Россия
В статье представлены практико-ориентированные задания по теме «Налоги», разработанные с учетом требований ФГОС по предмету «Обществознание», международных программ оценки образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста PISA (Programme for Internetional Student Assessment). Результаты международного исследования PISA оценивают функциональную грамотность обучающихся, включающую способность использовать знания, умения и опыт для решения жизненных задач в личностно и социально значимых ситуациях. При разработке заданий авторы ориентировались на российское законодательство в сфере налогообложения и трудовое законодательство. В текстах заданий используются такие экономические понятия, как «начисленная заработная плата», «заработная плата после уплаты налога (на руки)», «оклад», «пенсия», «стипендия», «алименты». Задания могут использоваться учителями на уроках обществознания, экономики, математики и занятиях по финансовой грамотности.
финансовая грамотность школьников, практико-ориентированные задания, дидактические материалы, налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), подоходный налог, налог на профессиональный доход
1. Единый государственный экзамен по обществознанию. ФГНБУ «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс]. URL: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9 (дата обращения: 20.06.2020).
2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию [Электронный ресурс] // Педагогические измерения. 2019. № 4. С. 3-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41467679 (дата обращения: 14.06.2020).
3. Кочурова Е.Э., Романова М.Ю. Пути повышения финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы // Начальное образование. 2019. Т. 7. № 4. С. 17-21.
4. Кочурова Е.Э., Романова М.Ю. Пути повышения финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы // Начальное образование. 2019. № 5 (94). С. 28-33.
5. Налог на профессиональный доход. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. URL: npd.nalog.ru (дата обращения: 10.06.2020).
6. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Утверждены Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. № 590/219 [Электронный ресурс]. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://rdocs3.kodeks.ru/document/554691568 (дата обращения: 05.06.2020).
7. Романова М.Ю., Французова О.А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в процессе изучения предмета «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 2. С. 75-80.
8. Самохина А.К. Модель финансовой грамотности // Директор школы. 2017. Т. 2. № 2017. С. 50-57.