Гуманитарная парадигма общего среднего образования реализуется в предмете «Искусство» в 8 и 9 классах. По новым федеральным государственным образовательным стандартам школьник сам осуществляет поиск и отбор информации – главной задачей учителя становится обучение умению отбирать и правильно анализировать информацию, критически мыслить и объективно оценивать контент. Так возникает ряд проблем, связанных с отбором контента для информационно-образовательной среды. В статье показаны принципы моделирования информационн-образовательной среды в процессе преподавания предмета «Искусство» на основе синтеза таких научных направлений как: медиаобразование, психология восприятия и возрастная психология, Видеоэкология, арт-технологии и арт-терапия – для укрепления психического здоровья подростков.
информационно-образовательная среда, гуманитарная парадигма образования, предмет «Искусство» в общеобразовательной школе, ФГОС, принципы моделирования, медиасреда, медиаобразование, психология восприятия искусства, возрастная психология, видеоэкология, арт-технологии, арт-терапия.
Актуальная сейчас гуманитарная парадигма общего среднего образования находит свое воплощение и реализуется, в том числе и в предметной области «Искусство». Предмет «Мировая художественная культура» в 8 и 9-х классах заменен на «Искусство» по новым федеральным государственным образовательным стандартам, что дает большие возможности для раскрытия творческого потенциала школьников. Предмет «Искусство» является интегрированным и знакомит школьников с различными видами искусства, с функциями, которые они выполняют в жизни человека и общества. Этот учебный курс помогает учащимся приобщиться к художественно-творческой деятельности на уровне компетентностного читателя, зрителя, слушателя и должен мотивировать школьников на самостоятельную творческую деятельность.
В гуманитарной образовательной парадигме центром становится индивид, познающий истину, а не обучающийся, усваивающий готовые знания (по И.А. Колесниковой). Но поскольку не существует однозначной истины, то важна не сама познаваемая истина, а отношение к ней. При этом субъектсубъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. Это познание мира путем обмена духовными ценностями. Такое творческое сотрудничество очень хорошо может быть реализовано именно на уроках «Искусство» в средней школе.
1. Алисов Е.А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. - Курск, 2002.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
3. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.
4. Бондаренко Е.А. // Комплексное медиаобразование - путь в ХХI век. Медиаобразование в развитии личности: Междунар. Конгресс «EDU-IMPORTANCE» 27.11.2012 г.: http://www.myshared.ru/slide/536554/- М., 2012.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: «Когито-Центр», 2010. - 197 с.
6. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М.: Международные отношения, 2001. - 560 с.
7. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980. - Кн. 1, 2.
8. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 c.
9. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. - М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.
10. Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. - М.: ТАСС РЕКЛАМА, 1997. - 320 с.