В статье рассмотрена проблема развития предпринимательского университета в России. Приведены и проанализированы различные статистические данные, которые отражают результативность использования такой методики.
предпринимательский университет; коммерциализация; лицензирование.
Что такое предпринимательский вуз: актуальность и перспективы
В настоящее время экономическое развитие общества обусловлено наличием ресурсов и умением эффективно их использовать. Если рассматривать эти факторы в микроэкономическом масштабе, то становится ясно, что прибыльность любого предприятия или фирмы зависит от рациональности использования имеющихся средств. Рациональность заключается в том, что каждая фирма, функционирующая в рыночных условиях, пытается оптимизировать свою деятельность таким образом, чтобы при минимальных затратах достичь максимального результата. В условиях ограниченности потребляемых ресурсов технологии во многом определяют степень успешности экономического развития. В связи с этим актуальной становится концепция коммерциализации знаний.
В России источником передовых технологий выступают различные исследовательские институты и высшие учебные заведения. Однако сейчас лишь немногие университеты смогли построить адекватную связь с бизнесом. Таким образом, актуальной становится проблема повышения предпринимательской активности вузов. Современная парадигма экономики, основанная на новых передовых технологиях, предполагает появление университетов нового предпринимательского типа, которые видят свое будущее в тесной работе с промышленным производством, инновационным бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсон дал оптимальное определение предпринимательства: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов». Суть внедрения этого понятия в сферу высшего образования, и, как результат, создание предпринимательского университета, предполагает трансформацию высшего учебного заведения в источник технологий и знаний, которые при реализации на практике приносили бы доход обществу и вузу.
Одним из основоположников данной теории стал Б. Кларк, который в книге “Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation” называет основные характеристики предпринимательского университета: коммерциализация генерации и распространения идей, а также гибкость организационной структуры и направленность на стратегическое взаимодействие с внешней средой. Важным фактором Кларк считает отношение преподавательского и административного состава такого университета к коммерциализации — они не должны видеть в ней опасности для академических традиций и качества образования [5].
1. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
2. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. http://www.minfin.ru/ru/
3. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. - М.: Народное образование, 2005.
4. Рубин Ю.Б. Предпринимательские университеты в инновационной экономике. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.
5. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issuesin Higher Education. New York: Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities, 1998.
6. Henry Etzkowitz. The Triple Helix. Routledge, 2008.
7. Исследования Association of University Technology Managers (AUTM) за 2009, 2010, 2011 гг.
8. Романова В.В., Рудник Б.Л., Мацкевич А В. Показатели бюджетных расходов по отраслям социально-культурной сферы (консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, федеральный бюджет) / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
9. У Минфина не хватает денег на «Сколково» // РБК. 03 августа 2012 г. URL: http://top.rbc.ru economics/03/08/2012/662944.shtml
10. Первые студенты Сколтеха приступили к занятиям // РБК. 06 августа 2012 г. URL: http://top.rbc.ru/economics/06/08/2012/663315.shtml