ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ − ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА УНИВЕРСИТЕТА АРКТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Университет Арктики – международная сеть, объединяющая научный и образовательный потенциал более 200 высших и средне специальных учебных заведений и организаций, расположенных в арктических и неарктических странах. В статье анализируется роль Университета Арктики в развитии международного научного сотрудничества в Арктическом регионе. Отмечается, что взаимодействие членов Университета Арктики с научно-образовательными центрами арктических регионов позволит использовать опыт и компетенции российских и зарубежных учебных заведений и организаций для развития АЗРФ. Немаловажное значение имеет для регионов российской Арктики использование опыта членов Арктического университета по развитию экспорта медицинских и образовательных услуг. Особое внимание уделяется роли Северо-Восточного федерального университета в международной сети.

Ключевые слова:
Университет Арктики, тематические сети, СВФУ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Структура Университета Арктики

В 1998 г. Ассоциация циркумполярных университетов (CUA) подготовила Концепцию Университета Арктики [1] − международной сети университетов, которая была представлена в Арктическом совете и утверждена в рамках министерской встречи Арктического совета в г. Икалуит, Канада. Декларация Арктического совета объявила о «создании Университета Арктики, университета без стен…» [2]. В настоящее время Университет Арктики является наблюдателем в Арктическом совете.

Высшим руководящим органом Университета Арктики является Правление, которое несет общую ответственность за стратегическое развитие Университета Арктики и определение основных приоритетов, включая финансы и назначение должностей. Правление Университета Арктики состоит из избранных лиц, каждый из которых выступает в своем лице от имени Университета Арктики. Также в состав Правления входят представители от студенчества.

Структурные и организационные решения, в том числе о принятии новых членов, принимаются в рамках Ассамблеи Университета Арктики, которая проводится раз в два года. На 22-м заседании члены Совета (ныне Ассамблеи) поддержали предложение о трансформации Университета Арктики в международную организацию со статусом юридического лица согласно требованиям Закона Финляндии «Об ассоциациях», утвердив один из основополагающих документов − Конституцию, разработанную финским министром Лаури Тарасти. В результате и в соответствии с новой Конституцией Университета Арктики с 1 января 2020 г. собрание членов Университета Арктики стало Ассамблеей Университета Арктики (ранее Совет Университета Арктики) [3]. Из учредительных документов, кроме Конституции, Университет Арктики имеет также Устав. Устав является документом, регулирующим деятельность Университета Арктики.

Основным научным мероприятием Университета Арктики является Конгресс Университета Арктики, который проводится в рамках программы председательства в Арктическом совете раз в два года. Так, встреча Конгресса Университета Арктики 2020 г. должна была состояться в рамках международного форума «Арктический круг» в Рейкьявике, Исландия, однако из-за пандемии коронавируса была перенесена на 2021 г. Конгресс Арктики в рамках председательства России в Арктическом совете пройдет на базе МГУ им. Ломоносова в 2022 г.

Конгресс Университета Арктики включает как встречи и заседания, так и научную конференцию. Конгресс Университета Арктики собирает руководителей учреждений, представителей коренных народов, учёных, исследователей и студентов со всего циркумполярного Севера и не только. Конгресс предоставляет членам Университета Арктики отличную возможность для взаимодействия и развития сотрудничества в области циркумполярной науки и высшего образования. Являясь частью программы председательства в Арктическом совете, Конгресс стремится освещать темы и приоритеты программы, продвигать арктическую повестку дня, создавая и укрепляя сотрудничество, обеспечивающее новые находки и решения для будущего Арктики.

Университет Арктики осуществляет программу мобильности North2north (n2n), в которой участвуют более 80 членов сети. Каждым вузом, участвующим в программе, назначается координатор программы, в обязанности которого входит информирование студентов своего вуза, проведение собеседований и составление рекомендаций к рассмотрению кандидатур на участие в программе мобильности. В некоторых арктических странах есть национальные агентства, финансирующие обмены по программе n2n, а в некоторых нет. В некоторых странах есть национальное финансирование также для въезжающих студентов из некоторых других арктических стран.

 

Тематические сети Университета Арктики

Одним из основных направлений деятельности Университета Арктики является взаимодействие в рамках тематических сетей УАрктики (ТС УАрктики). Тематические сети Университета Арктики – это междисциплинарные объединения ученых и специалистов для совместной исследовательской работы и / или разработки сетевых образовательных программ. Каждая сеть является международной и включает в себя представителей из основных субрегионов Арктики – России, Северной Европы и Северной Америки.

Организация деятельности в формате ТС УАрктики способствует интернационализации, налаживанию партнёрских научных исследований и совместных образовательных программ. Сотрудничество в области исследований ведется на базе университетов, в основном в рамках тематических сетей, их работа координируется лидерами сетей, кроме того, многие тематические сети достаточно плотно работают с некоторыми рабочими группами Арктического совета и другими организациями. На данный момент существует более 50 тематических сетей, каждая из которых является независимой в выборе исследовательского направления.

26 февраля 2020 г. в г. Копенгаген, Дания прошло очередное заседание Ассамблеи Университета Арктики, в рамках которого были утверждены новые члены Университета Арктики как арктических, так и не арктических стран, члены правления Университета Арктики, представители от студенчества, а также восемь новых тематических сетей Университета Арктики, две их которых находятся под руководством Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Первая − это «Адаптация человека с меняющейся Арктике», лидером которой является Анатолий Жожиков, заведующий кафедрой ЮНЕСКО, СВФУ. Вторая – «СОЗ и химические вещества, вызывающие опасение в азиатской Арктике», под руководством профессора Харбинского политехнического университета Ли Ифань и ректора СВФУ, Анатолия Николаева.

Целью новой тематической сети «Адаптация человека в меняющейся Арктике» является изучение традиционных, местных и научных знаний для разработки научно обоснованных адаптационных решений для коренного населения Арктики. Кроме того, эта тематическая сеть будет тесно связана с проектом кафедры ЮНЕСКО «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Севера в киберпространстве». Кафедра ЮНЕСКО работает над этим проектом с 2011 г. Целью этого проекта является восстановление, поддержание и развитие языкового и культурного разнообразия коренных народов Арктики с использованием цифровых средств массовой информации и создание многокультурной коммуникационной среды на глобальной информационной платформе.

Тематическая сеть «Стойкие органические загрязнители и потенциально опасные химические вещества в азиатской части Арктики» была создана с целью объединить экспертов из различных дисциплин и трех основных северных регионов для совместных исследований по отбору и обработке проб, химическим измерениям и анализу данных, совместным исследовательским семинарам / конференциям / публикациям, скоординированному вкладу в деятельность международных рабочих групп и т.д.

 

 

Новые возможности участия для членов Университета Арктики в реализации национальных и федеральных проектов

В настоящее время в России в соответствии с Указом Президента России № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется целый ряд федеральных (ФП) и национальных проектов (ФП). Так, в рамках ФП «Развитие научной и научно-производственной кооперации» НП Наука в Арктической зоне России создаются и действуют уже четыре научно-образовательных центра (НОЦ). Это НОЦы [4]:

 − Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (САФУ);

− НОЦ «Север» (учреждения Академии наук Якутии, Якутский научный центр Сибирского отделения РАН и Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ);

− НОЦ Заполярного Арктического Научно-образовательного центра Мурманской области;

− Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ мирового уровня.

По мнению авторов, все арктические страны сталкиваются с однотипными проблемами освоения Арктики, поэтому развитие международного научного взаимодействия на данной территории неизбежно и, тем самым, приведет к  интегрированию АЗРФ в глобальные мирохозяйственные связи. Взаимодействие членов Университета Арктики данными НОЦ, или их участниками позволит создавать совместные межрегиональные и международные инновационные разработки для устойчивого развития АЗРФ, а деятельность научно-образовательных центров (НОЦ) станет механизмом совместного решения важнейших задач и достижения глобальных целей по устойчивому развитию Арктики.

Еще одно новое, реальное направление взаимодействия членов Университета Арктики и регионов АЗРВ − это развитие  в Арктике медицинского туризма. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» является составной частью НП «Здравоохранение» [5]. Арктические регионы могут активно использовать выдающиеся лечебные, оздоровительные свойства своего растительного и животного сырья. В частности, это уже сделано в РС(Я). Так, Институтом биологических проблем криолитозоны − обособленное научное учреждение в составе ФИЦ «Якутский научный центр Сибирского отделения РАН» − разработана целая линейка препаратов из сырья животного и растительного происхождения.  При   создании соответствующей инфраструктуры для клиентов, разработке программ оздоровления и хорошем маркетинге это привлечет тысячи туристов из Азии и Европы. И, конечно, в этой деятельности возможно использование опыта членов Университета Арктики. Еще одна сфера динамичного и позитивного взаимодействия – это образовательный туризм. Федеральный проект «Экспорт образования» является составной частью национального проекта «Образование» [6] и должен повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан. Обучение иностранных граждан в ВУЗах и колледжах  АЗРФ по арктическим компетенциям, вызовет у них несомненный интерес. Опыт России, Якутии тут уникален, практика студентов проходить будет в Арктике. Необходимы только современные программы обучения, согласованные с зарубежным заказчиком, и грамотный маркетинг. И без сомнения это можно развивать и в РС(Я), ЧАО, НАО и т.д. Эти программы привлекут студентов из стран Азии (Корея, Индия, Китай, Сингапур, Малайзия, Индонезия и т.д.), которые активно проявляют интерес к Арктике.

 

СВФУ в Университете Арктики

Стоит подчеркнуть ключевую роль СВФУ в работе Университета Арктики. С 2006 г. Управление международных связей вуза руководит Российским информационным центром и координирует русскоязычную версию сайта uarctic.org. Кроме того, в задачи центра входит освещение мероприятий и деятельности российских партнеров на англоязычном портале, информирование российских партнеров о мероприятиях и деятельности Университета Арктики, информационная поддержка российских партнеров в рамках деятельности Университета Арктики.

По просьбе президента Университета Арктики Ларса Куллеруда, в 2016 г. СВФУ возглавил работу по созданию фонда целевого капитала Университета Арктики. Фонд целевого капитала Университета Арктики объединит ведущие вузы и крупные компании России. В основных задачах Фонда – поддержание инициатив и проектов университетской сети, проводимых на территории страны. Таким образом, с момента создания международного форума «Северный форум по устойчивому развитию», проводимого ежегодно на базе СВФУ в г. Якутске, Фонд финансово поддерживает данный проект. Кроме этого, в числе приоритетных проектов Фонда – проведение международных Арктических летней и зимней школ на базе Северо-Восточного федерального университета.

СВФУ старается развивать публикационную активность в области Арктики. Согласно Рейтингу российских вузов по публикациям в области Арктики с 2006 по 2015 г., составленному Университетом Арктики, СВФУ занял первое место в рейтинге публикаций в области Арктики, входящих в РИНЦ [4]. Количество публикаций по арктическим исследованиям, проведенным российскими учеными, значительно увеличилось за последние пятнадцать лет, как в международных, так и в российских журналах. В целом возрос процент научных публикаций по арктическим исследованиям за указанный период в российских журналах. В 2006−2015 гг. общий научный объем исследований по Арктике в российских журналах (РИНЦ) был в пять раз выше, чем в международных журналах (Scopus).

Всего вуз участвует в 19 тематических международных сетях, 4 из которых возглавляет. 28 сентября 2020 г. в рамках второго Северного форума по устойчивому развитию состоялась образовательная сессия «Тематические сети Университета Арктики: взаимодействие Севера и Азии», организованная кафедрой Североведения СВФУ. Модераторами выступили директор тематических сетей Университета Арктики Кирси Латола и первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Присяжный М.Ю. [5].

Присяжный М.Ю. обозначил формат образовательной сессии как одну из возможностей понимания Севера и Арктики, вовлеченности всех заинтересованных лиц в деятельность Университета Арктики. Также представил информацию об участии членов Университета Арктики, работающих на территории Республики Саха (Якутия), в деятельности тематических сетей.

В мероприятии приняли участие руководители тематических сетей «Arctic Lingua» − Винокурова А.А., «Образ мира коренных народов Севера» − Заморщикова Л.С., «Добывающая промышленность в Арктике» − Флориан Штаммлер, «Традиционные трудовые навыки Арктики» − представитель сети, Директор Арктического колледжа народов Севера из Черского Антипина Е.Е., «Стойкие органические загрязнители и потенциально опасные химические вещества в азиатской части Арктики» − Ифань Ли. Также представили свои материалы другие лидеры тематических сетей: Кейнджи Йошикава («Вечная Мерзлота»), Эйлин Эспириту («Арктика в Азии и Азия в Артике»), Барри Коста-Пьерс («Океанические пищевые системы»). Руководители показали цели, задачи, формы работы и взаимодействия в рамках тематических сетей. Встреча прошла на двух языках – русском и английском.

 

Заключение

Университет Арктики сегодня объединяет более 200 университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и других организаций из арктических и неарктических стран, вносящих вклад в развитие образования и науки на Севере.

Университет Арктики строит и укрепляет коллективные ресурсы и совместную инфраструктуру, которая позволяет организациям-членам лучше удовлетворять собственные интересы и интересы своих регионов. Благодаря сотрудничеству в области образования, исследований и информационно-пропагандистской деятельности Университет Арктики укрепляет человеческий потенциал на Севере, поощряет жизнеспособные сообщества и устойчивую экономику, и создает глобальные партнерства.

 

Список литературы

1. Arctic Council. The Arctic Council Iqaluit 1998 Ministerial Meeting. Documentation // [Электронный ресурс] - URL: http://library.arcticportal.org/1269/1/The_Iqaluit_Declaration.pdf (Дата обращения 10.11.2020).

2. A university of the Arctic: Turning Concept into reality. // [Электронный ресурс] - URL: https://www.uarctic.org/media/1478100/genpub01q8ezs.pdf (Дата обращения 10.11.2020).

3. UArctic legal entity - General FAQ. [Электронный ресурс] - URL: https://members.uarctic.org/media/1599954/item-6_uarctic-legal-entity-general-faq.pdf (Дата обращения 10.11.2020).

4. Подопросветова Н.И., Воротников А.М. Перспективы формирования и развития кадрового потенциала в Арктике Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. − 2020. − № 2. − С. 69−77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42898331

5. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» [Электронный ресурс] - URL : https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm

6. Экспорт образования [Электронный ресурс] - URL : https://futurerussia.gov.ru/eksport-obrazovania

7. СФУР: эксперты СВФУ познакомили участников форума с деятельностью вуза в рамках тематических сетей. 28.09.2020. // [Электронный ресурс]. − URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=143571 (Дата обращения 10.11.2020).

8. Moskaleva, О.V.; Osipov, I.A. Arctic Research Publications. Scholarly Output Trends Using the Russian Index of Scientific Citations. A Working Paper. September 2016.

Войти или Создать
* Забыли пароль?