В статье изложены соображения о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц. Кроме того, выражено мнение о роли Народных приёмных в рассмотрении обращений граждан путём подворового обхода с выездом на места и выездных приёмах населения.
обращения физических и юридических лиц, Виртуальная приёмная, Народные приёмные, махалля, массовые выездные приёмы, подворовый обход
В настоящее время Узбекистан занимает достойное место и авторитет в мировом сообществе. В жизни нашего народа ежедневно происходят изменения. Благодаря приобретённой независимости Республики Узбекистан права человека признаны в качестве высших ценностей, и обеспечена верность демократии и социальной справедливости, гарантируется приоритет общепризнанных положений международного права, поскольку защита прав и свобод граждан является приоритетной задачей каждого демократического правового государства.
С первых дней исполнения обязанностей Президента Республики Узбекистан, главой страны Шавкатом Мирзиёевым на первое место был выдвинут вопрос обеспечения верховенства закона в обществе − повышения уровня жизни населения, обращая особое внимание на удовлетворение интересов народа на проводимые реформы в стране, ставив интересы человека на первое место. При этом Президент особо подчеркнул следующее: «Никто не вправе забывать, что решение любых проблем граждан является одной из основных обязанностей государства. Поэтому, руководители постоянно должны находится среди народа, проводить личные приёмы, решать проблемы на местах. Отныне эффективность деятельности руководителей на местах будет оцениваться в первую очередь по количеству обращений населения, практическому решению имеющихся проблем. Говоря коротко, оценку руководителям будет давать сам народ» [1, с. 57].
По инициативе Президента Республики Узбекистан последовательно осуществляются меры, направленные на реформирование и либерализацию всех отраслей жизни общества и государства, совершенствование действующего законодательства. Среди них особую значимость имеют меры, направленные на гарантирование прав и свобод граждан в государственном управлении.
Наш народ встал на путь создания демократического правового государства и справедливого гражданского общества, где его права и свободы являются высшей ценностью. Закрепление этой идеи в Конституции Республики Узбекистан является надёжной гарантией осуществления прав граждан.
В ст. 2 Конституции Республики Узбекистан отмечено, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами» [2, с. 3], согласно ст. 35, каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям. Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Следует отметить, что все вопросы, связанные с обращениями граждан в нашей стране, регулируются настоящими конституционными нормами и другими нормативно-правовыми актами. Когда речь идет об этом, следует особо отметить важность Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» [3]. Настоящий закон приобретает ещё большую значимость в связи с усовершенствованием порядка обращения граждан в государственные органы. Кроме того, наряду с установлением ответственности за правонарушения в данной сфере, вышеупомянутый закон расширил возможности обращения в государственные органы и к должностным лицам, и усовершенствовал порядок рассмотрения их обращений.
Самое главное, настоящий документ, вместе с защитой прав и интересов физических и юридических лиц, ещё более укрепил их право на обращения в государственные органы и учреждения, органы самоуправления граждан с заявлениями и жалобами, предложениями и рекомендациями об усовершенствовании деятельности государства и общества.
В законе установлены формы и виды обращений, предъявляемые к ним требования, а также роль средств массовой информации в этом отношении, порядок приёма представителей физических и юридических лиц. В то же время отмечены гарантии прав заявителей на обращения, сроки подачи обращений и их рассмотрения, а также права физических и юридических лиц, обязанности государственных органов при их рассмотрении.
Настоящим законом определено, что противозаконный отказ в приёме обращений, оставление без ответа в письменном или электронном виде служат причиной для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности.
Здесь уместно привести следующие слова великого учёного Аль Фараби: «Способы общения с гражданами и пути влияния на них должны быть простыми и понятными. В противном случае люди не будут понимать правителя или не смогут выполнять его требования. Правители должны быть похожи на умелого лекаря, способного дать лекарство больному вместе с его любимой пищей. Ибо, доброта, любовь и поощрение являются самым основным способом обращения с гражданами» [4]. Здесь можно увидеть, что высказанные тысячу лет назад назидательные слова великого учёного, в настоящее время тесно связаны с высказываниями Президента Республики Узбекистан: «Когда народ доволен, наши дела будут плодотворными. Когда нами будет доволен народ, то и Всевышний будет доволен нами» [1].
24 сентября 2016 г. начала свою деятельность Виртуальная приёмная премьер-министра Республики Узбекистан [1]. Можно утверждать, что Виртуальная приёмная премьер-министра (pm.gov.uz) стала логическим продолжением традиций школы узбекской государственности по обеспечению справедливости. В качестве логического продолжения реформ, согласно Указу Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по кардинальному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» [5] были созданы Народные приёмные, играющие важную роль в своевременном рассмотрении обращений физических и юридических лиц на основе принципов беспристрастности, повышения ответственности должностных лиц.
Согласно настоящим законодательным актам, в качестве основных задач Народных приёмных и Виртуальной приёмной установлены следующие:
- организация прямого общения с населением, обеспечение деятельности качественно новой и эффективной системы работы с обращениями физических и юридических лиц, направленной на полноценную защиту прав и свобод, а также законных интересов физических и юридических лиц;
- создание условий для неукоснительной реализации конституционных прав при обращении граждан к Президенту, в Олий Мажлис, Администрацию Президента, Правительство, органы государственного управления, судебные, правоохранительные и контролирующие органы, органы местной государственной власти, другие государственные организации и органы хозяйственного управления;
- организация полного, объективного и своевременного рассмотрения обращений в Народные приёмные и Виртуальную приёмную с неукоснительным соблюдением Закона «Об обращениях физических и юридических лиц»;
- осуществление системного мониторинга и контроля по рассмотрению обращений, поступивших в Народные приёмные и Виртуальную приёмную, а также отправленных в соответствующие государственные органы и органы хозяйственного управления;
- проведение приёмов физических лиц и представителей юридических лиц с участием должностных лиц государственных органов и органов хозяйственного управления, в том числе через видеоконференцсвязь;
- широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий при работе с обращениями путем внедрения и ведения единой электронной информационной системы по контролю регистрации, обобщения, систематизирования и рассмотрения обращений, поступающих в Народные приёмные и Виртуальную приёмную.
Глубоко проникшие в сердца нашего народа слова Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», «Люди не завтра, не в далёком будущем, а именно сегодня должны увидеть позитивные изменения в своей жизни» [6, с. 52] стали движущей силой, идейной основой кардинальных изменений и реформ, осуществляемых в нашей стране в настоящее время во всех отраслях и сферах. Следует особо отметить, что в мировом сообществе в качестве уникальной структуры был широко признан созданный по инициативе Президента Республики Узбекистан институт Виртуальной приёмной Президента и Народных приёмных в качестве совершенно новой системы по всестороннему развитию нашей страны, открытому общению с народом, работе с обращениями. Народные приёмные стали механизмом осведомлённости о реальной жизни народа, подробного изучения многолетних проблем, требований и нужд народа, решения их на местах, выработке необходимых мер, обеспечения принципа социальной справедливости. Настоящий механизм был продемонстрирован мировому сообществу как одно из наших достижений на пути к истинной демократии. Одним словом, Народные приёмные, созданные в целях реализации многолетних чаяний нашего народа, за небольшой период заняли достойное место в процессе обновления нашей страны и стали центрами по выявлению реальной картины в каждом регионе и отрасли, истинного состояния и имеющихся проблем, разработки конкретных механизмов практических предложений и инициатив, их воплощения в жизнь. Уникальная система общения с народом дала возможность установления прямого диалога граждан с государственными органами.
Данный механизм, прошедший испытания в течение более трёх лет и все более совершенствующийся, был продемонстрирован в качестве одного из наших достижений на пути к истинной демократии. Конечно, жизнь никогда не стоит на месте. Идти в ногу со временем, если нужно, быть на шаг впереди – это требования сегодняшнего дня.
В этом смысле, стремительное время, в котором мы живём, поставленные перед нами великие цели во всех сферах, требуют дальнейшего совершенствования приобретённого за короткий период положительного опыта, его развития в плане содержания.
В Обращении 28 декабря 2018 г. в Олий Мажлис Президент Шавкат Мирзиёев отдельно остановился на этом актуальном вопросе и отметил переход к совершенно новой системе в деятельности Народных приёмных [6, с. 52]. В этой связи 17 января 2019 г. был принят Указ главы нашего государства УП 5633 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения» [7], направленный на обеспечение перехода государственных органов и других организаций на непосредственную работу с гражданами, оказания ими реальной помощи народу, в том числе, субъектам предпринимательства.
Согласно настоящего Указу, предусмотрена непосредственная работа государственных органов с населением по выявлению и решению проблем путём обхода домов. Кроме того, Народные приёмные будут принимать меры по изучению социально-экономической среды в регионах, обеспечению открытости, прозрачности и объективности при решении проблем населения.
Внедрение новой системы в работе с проблемами населения связано с невозможностью полного охвата действовавшей системы работы с обращениями и оперативностью решения существующих проблем населения. Поскольку как и все государственные органы, Народные приёмные также используют в своей деятельности практику приёма и рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а это всего лишь даёт возможность регистрации проблем, указанных в обращениях и принятия той или иной позиции. Если гражданин не обращается с заявлением или жалобой, это не значит, что у него совершенно нет проблем. Даже если у нашего народа, которому присущи такие ценности жизни как терпение, благодарность, честь и достоинство, накопились проблемы и хлопоты, то не всегда он считает нужным обращаться в компетентные органы и организации, считая это неподобающим и недостойным. По этой причине по инициативе главы нашего государства, мы перешли на новый этап в сфере общения с народом, работы с обращениями и решения проблем населения. Кроме того, день ото дня повышается роль и значимость института махалли как важнейшей ячейки общества в последовательном осуществлении поставленных перед нами целей и задач по стабильному развитию нашей страны, повышению благосостояния народа, удовлетворенностью жизнью граждан и достойному проживанию с твёрдой уверенностью в завтрашнем дне. Махалля является самой близкой к народу социальной структурой в укреплении атмосферы мира и спокойствия, взаимоуважения, единства, сохранения национальных обычаев, традиций и ценностей, обеспечения сплочённости семьи, воспитания всесторонне развитого и здорового поколения. С целью повышения роли и эффективности деятельности махалли в общественном управлении, внедрения современных механизмов организации работы сходов граждан была внедрена система сотрудничества по вопросам работы с обращениями, выявления и решения проблем населения на основе принципа «махалля – сектор – Народная приёмная – махалля».
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на встрече с учащимися школы имени Мухаммада ал-Хорезми 27 декабря 2019 г. отметил, что 2020 г. станет годом кардинальных изменений в государственной молодёжной политике [8]. В настоящее время в каждом регионе проводятся выездные встречи с молодёжью с участием руководителей Народных приёмных, ответственных руководителей организаций и секторов. Для сведения, с января текущего года во всех областях, городах и районах Узбекистана было проведено большое количество выездных встреч, где поднимались вопросы в социальной, культурной, экологической сферах, а также вопросы занятости молодёжи. Это, в свою очередь, свидетельствует о неравнодушном отношении молодёжи к процессам и реформам, осуществляемым нашим государством.
25 января 2020 г. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в Обращении в Олий Мажлис отдельно остановился на повышении качества системы управления и отметил необходимость осуществления большой работы по фактической реализации основного принципа «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» [9], поскольку поступающие в Виртуальную и Народную приёмную Президента более 1 млн обращений в год, требуют перехода общения с народом на новый этап.
В целях совершенствования и повышения эффективности данной системы закреплён порядок регулярного заслушивания отчётов руководителей государственных ведомств и хокимов о решении обращений физических и юридических лиц на заседаниях Парламента и Кенгашах народных депутатов соответствующего уровня, исходя из этого распределение дополнительных доходов местных бюджетов, определения нуждающихся в пособиях на основе социальной справедливости, оценка работы руководителей исполнительных органов будет осуществляться путём анализа обращений, поступающих в Народную приёмную. Кроме того, как отметил Президент Ш.М. Мирзиёев, «депутатам следует постоянно взаимодействовать с Народными приёмными и активно участвовать в решении проблем населения на своих избирательных округах, жить заботами и проблемами людей. Лишь так депутаты смогут выполнить свои обещания, оправдать доверие народа и заслужить его уважение. Тогда и я не только как президент, но и как обычный избиратель, буду глубоко признателен вам».
Исходя из вышеуказанных соображений Президента Республики Узбекистан, можно утверждать, что постоянное сотрудничество с Народными приёмными, активное участие в решении проблем населения его избирательного округа, внимательное отношение к заботам и проблемам людей входит в обязанности каждого депутата. Лишь так депутаты смогут выполнить данные своим избирателям обещания, оправдать доверие, заслужить уважение народа.
Обобщая вышеизложенное, сущность осуществляемых в нашей стране реформ, новшеств нацелена на защиту прав и свобод граждан, обеспечение приоритетности интересов человека, создание достойного уровня жизни для нашего народа, растущее благосостояние в настоящем и будущем. Обеспечение интересов человека в нашей стране остаётся приоритетным вопросом наряду с другими актуальными задачами.
1. Мирзиёев Ш.М. Действовать ещё более сплочённо и решительно на пути будущего Родины - веление времени. Т. 1. - Т.: Узбекистан, 2017. - С.57
2. Конституция Республики Узбекистан, 1992, Т.: Узбекистан, 2017. - С.3.
3. Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». Т.: Узбекистан, 2017.
4. Произведение Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлуг Тархон Фараби «Город мудрецов», Ташкент. - Издательство народного наследия имени А.Кадыри.
5. Мирзиёев Ш.М. Указ о мерах по кардинальному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц. Ташкент: Народное слово, 2016.
6. Мирзиёев Ш.М. Удовлетворённость народа - высшая оценка нашей деятельности. Т.: Узбекистан, 2018. - С. 52.
7. Мирзиёев Ш.М. Указ о мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения. Ташкент: Народное слово, 2019.
8. Встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с молодёжью в школе имени Мухаммада аль-Хорезми// Народное слово, 28 декабря 2019 года.
9. Обращение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису // Народное слово, 26 января 2020 г.