Россия
В статье очерчивается круг методических проблем, которые возникают при обучении младших школьников умению пользоваться информацией, представленной в виде диаграмм. Проанализированы современные учебники математики для начальной школы и методические рекомендации к ним, относящиеся к теме «Диаграммы» раздела «Работа с информацией». Поскольку развитие у младших школьников навыков работы с наглядными знаково-символическими средствами графического представления информации является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к метапредметным результатам обучения, автором предлагаются методические приемы и система заданий, которые позволяют устранять текущие и потенциальные затруднения учащихся начальной школы при освоении диаграмм.
младшие школьники; требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; предметные и метапредметные результаты освоения содержания Основной образовательной программы начального общего образования; работа с информацией; диаграммы; методические приемы устранения трудностей; система заданий
1. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика: 3 класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 142 с.
2. Математика. Методические рекомендации. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова [и др.]; 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2017. - 208 с.
3. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова [и др.]; 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
4. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Математика. 3 класс: методическое пособие / 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 126 с.
5. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Математика: 3 класс: учебник: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.А. Булычёва. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 111 с.
6. Пичугин С.С. Инновационные приемы формирования метапредметных результатов обучения младших школьников // Начальное образование. - 2019. - № 2. - С. 14-19.
7. Пичугин С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности // Начальная школа. - 2019. - № 7. - С. 42-49.
8. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 2 класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / 9-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 127 с.
9. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: методическое пособие / 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 279 с.
10. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / 7-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 160 с.
11. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / Н.Ф. Виноградова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2016. - 224 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
13. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.