Представлена разработка принципов результативности и эффективности управления на основе процедуры мониторинга по предоставлению информации для принятия управленческих решений, системы критериев и показателей, на основании которых осуществляется сравнение вариантов решений
Управление качеством, образовательный процесс, системный подход, показатели, критерии оценки качества
I. Введение
Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей кафедр, факультета и всего вуза в целом.
Внешние и внутренние факторы, характеризующие деятельность вуза, постоянно ужесточающаяся конкуренция на рынках рабочей силы, необходимость разработок новых высокоэффективных промышленных технологий, неполная удовлетворенность участников образовательного процесса результатами своей деятельности - заставляют постоянно повышать эффективность образовательного процесса, помня, что качество определяется процессом.
II. управление качеством образования
Сегодня необходимым условием подготовки в вузах специалистов, востребованных рынком труда, является наличие систем менеджмента качества. В основу большинства моделей таких систем положен принцип процессного или процессно-ориентированного подхода. Такой подход позволяет оптимизировать систему управления вузом в целях удовлетворения требований и ожиданий заинтересованных сторон, сделать ее прозрачной и способной гибко реагировать на изменения внешней среды.
Система менеджмента качества вуза может включать все процессы или часть из них. В рамках образовательной деятельности вуза могут быть выделены несколько основных процессов, а научная деятельность может рассматриваться либо как составная часть этих процессов, либо как основной процесс вуза.
Управления процессами осуществляется с помощью их мониторинга, измерений и анализа, проведения корректирующих и предупреждающих действий. Руководители процессов ежегодно и в конце периода планирования представляют информацию о результативности процессов в виде формализованных отчетов, содержащих сведения о плановых и фактических значениях показателей целей процесса, достигнутом значении показателя результативности процесса.
Таким образом, реализованный подход к управлению процессами позволяет обеспечить разработку востребованных образовательных программ, требуемое качество подготовки специалистов, а также – инновационное развитие университетского комплекса.
1. Игнатьева, Е. Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе [Текст] : монография / Е. Ю. Игнатьева. - Великий Новгород, 2008. - 280 с.
2. Тойвонен, Н. Р. Формирование инновационной образовательной среды в классическом университете. Опыт Санкт-петербургского университета [Текст] / Н. Р. Тойвонен, И. А. Дементьев // Инновации. - 2007. - №02 (100). - С. 47-57.