сотрудник
Россия
Россия
сотрудник
сотрудник
УДК 33 Экономика. Экономические науки
УДК 35 Государственное административное управление. Военное дело
УДК 63 Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
В статье проанализированы вопросы технической оснащенности сельскохозяйственного производства Республики Татарстан. Информационной базой для исследования послужили данные Министерства сельского хозяйства России и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, законодательные и нормативно-правовые акты по сельскому хозяйству. Выявлено постепенное снижение энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях и несоответствие уровня энергооснащенности показателям ведущих западных стран, превышения сроков эксплуатации машинно-тракторного парка над нормативными. Выделяемые целевые субсидии не обеспечивают возрастающие потребности аграриев для единовременной оплаты дорогостоящей техники. Результаты анализа опыта внедрения элементов цифровой экономики в аграрный сектор регионов России свидетельствуют о том, что отечественные аграрии используют их в ограниченных объемах по причине отсутствия финансовых средств. Выявленные проблемы в сочетании с современными тенденциями цифрового развития экономики подтверждают тезис о необходимости технического перевооружения сельскохозяйственного производства. Цифровизация технической базы сельского хозяйства позволит сделать качественный скачок в развитии аграрного сектора экономики. Среди перспективных направлений можно назвать оснащение сельскохозяйственной техники системами управления с искусственным интеллектом, проектирование и создание систем управления территориально распределённым аграрным производством с использованием мобильного и дистанционного видеонаблюдения, беспилотной видеосервисной автоматики, видеороботов, удалённых веб-клиентов, включённых в единую интегрированную систему самоорганизации агропредприятия, разработка систем сбора и обобщения актуальных почвенных данных на основе развития государственных почвенных информационных ресурсов. Сельское хозяйство – одна из наиболее перспективных отраслей для освоения цифровых технологий. Для достижения максимального эффекта необходимо внедрение не отдельных систем, а комплексных решений. Это даст синергетический эффект и будет способствовать резкому увеличению производительности сельского хозяйства
сельское хозяйство, техническая оснащенность, материально-техническая база, модернизация, цифровизация производства
Техническая модернизация сельского хозяйства – неотъемлемая составляющая повышения объема производства аграрной сферы в условиях проведения политики импортозамещения сельскохозяйственной продукции [1]. В условиях международных санкций эта отрасль становится одной из движущих сил российской экономики. В сельском хозяйстве высокими темпами внедряют новейшие технологические разработки [2].
Огромный потенциал отрасли в Республике Татарстан подтверждает его результативность, которую можно и нужно повышать путем внедрения инновационных мероприятий [3]. Это создает идеальные условия для распространения современной сельскохозяйственной техники, средств производства и других инновационных решений. Основными направлениями инновационного развития могут служить вложения в строительство племенных животноводческих и тепличных комплексов, создание центров генетической селекции, транспорта и логистики, строительства заводов по селекции, разведению крупного рогатого скота и рыбы.
Важнейшие элементы Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – техническая и технологическая модернизация и стимулирование на этой основе инвестиционной активности и инновационного развития агропромышленного сектора экономики, что будет способствовать восстановлению и прогрессу в сельскохозяйственном производстве. Улучшение оборудования, меры по повышению энергосбережения и энергоэффективности сельскохозяйственного производства, а также модернизации машинных испытательных станций представляют собой значительный резерв для снижения затрат и повышения качества сельскохозяйственной продукции. Реализация подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет способствовать расширению предложения российской сельхозтехники со скидкой за счет господдержки. Этот документ содержит определённые рекомендации по использованию средств федерального бюджета на возмещение части затрат на производство и реализацию сельхозтехники [4].
Приоритетное направление развития аграрного сектора и его главных структурных элементов – отраслей растениеводства и животноводства – оптимальное воспроизводство технико-технологической базы [5].
Цель исследований – определение состояния и перспектив развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики.
Условия, материалы и методы исследований. Информационной базой для исследования послужили данные Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, законодательные и нормативно-правовые акты по сельскому хозяйству [6, 7]. Теоретической и методологической основой работы стали научные труды российских ученых и экономистов по модернизации сельскохозяйственного производства послужили. [8, 9]. Объект исследования – техническая оснащенность сельскохозяйственного производства Республики Татарстан. В работе использовали абстрактно-логический, экономико-статистический и графический методы исследования.
Анализ и обсуждение результатов исследований Развитие аграрного сектора экономики невозможно без адекватной фондооснащенности и фондовооруженнсти предприятий агропромышленного комплекса. Один из основных факторов стабильного функционирования аграрного сектора экономики – уровень обеспеченности организаций сельскохозяйственной техникой (табл. 1).
Из статистических данных видно, что парк сельхозтехники в Республике Татарстан ежегодно снижается практически по всем позициям. Так, число тракторов в 2018 г. уменьшилось, по сравнению с 2014 г., почти на 12,2 %, зерноуборочных комбайнов – на 8,0 %.
За последние 5 лет энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях Республика Татарстан сократились на 104,4 тыс. л.с., или на 2,7 % (табл. 2). При этом энерговооруженность выросла на 15,7 %, энергооснащенность – на 6,4 %, это свидетельствует о том, что численность сельскохозяйственных работников и обрабатываемых площадей уменьшались более быстрыми темпами.
Как известно, для устойчивого производства продукции сельского хозяйства необходимо довести парк тракторов и комбайнов до уровня развитых стран, обеспечивающих уровень энергооснащенности 450…500 л/с на 100 га пашни [10].
Основная доля машинно-тракторного парка (МТП) на 01 января 2018 г. эксплуатируется за пределами амортизационных сроков службы. Срок эксплуатации более 50 % используемой сельхозтехники превышает 10 лет (табл. 3), в том числе это 64 % тракторов, 51 % зерноуборочных комбайнов, 47 % кормоуборочных комбайнов и 59 % посевных комплексов. Для модернизации МТП сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо обеспечение исполнения соответствующих государственных программ.
Увеличение спроса на продукцию зерновых культур на внутреннем и внешнем рынках способствует развитию производства сельскохозяйственной техники [11]. К факторам, стимулирующим развитие отечественного сельхозмашиностроения, можно отнести государственное субсидирование производителей техники.
МСХ РФ совместно с Правительством разрабатывает ряд мероприятий по увеличению объемов поставок сельхозтехники и ускорению темпов обновления МТП. Однако у большинства аграриев отсутствуют свободные денежные средства для единовременной оплаты дорогостоящей техники, даже с помощью выделяемых субсидий они не покрывают стоимость комбайнов и тракторов. В связи с этим господдержку приобретения сельхозтехники нужно ориентировать на повышение доступности более длительного заемного финансирования [12].
Одним из направлений оптимизации затрат может быть перевод техники на газомоторное топливо. На сегодня из федерального бюджета субсидируют до 30 % стоимости ее переоборудования. На предприятиях АПК РТ эксплуатируют почти 500 машин на компримированном природном газе [13].
Перспективы повышения эффективности сельскохозяйственного производства связаны с использованием цифровых технологий. Так, по условиям соглашения подписанного между одним из ведущих мировых разработчиков систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot и компанией «Русагро», на 242 зерноуборочных комбайнах, используемых в Белгородской, Тамбовской, Курской и Орловской областях, а также Приморском крае будет установлен программно-аппаратный комплекс Cognitive Agro Pilot. Оснащаться системой техника будет поэтапно в ходе уборочных кампаний 2020–2021 гг. Первые комплексы уже тестируются [14].
Для дальнейшего совершенствования агротехнологических процессов, повышения скорости и безошибочности управления перспективна разработка систем управления роботизированными агротехнологическими комплексами с использованием мобильных дистанционных систем автоматизированного видеонаблюдения, видеоаналитики, видеоадминистрирования. Новые возможности по улучшению комфортности и интеллектуальности труда могут быть обеспечены при проектировании систем управления территориально распределённым аграрным производством с использованием мобильного и дистанционного видеонаблюдения, беспилотной видеосервисной автоматики, видеороботов, удалённых веб-клиентов – включённых в единую интегрированную систему самоорганизации агропредприятия [15].
Современная трансформация земель сельскохозяйственного назначения чаще всего связана с сокращением пашни и ухудшением качества почв, включая снижение плодородия, загрязнение, потерю устойчивости к агрогенным воздействиям и др. Для эффективного решения этих проблем необходимы сбор и обобщение актуальных почвенных данных на основе развития государственных почвенных информационных ресурсов. В качестве примера можно назвать региональный реестр почвенных ресурсов Владимирской области, разработанный на платформе ГИС MapInfo. Его семантическая часть включает показатели Единого государственного реестра почвенных ресурсов России (ЕГРПР), базы данных ГОСКОМЗЕМ, данных природно-сельскохозяйственного районирования и административного деления. Этот реестр позволяет хранить и анализировать информацию о состоянии почв земель сельскохозяйственного назначения, визуализировать наиболее значимые параметры оценки их качества, включая содержание гумуса, распространения негативных свойств почв и др. Такие данные необходимы для проведения работ по мониторингу и кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения [16].
Сельское хозяйство – одна из наиболее перспективных отраслей для освоения цифровых технологий. Для достижения максимального эффекта от цифровизации сельскохозяйственной сферы необходимо внедрение не отдельных систем, а комплексных решений. Это даст синергетический эффект и будет способствовать увеличению производительности сельского хозяйства [17, 18].
Выводы. Результаты исследования технической оснащенности сельскохозяйственного производства Республики Татарстан свидетельствуют о ежегодном сокращении парка сельхозтехники практически по всем позициям. Происходит устойчивое уменьшение энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Республики Татарстан, а показатель уровня энергооснащенности отстает от уровня ведущих западных стран более чем в 2,5 раза. Основная часть МТП эксплуатируется за пределами амортизационных сроков службы. Несмотря на выделяемые субсидии, у большинства аграриев отсутствуют свободные денежные средства для единовременной оплаты дорогостоящей техники.
Выявленные проблемы в сочетании с современными тенденциями цифрового развития экономики подтверждают тезис о необходимости технического перевооружения сельскохозяйственного производства. Цифровизация технической базы сельского хозяйства позволит сделать качественный скачок в развитии аграрного сектора экономики.
1. Захарова Г.П., Амирова Э.Ф. Государственное регулирование рынка зерна в условиях импортозамещения // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2015. Т. 10. № 3 (37). С. 15-17.
2. Klichova G.S., Iskhakov A.T. The use of solar batteries in agriculture and accounting of generated electricity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 12. С. 187-191.
3. Файзрахманов М.Д., Каримова Р.Р., Сафиуллин Н.А. Формирование системы управления инновационными процессами в Республике Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 5. № 1 (15). С. 75-76.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ №717 от 14 июля 2012 года [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/ (дата обращения: 20.06.2020).
5. Амирова Э.Ф. Оптимизация структуры российского зернопродуктового подкомплекса АПК // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2007. Т. 2. №1(5). С. 5-8.
6. Сельское хозяйство Республики Татарстан: статистический сборник. Казань: Татарстанстат, 2019. 107 с.
7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. [Режим доступа] http://www.mcx.ru (дата обращения: 10.06.2020).
8. Reserves for improving the efficiency of integrated formations / Gazetdinov Sh.M., Gazetdinov M.Kh., Semicheva O.S., Gatina F.F. // BIO Web of Conferences. 2020. С. 00026.
9. Амирова Э.Ф. Оптимизация экономических показателей предприятий зернопродуктового подкомплекса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2008. Т. 3. №3(9). С. 11-14.
10. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс] // URL: http://tida.tatarstan.ru (дата обращения: 22.06.2020).
11. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие. М.: Издательство Магистр, 2013. 134с.
12. Кириллова О.В. Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности России с учетом анализа сильных и слабых сторон экономики страны // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. № 2 (53). С. 150-153.
13. Минсельхозпрод РТ: за 5 лет инвестиции в АПК Татарстана составили 140 млрд рублей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Республики Татарстан. 19 декабря 2019. URL: https://president .tatarstan.ru/index.htm/news/1641254.htm (дата обращения: 17.06.2020).
14. "Русагро" и Cognitive Pilot приступили к массовому оснащению сельхозтехники системой беспилотного вождения [Электронный ресурс] // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. 19 мая 2020. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/content/207308/2020-05-26/2020-w22/rusagro-i-cognitive-pilot-pristupili-k-massovomu-osnascheniyu-selkhoztekhniki-sistemoy-bespilot nogo-vozhdeniya (дата обращения: 18.06.2020).
15. Башилов А.М., Королев В.А., Легеза В.Н. Новые возможности цифрового видеонаблюдения при интеграции с биотехническими и информационно-управляющими системами // Вестник НГИЭИ. 2019. № 7 (98). С. 39-49.
16. Цифровые технологии в управлении земельными ресурсами Владимирской области / В.С. Столбовой, А.А. Корчагин, Т.С. Бибик и др. // Достижения науки и техники АПК. 2018. Т. 32. № 10. С. 45-49.
17. Ганиева И.А., Бобров Н.Е. Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 9. С. 83-86.
18. Астахова Т.Н., Колбанев М.О., Шамин А.А. Децентрализованная цифровая платформа сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 5-17.