ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ГЕОМЕТРИЯ И ГРАФИКА» 2020 Г.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена Ежегодному Всероссийскому научно-методическому семинару «Геометрия и графика» 2020 г. Рассмотрена статистическая информация о семинаре: количество участников, докладов, вузов-участников и т.п.; предложена методика оценки активности участия кафедры в семинарах, конференциях и подобных мероприятиях как сумма количества выступлений p сотрудников данной кафедры и числа участников мероприятия с данной кафедры m. Кратко рассмотрено содержание докладов.

Ключевые слова:
семинар, конференция, графические дисциплины, количество участников докладов, активность участия кафедры в семинарах
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

В последнее время появляются публикации, посвященные различным семинарам, конференциям и конкурсам по графическим дисциплинам. Это, прежде всего, ряд статей, посвященных Международной интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки» в ПНИПУ г. Пермь, например, работа [9], а также статья [3] о Всероссийском студенческом конкурсе «Инновационные разработки».

Семинар или конференция − удобная дискуссионная трибуна для обсуждения научных работ, поэтому многие коллеги сначала выступают с докладом, а потом, с учетом замечаний и дополнений, публикуют статьи [1, 2, 4–8].

                                                 

1.    Статистическая информация о семинаре

Ежегодный Всероссийский научно-методический семинар «Геометрия и графика» проводится с 2012 г. В 2020 г. он состоялся 25 июня. Из–за эпидемиологической ситуации семинар проходил в дистанционном режиме, но с помощью программы Zoom − доклады и вопросы к ним проходили почти как в очном формате.

В семинаре приняло участие рекордное количество участников – 51 чел. из 18 университетов России и Казахстана, которые находятся в 11 городах Российской Федерации и Шымкенте (Казахстан): 6 вузов – в Москве, 2 – в Санкт–Петербурге и по одному в: Астрахани, Брянске, Иванове, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Новосибирске, Перми, Челябинске и Шымкенте (табл. 1). Всего в семинаре участвовали вузы из 12 городов (табл. 2).

В семинаре приняли участие:

4 доктора наук;

24 кандидата наук;

6 заведующих кафедрами графических дисциплин;

5 профессоров;

19 доцентов и другие участники.

Двадцать восемь участников семинара имеют ученую степень: 4 доктора наук и 24 кандидата. У большинства из оставшихся 23 участников получение ученой степени, учитывая их возраст, впереди.

По занимаемой должности среди участников семинара «Геометрия и графика» шесть заведующих кафедрами графических дисциплин (табл. 3), пять профессоров, 19 доцентов, 11 старших преподавателей, 3 ассистента, один инженер и пять студентов (одного участника идентифицировать не удалось).

То есть число молодых и более старших участников семинара примерно одинаково: заведующих кафедрами, профессоров и доцентов – около 60%, студентов, ассистентов и старших преподавателей – почти 40%.

 

2. Активность участия кафедр в семинаре «Геометрия и графика» 2020 г.

Выясним, какие кафедры более активно участвовали в рассматриваемом мероприятии. Активность кафедры предлагаю оценивать как сумму количества выступлений p сотрудников данной кафедры и числа участников мероприятия с данной кафедры m. При этом за одно выступление будем присваивать три балла, а за одного участника – один балл. Тогда активность участия кафедры в мероприятии будет оцениваться с помощью формулы

А=3p+m                                (1),

где А – активность участия структурного подразделения в мероприятии (конференции, семинаре);

p – количество докладов на мероприятии, подготовленных сотрудниками некоторой кафедры;

m – число участников мероприятия с данной кафедры.

Например, при p=2 и m=5    А=3p+m=3×2+5=11.

Активность участия кафедр графических дисциплин в семинаре «Геометрия и графика» 2020 г. приведена в табл. 1, столбец 6.

Самыми активными оказались хозяева семинара – кафедра инженерной графики Российского технологического университета МИРЭА (РТУ МИРЭА): шесть докладов, двенадцать участников семинара (девять преподавателей, инженер и два студента) А=3p+m=6×3+12=30.

На втором месте – Санкт–Петербургский государственный университет телекоммуникаций (СПбГУТ) им. Бонч-Бруевича: два доклада, пять участников – А=3p+m=3×2+5=11.

На третьем – Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) г. Пермь: один доклад, семь участников (все преподаватели) – А=3p+m=3+7=10.

Далее располагаются:

•      Поволжский государственный технический университет (ПГТУ) г. Йошкар-Ола и Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ) им. Ленина, г. Иваново: один доклад, три участника – А=3p+m=3+3=6;

•      Московский государственный строительный университет (МГСУ): один доклад, два участника – А=3p+m=3+2=5;

•      Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Баумана: один доклад, один участник – А=3p+m=3+1=4;

•      Санкт–Петербургский государственный архитектурно–строительный университет: четыре участника – А=3p+m=0+4=4.

Это восемь самых активных на данном мероприятии кафедр графических дисциплин. Остальные десять кафедр были представлены двумя или одним участником семинара, без доклада и имеют А=2 или А=1 соответственно (табл. 1, столбец 6).

 

3. Содержательная часть семинара

В рамках работы семинара было заслушано 13 докладов (см. приложение). Пять – методических и семь – с геометрической тематикой, т.е. число докладов, посвященных методическим вопросам и проблемам развития геометрических знаний, примерно одинаково, хотя «геометрических» чуть (на 16%) больше, что не может не радовать. Один доклад – Громова В.В. − касается общих научно-технических вопросов: «Разногласия в стандартах России и причины их возникновения».

Наибольший интерес у участников семинара вызвали сообщения докторов технических наук Щеглова Георгия Александровича первого заместителя заведующего кафедрой «Аэрокосмические системы» МГТУ им. Баумана и Волошинова Дениса Вячеславовича заведующего кафедрой «Информатика и компьютерный дизайн» СПбГУТ им. Бонч-Бруевича.

Доклад Щеглова Г.А. «Инженерная графика в эпоху индустрии 4.0» посвящен методическим вопросам обучения инженерной графики на современном этапе, вопросам взаимодействия специальных и общетехнических кафедр, и имеет исключительно важное значение, так как заставляет задуматься о новых методических подходах, вызванных велением времени. Мысли, изложенные в сообщении Георгия Александровича, далеко опережают нынешние методические подходы в большинстве вузов РФ.

Доклад Волошинова Д.В. «Опыт и перспективы новой информационной технологии предоставления геометрических знаний» посвящен новым аспектам применения компьютерной графической системы Симплекс, а в более широком плане преимуществам представления информации в геометрическом, а не в аналитическом виде.

Среди методических докладов два: Моисеевой О.А. и Бакулиной И.Р. из Йошкар-Олы и Пичкалевой О.А. и Шаховой А.Б. из Перми посвящены опыту работы кафедр графических дисциплин в условиях пандемии.

Интересны доклады геометрической тематики четырех преподавателей кафедры инженерной графики РТУ МИРЭА:

  • Беглова И.А. «Квазивращение геометрических объектов, не лежащих в плоскости оси»;
  • Бойкова А.А. «О графическом способе решения задач на примере расчета простого электрического контура»;
  • Ефремова А.В. «Анализ движения точки, жестко привязанной к моноширинному телу, вращающемуся в заданной рамке»;
  • Рустамяна В.В. «Свойства косой симметрии»,

а также сообщение доц. Милосердова Е.П. с двумя студентами (ИГЭУ, г. Иваново) «Разбиение сферы на равномерные участки».

Приложение

 

ПРОГРАММА

Всероссийского научно-методического семинара

ГЕОМЕТРИЯ И ГРАФИКА

  1. Волошинов Д.В., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой СПбГУТ, Санкт-Петербург.

«Опыт и перспективы применения новой информационной технологи предоставления геометрических знаний».

  1. Щеглов Г.А., д-р техн. наук, профессор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва.

«Инженерная графика в эпоху Индустрии 4.0».

  1. Вышнепольский В.И., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой РТУ МИРЭА, Москва.

«Учебная нагрузка кафедр инженерной графики на современном этапе».

  1. Моисеева О.А., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой,

Бакулина И.Р., канд. техн. наук, доцент ПГТУ, Йошкар-Ола.

«Опыт проведения лабораторных работ по инженерной графике в условиях дистанционного обучения».

  1. Громов В.В., канд. техн. наук, доцент СПбГУТ, Санкт-Петербург.

«Разногласия в стандартах России и причины их возникновения».

  1. Пичкалева О.А., канд. техн. наук, доцент,

Шахова А.Б., старший преп. ПНИПУ, Пермь.

«Опыт реализации рабочей программы дисциплины «Инженерная геометрия и компьютерная графика» в условиях пандемии».

  1. Иващенко А.В., канд. техн. наук, доцент,

Ваванов Д.А., ассистент, НИУ МГСУ, Москва.

«Использование поверхности гиперболоидов в архитектуре и технике».

 

  1. Милосердов Е.П., канд. техн. наук, доцент, Баранов А.Ю., Горохов Д.И. ИГЭУ им. В.И. Ленина, Иваново.

«Разбиение сферы на равномерные участки».

  1. Беглов И.А., старший преп., РТУ МИРЭА, Москва.

«Квазивращение геометрических объектов, не лежащих в плоскости оси».

  1.  Бойков А.А., старший преп., РТУ МИРЭА, Москва.

«О содержании нового курса для профиля «Картография и геоинформатика».

  1.  Рустамян В.В., старший преп., РТУ МИРЭА, Москва.

«Свойства косой симметрии».

  1.  Бойков А.А., старший преп., РТУ МИРЭА, Москва.

«О графическом способе решения задач на примере расчета простого электрического контура».

  1.  Ефремов А.В., преподаватель, Игонина А.А., РТУ МИРЭА, Москва.

«Анализ движения точки, жестко привязанной к моноширинному телу, вращающемуся в заданной рамке».

Список литературы

1. Беглов И.А. Математическое описание метода вращения точки вокруг криволинейной оси второго порядка [Текст] / И.А. Беглов, В.В. Рустамян, И.В. Антонова // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - №4. - С. 39-46. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c21f6 e832b4d2.25216268.

2. Волошинов Д.В. Визуально-графическое проектирование единой конструктивной модели для решения аналогов задачи Аполлония с учетом мнимых геометрических образов // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 23-46. - DOI: 10.12737/ article_5b559c70becf44.21848537.

3. Вышнепольский В.И. Всероссийский студенческий конкурс «Инновационные разработки» [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.С. Кадыкова, Н.И. Прокопов // Геометрия и графика. - 2016. -Т. 4. - № 4. - С. 69-86. - DOI:https://doi.org/10.12737/22845.

4. Вышнепольский В.И. Геометрические места точек, равноотстоящих от двух заданных геометрических фигур. часть 1 [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков, Е.В. Заварихина // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 3. - С. 21-35. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_59bfa3beb72932.73328568.

5. Вышнепольский В.И. Геометрические места точек, равноотстоящих от двух заданных геометрических фигур. часть 2: геометрические места точек, равноудаленных от точки и конической поверхности [Текст] / В.И. Вышнепольский, Е.В. Заварихина, О.Л. Даллакян // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 15-23. - DOI: 10.12737/ article_5a17f9503d6f40.18070994.

6. Вышнепольский В.И. Геометрические места точек, равноотстоящих от двух заданных геометрических фигур. часть 3 [Текст] / В.И. Вышнепольский, К.А. Киршанов, К.Т. Егиазарян // Геометрия и графика. - 2018. -Т. 6. - №4. - С. 3-19. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c21f207bfd6e4.78537377.

7. Жихарев Л.А. Фрактальные размерности [Текст] / Л.А. Жихарев // Геометрия и графика. - 2018. -Т. 6. - №3. - С. 33-48. - DOI: 10.12737/ article_5bc45918192362.77856682.

8. Сальков Н.А. Геометрическая составляющая технических инноваций [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2018. -Т. 6. - №2. - С. 85-93. - DOI: 10.12737/ article_5b55a5163fa053.07622109.

9. Сальков Н.А. О ежегодной интернет-конференции в Перми [Текст] / Н.А. Сальков // Журнал естественнонаучных исследований. - 2017. -Т. 2. - № 2. - С. 1-9.

Войти или Создать
* Забыли пароль?