Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье в контексте философского и культурологического дискурсов обосновывается возможность социально-гуманитарной оценки политических процессов. Авторами выдвигается концепция социально-гуманитарной экспертизы, основанием которой, в свою очередь, являются принципы гуманитарной оценки, базирующиеся на объективно-онтологическом понимании нравственности. Нравственные оценки, ценности и регулятивы рассматриваются в контексте концепта «архетип» и с привлечением теории историко-культурного истолкования природы общественного сознания. В связи с этим, наиболее адекватным, по мнению авторов, методологическим подходом к гуманитарной оценке является подход, базирующийся на понимании архетипической природы всех фундаментальных нравственных ценностей, лежащих в основании гуманитарной оценки. Доказываемая концепция социально-гуманитарной экспертизы, по мнению авторов, может послужить в современных социокультурных и социополитических условиях альтернативой западной либеральной парадигмы оценки социокультурных и политических явлений на основании принципов международного права и унифицированных общечеловеческих ценностей. Отличие обосновываемой авторами концепции состоит в том, что она учитывает, с одной стороны, так называемые «общечеловеческие ценности», на которых базируется существование цивилизации, с другой — специфику определенной социокультурной общности, выражающейся в духовных, культурных и психологических феноменах жизни нации, народа, страны. При этом и то, и другое является производным от архетипических культурных и психологических универсалий. Таким образом, в качестве смыслового содержания ценностей, ложащихся, по мнению авторов, в основу социально-гуманитарной экспертизы, выступают архетипы — транскультурные и надындивидуальные матрицы, образцы мышления, смыслов, ценностей, своеобразные регулятивы деятельности сознания. Коллективное бессознательное является хранилищем культурных образцов, мифологических и религиозных образов. Выступая в этом своем качестве в человеческом сознании, оно представляет структуру, отвечающую за нравственную оценку, поскольку любая оценка, а также нормы поведения и деятельности закреплены на до-(или вне-)рефлексивном уровне как индивидуального, так и коллективного сознания.
гуманитарная экспертиза, общечеловеческие ценности, правовая оценка, мораль, культура
Понятие гуманитарной экспертизы выявляет свой смысл в связи с понятием оценки, поскольку гуманитарная экспертиза есть оценка какого-то феномена либо процесса с позиции ценности для человека. Таким образом, терминологически экспертиза связана с оценкой, а та, в свою очередь, семантически и содержательно — с понятием ценности.
1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.- Л., 1967.
2. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. 1994. № 2.
3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.
4. Соловьев B.C. Оправдание добра. М: Республика, 1996.
5. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: ЛГУ, 1986.
6. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А. Комплексная гуманитарная экспертиза. М.: Смысл, 2008.
7. Луков В.А. От экспертизы социальной к гуманитарной экспертизе // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2.
8. Юдин Б.Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной. Электронный ресурс: URL: http://www.zpu-joumal.m/gumtech/expertexam/articles/2007/Yudm/ (дата обращения: 05.07.2014).
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
10. Юнг К.Г. Душа и миф, шесть архетипов. Киев-М, 1997.