Россия
Россия
В статье рассмотрены технологические процессы применения георешеток при строительстве и ремонте земляного полотна в районах с пониженными температурами воздуха. Приведен расчёт общей устойчивости откосов или склонов закрытых георешетками применительно к районам, где широко развиты эрозионные процессы. Учет процессов осуществляется как правило в рамках работ, по индивидуальному проектированию, с научным сопровождением. Охарактеризованы некоторые общие рекомендации по проектированию конструкций из георешеток и расчеты их взаимодействия с несвязными грунтами при криогенных процессах. Термоэрозионные процессы наиболее динамично развиваются в северной части Западной Сибири. Особенно активна термоэрозия, связанная с деятельностью временных водотоков. На территории Уральского Федерального округа при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог на ряде участков укрепление откосов насыпей и поверхностей склонов выемок для защиты от эрозионных и термоэрозионных процессов производится по технологии «Геовеб» объемными георешетками.
автомобильная дорога, грунты, устойчивость откосов, земляное полотно, георешетки, вдольтрассовая термоэрозия, анкерные стержни/стойки.
ВВЕДЕНИЕ
Лес и его переработка играют важнейшую роль в жизни Уральского Федерального округа. В связи с тем, что лесные ресурсы региона меняются, и около ½ из них лиственная древесина, то перспективная расчётная лесосека Уральского лесного комплекса определяется в 50-70 млн. м³,. Хотя лесозаготовки ведутся в южных и центральных частях, основные лесные массивы сосредоточены на севере.
В связи с этим, перспективы дальнейшего развития регионального Лесопромышленного комплекса направлены на освоение лесных массивов северных районов Урала. Структура грунтов и их свойства в этих районах не однородна.
Дорожные конструкции в районах с отрицательной температурой почв и наличием подземных льдов подвергаются воздействию различных геокриологических процессов, связанных с изменениями температурного и влажностного режима грунтов основания и земляного полотна [3,7,8]. Среди них выделяются процессы, связанные с (а) оттаиванием вечномёрзлых грунтов, (б) промерзанием талых грунтов, (в) понижением температуры мерзлых грунтов в отрицательной области, (г) циклическим промерзанием – оттаиванием грунтов.
Все эти процессы в дорожной конструкции при оттаивании мерзлых грунтов способствуют неравномерной осадке основания насыпи, водной эрозии оттаивающего грунта, оползанию его по склонам и откосам.
При циклическом промерзании-оттаивании происходит сезонное морозное пучение грунтов и выпучивание смерзшихся с ними конструкций.
В момент понижения температуры мерзлых грунтов происходит их температурное растрескивание, и образование значительно глубоких температурных трещин, разрывающих как грунты насыпи, так и дорожную одежду, служащих основой для эрозионного размыва земляного полотна в весеннее время.
1. Кретов, В.А. Концепция автодорожного обеспечения эффективного функционирования системы трубопроводов Западной Сибири. Автореф. дисс. ... доктора техн. наук. Тюмень, 1999. - 45 с.
2. Методические рекомендации по применению металлических труб большого диаметра в условиях наледеобразования и многолетнемерзлых грунтов (для опытно-экспериментального строительства). М., Росавтодор. - 2003. - 32 с.
3. Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мёрзлых грунтов, сохраняемых в мёрзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства). М., Росавтодор. - 2003. - 84 с.
4. СП 22.13330.2010 «Основания зданий и сооружений».
5. СП 24.13330.2010 «Свайные фундаменты».
6. СП 25.13330.2010 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах».
7. Шаманова И.И. «Проявление эрозии в многолетнемерзлых, породах на Ямале». //Известия АН СССР, сер.географ., М. - 1972. - № 2.
8. Qu Xiangmin, Wang Enliang, Yu Xuemei. A research on the application of Geocells for channel side slope protection in cold regions.“Permafrost engineering. 5th intern sympos.Proc., Vol.2”, Yakutsk,2002. - pp.208-213.