аспирант
о введении актуализируется назревшая необходимость использования педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании. Цель настоящей статьи – обоснование необходимости организации воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с использованием средств массовой информации на основе анализа педагогических памятников периода от древних времен до XVII в. В основной части статьи рассмотрены русские педагогические памятники периода от древних времен до XVII в.: произведения фольклора и летописи. Изучены авторы-педагоги данных трудов. Проанализирован процесс проводимых управленческих решений высшими органами в догосударственный период, в период Киевской Руси, Великого Московского княжества и Московского государства по организации воспитания, обучения граждан, впоследствии оказавших влияние на систему воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с использованием средств массовой информации в непрерывном образовании. В заключении статьи содержится общий вывод по результатам проведенного краткого анализа педагогических памятников и необходимости воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с использованием СМИ в непрерывном образовании.
сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, воспитание, МВД России, средства массовой информации, русские педагогические памятники, Академия управления МВД России, просвещение
В современных условиях к личности сотрудника органов внутренних дел (ОВД) Российской Федерации предъявляются повышенные требования. Сотрудник ОВД РФ должен обладать целым рядом профессиональных и личностных качеств: одновременно быть специалистом-профессионалом в своей области и человеком воспитанным, эрудированным, культурным. Министерство внутренних дел Российской Федерации проводит постоянную целенаправленную работу по формированию профессионального состава кадров, сохранению, укреплению, развитию, рациональному и эффективному использованию кадрового состава органов внутренних дел в интересах результативности оперативно-служебной деятельности. Академия управления МВД России, являясь образовательной организацией, осуществляющей подготовку кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по образовательным программам высшего образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, являясь головным научным и методическим центром по исследованию проблем совершенствования управления органами внутренних дел, по совершенствованию подготовки и деятельности руководящего состава органов внутренних дел, – качественно и эффективно выполняет указанные задачи, применяя новейшие методические и технические разработки в учебно-воспитательном процессе. Выступает педагогическим и воспитательным субъектом, то есть оказывает непосредственное воспитательное воздействие. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев в ходе заседания коллегии МВД России, состоявшейся 26 февраля 2020 года, отметил: «Последовательно реализуется курс на подготовку специалистов преимущественно на базе образовательных учреждений МВД России. Как показывает практика, выпускники ведомственных вузов – наиболее мотивированная и компетентная категория сотрудников» [1]. Вместе с тем вопрос воспитания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не теряет актуальности, так как субъектами воспитания, в том числе, выступают средства массовой информации – СМИ (периодические печатные издания, радио-, телепередачи и т. п. [2, С. 761] и коммуникации (от лат. communication – сообщение [2, С. 282]. В связи с этим важным становится вывод современного исследователя-педагога Н.В. Сердюк: «Обеспечение информационно-психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями различного уровня. На индивидуально-личностном уровне эта задача реализуется посредством формирования целого комплекса защитных механизмов и технологии поведения, которые в полной мере отражают экстремальный характер правоохранительной деятельности» [3]. Таким образом, становится важным использовать педагогический потенциал СМИ в воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании, которое «представляет собой готовность, потребность и способность человека к постоянному совершенствованию своих знаний, умений, навыков» [4].
Выдающийся русский просветитель и педагог XVIII-XIX вв. Н.И. Новиков, призывавший учителей к разработке отечественной педагогики как науки о воспитании, писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами» [5]. Великий отечественный педагог советского периода В.А. Сухомлинский в своем исследовании сделал вывод: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно»[6]. Таким образом, становится важным вопрос отечественного воспитания и педагогической мысли, а также вопрос истоков этих феноменов.
История русской педагогики берет свое начало в глубокой древности[7, С.6]. Об этом свидетельствуют материалы, представленные современными науками: археологией, лингвистикой, востоковедением. Полученная научная информация дает возможность представить в целом процесс передачи знаний, умений и навыков от родителей к детям, от старшего поколения к младшему.
Социально-экономические условия в первобытной общине славян так же, как и в последующие исторические периоды нашей страны, стали определяющими в постановке целей и задач обучения и воспитания молодого поколения и решающими в формировании менталитета и системы жизненных ценностей. Следовательно, воспитание в человеке племенных союзов будущей Руси, прежде всего, таких качеств, которые необходимы ему в тяжелой трудовой деятельности, в борьбе с силами природы и в отражении набегов чужеземных племен, – явление логичное и закономерное. Именно таким образом народ накапливал опыт воспитания подрастающего поколения, отразившийся впоследствии в фольклоре, в устном народном творчестве, его многообразных жанрах: песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и т.д. Это была та информация, в которой содержался весь спектр мыслей и эмоций: призыв, похвала, осуждение, и т.д. Таким образом, до появления письменности фольклор, сила слова несли воспитательную функцию. Мы разделяем мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского, который в этой связи писал: «…это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [8].
Образование феодального государства на Руси, принятие христианства (988 г.) обусловили мощное развитие отечественной педагоги. Известный советский и российский педагог-ученый А.М. Столяренко подчеркивает: «В «Повести временных лет», датированной 988 г., отмечалось, что с целью распространения письменной культуры князь Владимир принял меры по созданию христианских школ. Обосновывая целесообразность обучения людей грамоте, князь Ярослав Мудрый (978-1054) писал: «Велико бо бывает польза от учения книжного» [9]. Таким образом, уже в самом начале государственности Руси ее правителями инициируются просветительско-педагогические основы.
Широкое распространение грамотности в XI–XIII вв. доказывают материалы археологических экспедиций в Новгороде, раскопки в Пскове и Витебске, которые убедительно демонстрируют факт популяризации грамотности среди обычных людей: горожан, ремесленников, торговцев. Пословицы и поговорки о силе учения, передаваемые славянами из уст в уста, из поколения в поколение – наглядный пример народной педагогики: «Продай кафтан да купи буквицу», «Азбука к мудрости ступенька», «Наукою люди кормятся», «Ученье лучше богатства», « Грамоте учиться – вперед пригодится» [10].
Важнейшими памятниками педагогики являются древнерусские летописи. Русский ученый-исследователь и педагог Н.К. Гудзий в своей работе по древней русской литературе представляет летопись «Изборник Святославов» (1076 г.), в которой, кроме извлечений из трудов античных педагогов Сократа, Демокрита, Аристотеля, отражается педагогическая мысль того времени – важность просвещения: «Красота воину оружие и кораблю ветрила, тако и правьдьнику о почитание книжьное» [11, С.34-35]. Литературно-педагогический труд великого князя Владимира Всеволодовича «Поучение Владимира Мономаха» (1099 г.) выражает нравственные принципы и педагогические идеалы русского человека XI в. Гуманизмом и состраданием к простому человеку, вдовам, сиротам наполнен наказ Владимира Мономаха: «Всего же паче убогыхъ не забывайте, но елико могущее по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силнымъ погубити человека» [11, С.35-40].Таким образом, мы наблюдаем принципиальную позицию социально-педагогической политики главы Киевской Руси – князя Владимира Мономаха.
Берестяные грамоты, обнаруженные в середине XX столетия в Новгороде, отражают практически все сферы деятельности средневековых жителей-новгородцев: их быт, занятость, обучение детей. Ученый-исследователь В.Л. Янин, проведя анализ берестяных грамот с целью раскрытия методов обучения грамоте, констатировал: «Уже сейчас, когда мы убедились, что методы обучения грамоте в древнем Новгороде были в общем такими же, какими они были в XVI-XVII вв., мы гораздо яснее представили себе тот способ, при помощи которого грамотность в Новгороде сделала поразительные успехи в эпоху, в которой прежние исследователи видели только дикость и невежество» [12]. Таким образом, мы отмечаем тенденцию к повсеместному развитию педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание простых жителей поселений феодальной Руси.
В период монголо-татарского нашествия русское просвещение испытывает упадок, но уже в первой половине XV в. добивается новых успехов. Происходит и смена центра государства: Москва становится матерью городов, образуя Московское княжество, вместо Киева.
К педагогическим литературным памятникам XVI в. мы относим постановление «Стоглава» (1554 г.) об учении и училищах. Так, в главе 36 « О училищех книжных по всем градам» [13] дается установка на открытие в Москве и в каждом городе российского царства училищ, то есть решается стратегически важный вопрос просвещения на самом высоком уровне.
Как известно, Иван Федоров – первый первопечатник Руси. Кроме того, он был выдающимся педагогом-новатором своего времени, посвятившим свою жизнь просвещению. Изданный в 1574 году «Букварь» Ивана Федорова в своей основе имел буквослагательный метод, который использовали для издания последующих букварей и азбук. Обладая педагогическим и наставническим даром, Иван Федоров передавал свои знания другим коллегам-учителям. Воспитывать детей, по Федорову, необходимо «в малости в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлющее друг друга и прощение даруще» [7, С.25]. Более консервативные и строгие взгляды в вопросе воспитания детей изложены в «Домострое», своеобразном кодексе социально-экономических норм общества периода правления Великого князя Московского и всея Руси – царя Ивана Васильевича (Грозного). Таким образом, в этот период мы можем констатировать, наряду с развитием просвещения, зарождение феномена русских печатных средств массовой информации и их педагогического влияния на людей.
XVII столетие представлено такими педагогическими памятниками, как «Гражданство обычаев детских» русского филолога-педагога Епифания Славинецкого и проектом Славяно-греко-латинской академии, составленным воспитателем Петра I Симеоном Полоцким.
Епифаний Славинецкий в своем труде, представленном в виде вопросов и ответов, изложил поведенческие нормы ребенка в школе, в семье, в игре с товарищами. Опираясь на работы древнеримских и древнегреческих ученых, автор пропагандирует главные добродетели воспитания – трудолюбие, скромность, доброту, честность [7, С.35-40]. Однако педагог, посвящая данное сочинение прежде всего детям, излагает правила в доступной форме. Таким образом, мы наблюдаем в анализируемом периоде целенаправленную ориентацию педагога на детскую аудиторию.
Отечественная педагогическая мысль XVII века в полной мере отражена в педагогической позиции русского педагога Симеона Полоцкого. По его глубокому убеждению, не должно быть врожденной предопределенности развития человека, а главная роль должна принадлежать воспитательному влиянию родителей и учителей.
На основании проведенного анализа отечественных педагогических литературных памятников периода от древних времен до XVII века мы делаем следующий вывод: во-первых, история русской педагогики берет свое начало в глубокой древности, и ее отражением является фольклор, устное народное творчество; во-вторых, с принятием христианства на Руси начинается масштабное развитие русского просвещения: распространяется грамотность, открываются школы для всех слоев населения, с возникновением книгопечатания появляются буквари, азбуки, социально-педагогические сочинения, обусловившие возникновение средств массовой информации, выделяются талантливые воспитатели-педагоги, которые в своих трудах представляют широкому кругу методы воспитания подрастающего поколения, основанные на гуманизме и сострадании; в-третьих, необходимость воспитания подрастающего поколения, признание педагога и школу как субъектов воспитания личности, педагогическая деятельность – поддерживаются на самом высоком государственном уровне на протяжении всего указанного периода как первоочередные стратегические задачи государства.
Таким образом, богатый многовековой отечественный опыт воспитания человека через обучение, книги, первые печатные средства массовой информации, а также педагогическая мысль, наполненная гуманизмом и стремлением к просвещению, стали основой, фундаментом российской современной педагогики, принципы и идеи которой используются сегодня с целью воспитания граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании.
1. Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева на заседании коллегии МВД России 26.02.2020г. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения 27.08.2020).
2. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., М., 2008. - 960 с.
3. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Боева О.М., Грищенко Л.Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75-89. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2019090406 //Scopus (дата обращения 08.09.2020).
4. Педагогический словарь: справочное издание / авт.-сост. И.П. Андриади, С. Ю. Темина. - М., 2017. -224 с.
5. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959. - С. 93-95.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975. - С. 14-15.
7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов и пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф. Егоров.- 2-е изд., перераб.-М., 1986. - 432 с.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.М., 1949. - Том 6. С.300.
9. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям(030000)/А.М. - Столяренко М., 2006. - С. 34.
10. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. - С. 139-140.
11. Гудзий Н.К.(сост.) Хрестоматия по древней русской литературе. 8-е изд. М., 1973. - 528 c. с ил.
12. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1965. - С. 58.
13. Труды Новгородской Губернской Ученой Архивной комиссии. Вып. 1. Новгород. 1912. - С. 60-62.