БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА — БИЛИНГВА В БИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определяются базовые понятия профессионального педагогического дискурса: «языковая личность», «билингвальная личность», «коммуникативное поведение». Они рассматриваются в связи с подготовкой учителя русского языка в бикультурной национально-российской среде. В статье раскрыты особенности студентов-билингвов — будущих учителей русского языка, которые являются представителями двух культур и носителями двух языков — коми-пермяцкого и русского. Актуальность исследования заключается в том, что изучение билингвальной личности будущего учителя русского языка в педагогическом дискурсе требует понятийного аппарата, определяющего и учитывающего специфику личности, сформированной в родной и русской культурах и владеющей родным и русским языками. При подготовке такого учителя к преподаванию русского языка должны учитываться особенности учебной среды. Целью является обеспечение качественной лингвометодической подготовки на национальном отделении педагогического вуза, учитывающей особенности когнитивно-коммуникативной деятельности билингва, специфику его коммуникативного поведения на русском языке в профессиональном дискурсе, особенности бикультурной среды общения. Выводами работы можно считать следующие: в методике подготовки будущего учителя должна быть опора на терминосистему, которая определена базовыми понятиями, характеризующими билингвальную личность и профессиональный педагогический дискурс; система лингвометодической подготовки будущего учителя русского языка, национально-российского билингва, должна учитывать этнонациональные характеристики личности, проявленные в коммуникативном поведении в условиях среды, которая может быть моно/би/поликультурной.

Ключевые слова:
билингвальная личность, коммуникативное поведение, русский язык, родной язык, профессиональный педагогический дискурс, моно/би/поликультурная среда, поведенческие стратегии и тактики
Список литературы

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.

2. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис… докт. филол. наук. Ленинград, 1984. 31 с.

3. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

4. Закирьянов К. З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность // Вестник Башкирск. ун-та, 2012. №1(I). С.498-502.

5. Кайгородова Н.Г. Социокультурные стереотипы в коммуникативном поведении: лингвокогнитивный аспект [электронный ресурс] // Политическая лингвистика. 2006. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-stereotipy-v-kommunikativnom-povedenii-lingvokognitivnyy-aspekt

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.

7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.

8. Макарова Д. В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2008. 45 с.

9. Методика обучения русскому языку как неродному: учебно-методическое пособие / И.П. Лысакова [и др.]. М.: КНОРУС, 2019. 150 с.

10. Педагогическая риторика: учебное пособие / Н.А. Ипполитова [и др.]. М.: ГУП «Великолукская городская типография», 2001. 387 с.

11. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Педагогика-пресс, 1996. 224 с.

12. Стернин И.А. Очерк русского коммуникативного поведения.Галле: Университет им. М. Лютера, 1991. 59 с.

13. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика. М.: «Восток-Запад», 2006. 206 с.

14. Уорф Б.Л. Грамматические категории // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972. С. 44-61.

15. Филиппова О.В. Национальный речевой идеал в структуре коммуникативной личности учителя» // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Сочи: Изд-во Сочинский государственный университет, №14. 2009. С. 207-214.

16. Филиппова О. В., Волгина Е. В. Тактики косвенного речевого воздействия в структуре коммуникативной личности учителя-филолога // Scientific Journal of KubSAU. 2013. №91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taktiki-kosvennogo-rechevogo-vozdeystviya-v-strukture-kommunikativnoy-lichnosti-uchitelya-filologa1

17. Черничкина Е. К. Лингвистические аспекты обучения коммуникативному поведению/ /Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, Выпуск 7. 2007. С.174-182.

Войти или Создать
* Забыли пароль?