Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 15 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Профессиональная среда, окружающая человека в период профессионального обучения, важна для формирования представлений и помогает адаптироваться. В статье изучается восприятие полицейскими других людей, анализируется изменение этих представлений в ходе адаптации к службе в период обучения по профессии «Полицейский». В статье описано влияние представления о социальном пространстве на адаптацию у сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Кроме того, изучалось влияние этого представления на перспективы службы в полиции. В исследовании участвовало 219 сотрудников. Методом сбора информации выступал стандартизированный самоотчет, изучающий качества и свойства представления о социальном пространстве. В результате установлено, что в начале профессионального обучения сотрудники, планирующие продолжение службы в органах внутренних дел, характеризуются более широким кругом социального взаимодействия, который сохраняется на всём протяжении обучения. Данные сотрудники ощущают поддержку от разных социальных групп. У сотрудников, не мотивированных на продолжение профессиональной деятельности в органах внутренних дел, отсутствуют изменения в представлении свойств социального взаимодействия, однако к завершению обучения отмечается усиление качества взаимодействия, заключающегося в проявлении более ответственного отношения к близкому социальному окружению. Данные сотрудники воспринимают социальное пространство как затрудняющее и мешающее дальнейшему профессиональному развитию. Анализ качеств и свойств социального пространства сотрудников в перспективе может способствовать увеличению возможностей для совершенствования психологической работы по адаптации сотрудников к условиям учебной и служебной деятельности в период профессионального обучения.
социальное пространство, профессиональное обучение, сотрудники органов внутренних дел, адаптация к профессиональной деятельности, социальное взаимодействие
Актуальность
Актуальность исследования процесса психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел обусловлена важностью отбора на службу наиболее приспособленных к различным сторонам служебной деятельности кандидатов. Кроме того, неэффективная адаптация, выражающаяся в раннем увольнении сотрудников из органов внутренних дел, влечет за собой экономические и временные затраты на организацию дополнительного отбора и обучения замещающих их кадров. Поэтому определение факторов, влияющих на процесс адаптации, а также диагностических индикаторов, характеризующих успешность адаптации, является экономически и социально значимой задачей.
Традиционно, успешность адаптации к службе в органах внутренних дел рассматривается в контексте интрапсихических факторов. Внимание исследователей уделяется достаточной нервно-психической устойчивости будущих сотрудников [14], их регулятивным способностям [8] и мотивации к службе [7]. В сравнении с ними, значение субъективного мнения о себе и окружающих, изменяющегося в процессе адаптации к профессиональной деятельности, не получила подобного внимания. Данная статья стремится восполнить этот пробел, поскольку посвящена исследованию субъективных представлений сотрудников, формируемых на этапе первичного профессионального обучения [4]. На основании выполненного анализа, традиционные представления об адаптации к службе в органах внутренних дел дополняются областью субъективных представлений, возникающих у сотрудников относительно взаимоотношений с окружающими.
Идеей исследования выступает предположение о существовании отношений между субъективным представлением сотрудника о социальном пространстве (образе мира) и процессом адаптации к служебной деятельности. Предметом проводимого исследования выступает изменение представления о социальном пространстве (ментальной репрезентации себя, других людей и общества в целом) возникающее в процессе первоначальной профессиональной подготовки. Изучая трансформацию картины мира, происходящую у сотрудников органов внутренних дел в период обучения по профессии «Полицейский», нами делаются выводы о специфических новообразованиях, указывающих на адаптацию к служебной деятельности.
Проверка высказанных идей и предположений осуществляется посредством эмпирического исследования, организованного с группой сотрудников, проходящих профессиональное обучение. Полученные результаты показывают каким образом представление о социальном пространстве соотносится с адаптацией к службе, а также как данное представление изменяется у сотрудников, с разными взглядами относительно своих перспектив прохождения службы в органах внутренних дел.
Проблема
Представление личности об окружающем мире рассматривается психологической наукой в качестве ключевого образования, регулирующего отношение к себе, другим людям и обществу. Изучению образа (картины) мира личности были посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых. В российской социальной психологии сложилось самостоятельное научное направление, рассматривающее вопросы конструирования личностью представления о мире и своем месте в нем (Г. М. Андреева [2], Н. И. Леонов [12], С. К. Нартова-Бочавер [13]).
В русле данного направления рассматриваются образования, формируемые отражением личностью определенных аспектов реальности. К их числу относится и представление личности о системе социального взаимодействия. Это представление обобщает опыт отношений с другими людьми, фиксирует их актуальное состояние, а также моделирует взаимодействие с ними. Представление репрезентирует личности социальное пространство, в виде совокупности людей и отношений с ними, упорядоченных по различным критериям взаимодействия.
Характеризуя представление функционально, можно полагать его сложным образованием самосознания, выполняющим аттрибутирующие функции и участвующим в регуляции социального поведения, взаимодействии личности с окружающими людьми, группами и обществом в целом [9]. Атрибутивная направленность представления заключается в приписывании социальному пространству определенных свойств и качеств, упорядочивания картины мира. Представление отражает прогностическую, предполагающую функцию сознания и используется личностью для планирования и регуляции своей деятельности. Представление участвует в антиципации картины будущего, характеризуя условия, в которых будет действовать личность. Представление о социальном пространстве изучается нами под этим углом зрения и нацелено на раскрытие роли представления в профессиональной деятельности.
В отечественных психологических теориях профессионального становления (Е. А. Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова и др.), неоднократно отмечалось, что развитие сопровождается последовательными и необратимыми изменениями представлений субъекта. Подчеркивалось, что деятельность формирует отношение субъекта труда к самому себе и обществу (Е. А. Климов) [10]. Показывалось, что отношение личности к результату труда влияет на самооценку и оценку окружающих людей (А. В. Петровский) [15]. Предположение о том, что восприятие субъектом окружающей действительности опосредовано профессиональной деятельностью неоднократно концептуализировалось.
Обусловленное профессией представление об обществе рассматривалось частью «картины мира» (Р. А. Абитов) [1], «ментального пространства» (О. В. Клочко) [11], «образа мира» специалиста (В. П. Серкин) [16], «профессиональной ментальности» (И. С. Якиманская). Оценивалось и негативное влияние профессиональной деятельности на представления субъекта (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк). Деструктивные искажения представлений о людях и обществе исследовались у представителей различных профессий, в том числе и сотрудников органов внутренних дел (С. П. Безносов) [3].
В данных исследованиях профессиональной деятельности отдается ведущая роль в формировании представлений субъекта. Вместе с тем, ее влияние не следует считать абсолютным. Вместе с ней и наряду с ней, субъект реализует иные деятельности, следуя своему месту и роли в социальных отношениях. Поэтому отношения между представлением о социальном мире и профессиональной деятельностью могут описываться разными вариантами взаимовлияния - от поглощения одного другим до полной независимости друг от друга.
Изменение представлений о социальном взаимодействии различается в зависимости от стадии профессионального развития. На ранних стадиях (адепта, адаптанта) типичным является влияние деятельности на изменение представлений субъекта. На поздних стадиях (мастерства, авторитета) содержание деятельности изменяется под влиянием опыта и индивидуальных свойств. Можно предполагать, что на этапе адаптации изменения представления о социальном пространстве под влиянием новой социальной роли будут наиболее заметны.
С целью проверки этих идей, нами проведено эмпирическое исследование процесса адаптации сотрудников органов внутренних дел на этапе профессионального обучения - получения профессии «Полицейский». Представление о социальном пространстве рассматривается в двух аспектах.
Во-первых, в качестве индикатора изменений в самосознании субъекта, происходящих под влиянием деятельности. Эта линия исследований является традиционной для теорий профессионального становления и социально-средовых исследований образовательной среды [5]. Изменения представления должны свидетельствовать о трансформации образа мира вследствие освоения новой социальной роли – полицейского.
Во-вторых, содержание представления о социальном пространстве рассматривается нами в качестве индикатора адаптации. Расширение его границ оценивается в качестве указателя на адаптацию к роли сотрудника полиции. Сужение границ – о трудности в адаптации, наличии противоречий между имеющимися представлениями и профессиональной деятельностью.
Эмпирической проверке этих предположений и посвящено исследование. Его организации, результатам и выводам посвящены соответствующие структурные элементы статьи.
Методика исследования
Цель: эмпирическое исследование роли представления о социальном пространстве на психологическую адаптацию к службе в ОВД.
Гипотеза: адаптация к службе сопровождается трансформацией субъективных представлений сотрудников, проходящих первоначальную подготовку в части:
а) свойств социального пространства (чувствительности, поддержке) и
б) изменений в качестве социального взаимодействия (ответственности сотрудников за взаимодействие с окружающими).
Процедура исследования. Проведено два исследования.
А) Исследование изменений в представлении о социальном пространстве в период обучения. Проведен сбор и анализ представлений о социальном пространстве в начале и завершении периода обучения.
Обследование проводилось с группой сотрудников, проходящих профессиональное обучение на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Проведено два обследования – в начале обучения в период 17 июня 2019 года, в конце обучения 02 ноября 2019 года. Сбор материала осуществлялась индивидуальным заполнением персональных бланков анкет. В первом измерении приняло участие 238 человек из них 147 мужчин, 91 женщина. Во втором измерении участвовало 219. Выбыло из исследования 19 человек.
Б) Исследование представлений о перспективах службы в пост-учебный период. Проведена оценка перспектив служебной деятельности после полугода после завершения обучения.
Сбор материала осуществлялся посредством телефонного опроса. Обследуемым задавались вопросы, направленные на установление факта продолжения службы в органах внутренних дел и оценке перспектив дальнейшего карьерного роста, их удовлетворенности деятельностью и возможности увольнения. Всего обследовано 219 человек.
Полученные в ходе телефонного общения данные сопоставлены с ранее измеренными характеристиками представления о социальном пространстве методами статистической оценки.
Методы. Метод сбора информации – стандартизированный самоотчет, оценивающий две характеристики представления о социальном пространстве: свойств и качества.
Субъективное оценивание взаимодействия. Применялся метод самоотчета, реализованный в виде анкеты, включающей шесть закрытых вопросов, снабженных семибальной шкалой интервалов (от -3 до +3), позволяющей оценить три характеристики взаимодействия.
1) Свойства взаимодействия изучались через анализ отношения окружающих к субъекту. Оценивалась восприимчивость, поддержка и признание окружающими (3 утверждения: «Чувствительны ли окружающие Вас люди», «Поддерживают ли Вас окружающие люди», «Признают ли Вас окружающие люди»?). Оценка согласованности пунктов показала удовлетворительные результаты (Кронбах α =0,88, межпункт.корр.=0,79), поэтому утверждения были обобщены в единый показатель «Свойства взаимодействия», отражающего восприятие личностью возможностей и ресурсов, предоставляемых взаимодействием с окружающими людьми. Параметры распределения рассчитаны с учетом стандартизации (Mz=0,62, SDz=2,27 распределение нормальное Shapiro-Wilk p<0,001).
2) Качества, выражаемые во взаимодействии, изучались через оценку отношения к окружающим (3 утверждения, интервальная шкала: «Ответственны ли Вы за взаимодействие с окружающими людьми?», «Честны ли Ваши отношения с окружающими людьми?», «Справедливы ли Ваши отношения с окружающими людьми?»). Согласованность утверждений удовлетворительна (Кронбах α =,72, межпункт.корр.=0,55), что позволяет рассматривать данные утверждения в виде единого показателя. Он характеризует моральный аспект отношений субъекта с окружающими людьми – их равенство и взаимность. Параметры обобщенного показателя также рассчитаны с учетом стандартизации (Mz=0,67, SDz=2,31, распределение нормальное Shapiro-Wilk p<0,001).
Анализ показал, что в целом все утверждения обладают высокой степенью согласованности (Кронбах α=0,88 и значимо коррелируют друг с другом, p<0,01), что говорит об их внутренней связности и непротиворечивости, т.е. применимости к оценке субъективных представлений и относимости к области социального взаимодействия.
Методы анализа данных. Для оценки различия показателей социального пространства, а также определения эффектов их влияния на восприятие перспективы службы применялся непараметрический аналог H-критерия Краскела-Уоллиса. Эффекты «сдвига» изучались критерием Фридмана, согласованность оценок определялась критерием конкордации Кендалла.
Переменные исследования. В исследовании используются три переменные, полученные путем анкетирования:
1. Представление о свойствах взаимодействия с социальным пространством – «Свойства социального пространства»;
2. Представление о качествах, выражаемых во взаимодействии с социальным пространством – «Качества социального пространства»;
3. Представление о перспективах службы – «Перспективы службы».
Выборка. Характеристика выборки по полу, возрасту, образованию.
Выборка представлена 238 сотрудниками, из них 147 мужчин, что составляет 61,8 %, 91 женщина (38,2%). Средний возраст составляет 25,8 лет. 44,1% сотрудников имеют высшее образование, 7,6% - незаконченное высшее образование, 31,5% - среднее специальное образование, 16,8% - среднее полное образование.
Результаты исследования и их обсуждение
Изложение результатов проводится в соответствии с двумя исследовательскими гипотезами об изменении представлений о свойствах и качестве социального пространства под влиянием профессионального обучения. Рассмотрим их последовательно.
1. Изменения представления в процессе профессионального обучения – подготовки по профессии «Полицейский».
Изучение представлений осуществлялось фиксацией «эффекта сдвига» - различий в представлениях о социальном пространстве за период обучения. Оценка сдвига изучалась посредством сопоставления результатов измерения представлений о социальном пространстве в начале периода обучения и по его окончанию. Эффект определялся посредством коэффициента ковариации Фридмана. Полученный результат статистически значим для показателя «Свойства взаимодействия с социальным пространством» (ANOVA Chi Sqr. (N = 219, df = 1) = 10,9; p =0,001, коэф. Фридмана=0,05, аver. rank r =0,04). Есть основания полагать, что первоначальное профессиональное обучение оказывает влияние на представления сотрудников относительно свойств взаимодействия с социальным пространством. Эффект сдвига положительный и выражается в увеличении позитивной оценки социального пространства к завершению обучения. В терминах социального пространства, к концу обучения у сотрудников расширяется область лиц и социальных групп поддержку которых они ожидают, на чье соучастие и помощь рассчитывают.
Затем нами была проведена оценка различий в представлении о социальном пространстве между двумя уровнями показателя «Перспективы службы» - «Отсутствие перспектив службы» и «Наличие перспектив службы» (представлены на рис 1., F (1, 122)=3,87, p=0,05) (рисунок 1).
Можно видеть, что у сотрудников, негативно оценивающих перспективы службы, представление о свойствах взаимодействия не изменилось за время обучения. Их коллеги, мотивированные к службе в органах внутренних дел напротив, после обучения выше оценивают свойства социального взаимодействия.
По-видимому, прохождение первоначальной подготовки изменяет представление о социальном пространстве у той категории слушателей, которые в дальнейшем планируют проходить службу в органах внутренних дел. В их восприятии, поддерживающее социальное пространство расширяется, они полагают, что большее количество людей может помочь им. Категория лиц, не планирующих продолжение службы, не изменяет своих представлений о помогающей им части социального окружения.
Рисунок 1 - Различия в представлении свойств социального пространства у сотрудников в период первоначального профессионального обучения, в зависимости от мотивации к прохождению службы
В целом, можно видеть, что в ходе прохождения профессионального обучения представление сотрудников о поддерживающей и помогающей им части социального окружения претерпевает изменения. Трансформация выражается в расширении представлений о социальном пространстве, расширении области возможностей социального взаимодействия у сотрудников, принявших решение о продолжении службы в органах внутренних дел.
Оценка качества взаимодействия с социальным пространством у сотрудников в начале и по завершению обучения изменились (представлены на рис 2., F(1, 132)=5,03; p=0,02) (рисунок 2).
Выявленный эффект статистически значим только у сотрудников, не видящих перспективы службы. Его значение в усилении качества взаимодействия сотрудников этой группы с социальным окружением. К завершению профессионального обучения расширилась область социального пространства, по отношению к которой они проявляли себя ответственно, считали необходимым оберегать и заботится. Для сотрудников, рассматривающих перспективы службы, изменений не произошло.
Исходя из полученных результатов, можно заключить, что первоначальное профессиональное обучение оказывает сложное, неоднородное влияние на сотрудников. В ходе обучения взгляды на социальное окружение и отношение к нему у сотрудников претерпевают изменения.
Рисунок 2 - Различия в атрибуции качества взаимодействия у сотрудников, различающихся перспективами службы в органах внутренних дел
2. Влияние представления на восприятие перспектив службы.
Результаты показывают, что представления сотрудников органов внутренних дел о социальном пространстве сопряжены с представлениями о перспективах службы частично, только в отношении атрибуции свойств социального пространства (Kruskal-Wallis test: H (3, N=219) =6,34 p =0,002) (рисунок 3). Анализ содержания ответов позволяет заключить, что области позитивного социального пространства различаются в группах сотрудниках, продолжающих службу и стремящихся к увольнению.
Сотрудники, видящие перспективы службы, представляют свое пространство поддержки, чувствительности и заботы в завершении учебы. По их мнению, поддерживающее социальное пространство включает несколько разных по составу социальных групп, а нередко и все общество. Сотрудники, не видящие перспективы службы и размышляющие об увольнении, полагают, что поддержку и заботу они получают из пространства небольшой размерности – ближайшего социального окружения, включающего родственников, нескольких друзей и десятка знакомых. Эти результаты показывают, что представления об отношении окружающих в какой-то мере сопряжено с перспективами службы. Конечно, его роль вряд ли следует оценивать в качестве детерминанты, ведь оценка зафиксированного нами статистического эффекта – средняя. Но исходя из результатов, социальное самочувствие следует отнести к числу факторов, влияющих на профессиональную деятельность.
Рисунок 3 - Соотношение перспектив прохождения службы с показателем представления о свойствах взаимодействия с социальным пространством
Влияние показателя «Качество взаимодействия с социальным пространством» на показатель «Перспективы службы» статистически незначимо. Психологический смысл результата в том, что отношение сотрудника к окружающим людям не связано с мотивами служебной деятельности. Объяснение этому видится в различии представлений о роли сотрудника полиции и представлении о личности. Роль полицейского предполагает объективное и беспристрастное отношение к окружающим, основанное на неотступном следовании нормам закона. Соответственно, в представлении о взаимодействии с другими людьми, индивидуальная модель поведения сотрудника не связывается с ролевой моделью поведения, а его личное отношение – со служебным. Подобные ролевые диссоциации уже отмечались в исследованиях профессиональной идентичности (например, в концепциях «конфликта идентичности», «выпуклой идентичности» и пр.). Кроме того, как отмечает Д. В. Деккерт, эти противоречия нередко выражают несоответствие личных ценностных ориентаций будущих сотрудников органов внутренних дел требованиям профессиональной деятельности [6].
Подводя итоги, опишем теоретические, методические и практические перспективы их применения.
Теоретические перспективы видятся нам в поддержке положений субъектно-деятельностного подхода в психологии, развиваемого отечественными исследователями. Полученные эмпирические свидетельства закрепляют теоретические взгляды относительно субъективной картины мира, уточняют влияние убеждений о взаимодействии с социальным окружением на профессиональную направленность.
Методические перспективы на наш взгляд заключаются в использовании исследовательского конструкта представления для диагностики представлений обучающихся по образовательным программам профессиональной подготовки в целях прогнозирования успешности социально-психологической адаптации.
Перспективы практического применения находятся на пересечении теоретических и методических перспектив. Исследование представлений о социальном пространстве может быть полезным для организации психологической работы с кандидатами на службу, а также сотрудниками органов внутренних дел в целях адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Выводы
Целью исследования выступало развитие научных знаний о влиянии представлений личности о социальном пространстве на адаптацию к деятельности сотрудника органа внутренних дел. Результаты свидетельствуют об изменении представления о социальном пространстве у сотрудников, обусловленных, как мы полагаем, прохождением первоначального профессионального обучения. Данные изменения сложным образом соотносятся с отношением к будущей службе, и, по-видимому, могут характеризовать готовность продолжать службу в органах внутренних дел. Конкретным результатом исследования выступил факт сопряжения представлений о социальном пространстве с мотивацией к дальнейшему прохождению службы.
Сотрудники, желающие проходить службу в органах внутренних дел, воспринимали социальное пространство позитивно, считая его помогающим, развивающим и поддерживающим. Сотрудники, не видящие перспективы службы, считали социально пространство мешающим и затрудняющим. С учетом этих результатов, мы можем высказать гипотезу о прогностическом эффекте представления о социальном пространстве для оценки перспектив социальной адаптации к условиям службы.
Результаты не позволяют высказать предположение о характере отношений между изучаемыми параметрами. Поэтому, допуская влияние профессионального обучения на формирование представления о социальном пространстве, следует поставить вопросы о характеристиках. В частности, динамике влияния (постепенной или кардинальной), степени воздействия (изменении стиля поведения либо ценностей и смыслов), затрагиваемой области представления (например, мнения о себе, других людях, обществе).
Неясна и направленность изменений – односторонняя, предполагающая изменение в представлении о мире под влиянием осваиваемой профессии, либо двусторонняя, предполагающая изменение профессиональной роли под влиянием субъективных представлений о социальном пространстве. Дальнейшие исследования в этом направлении нацелены на расширение и уточнение роли представления о социальном пространстве на характеристики адаптации к службе в органах внутренних дел.
1. Абитов И. Р. Особенности картины мира и готовности студентов медицинского вуза к гражданскому поведению / И.Р. Абитов, Г.И. Кашапова // Личность профессионала в современном мире. Коллективная монография / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 944 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности: монография / С. П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. 271 с.
4. Деккерт Д. В. Специфика образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, 2012. - № 1 (38). С. 64-75.
5. Деккерт Д. В. Формирование профессионально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования: монография / Д. В. Деккерт. -Челябинск: Цицеро, 2016. 135 с.
6. Деккерт Д. В. Ценностные ориентации слушателей, обучающихся в организациях дополнительного профессионального образования МВД России: теоретический аспект // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2017. № 9. С. 72-78.
7. Дубнякова А. И. Анализ активности и мотивации как факторов профессионального развития сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2 (38). С.200-204.
8. Жидкова О. А. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 1(80). С. 32-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005
9. Злоказов К. В., Леонов Н. И. Субъективный образ социального пространства: элементы, центр и метрика // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 45-50.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.
11. Клочко В. Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 262 с.
12. Леонов Н. И., Главатских М. М. Психология социального мира. - Ижевск: ERGO, 2006. 131 с.
13. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «Психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 35-41.
14. Поршуков А. С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя // Национальный психологический журнал. 2020. № 1(37). С. 107-114. doi:https://doi.org/10.11621/npj.2020.0110
15. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. 238 с.
16. Серкин В. П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 78-90.
17. Федотов С. Н. Проблема психологической устойчивость сотрудников ОВД / С.Н. Федотов, Н.А. Бабкина // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 3 (36). С. 31-32.