудиты систем менеджмента дают организациям шанс взглянуть на систему менеджмента объективно, беспристрастно, независимо.
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 49 с.
2. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - Москва: Стандартинформ, 2013. - 36 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 49 с.
4. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. - Москва: Стандартинформ, 2017. - 31 с.
5. ГОСТ Р 54934-2012 /OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. - Москва: Стандартинформ, 2013. - 21 с.
6. Катанаева М.А., Левина Т.А., Ларцева Т.А. Аудит систем менеджмента: Практикум - Издательство Московского Политеха - 2019. - 43 с.
7. ISO 19011:2018. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента[Электронный ресурс] //https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-19011-2018-(rus).pdf
8. Новые импульсы для аудита [Электронный ресурс] // http://rostehcert.ru/articles/page13514
9. Системы менеджмента качества: разработка, внедрение, улучшение: учебное пособие /С.А. Зайцев, О.Ф. Вячеславова, И.Е. Парфеньева, Т.А. Ларцева - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 206 с.