Россия
BISAC SOC050000 Social Classes & Economic Disparity
Тенденции роста численности учеников, повышения учебной нагрузки учителя, а также характеристики возрастной структуры рабочей силы учителей свидетельствуют о серьезности проблемы дефицита учителей в Московской области. Очевидно, что привлечение и закрепление выпускников педагогических вузов в системе образования крайне важно для региона. В данной статье представлены результаты качественного исследования процесса адаптации молодых учителей, проработавших на момент исследования от нескольких месяцев до четырех с половиной лет в школах области, в ходе которого были изучены вопросы их взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями, проанализированы учебная нагрузка и заработная плата молодых педагогов, а также самими респондентами была проведена оценка вузовской подготовки с точки зрения использования полученных знаний и навыков в их трудовой деятельности. На основе анализа результатов исследования были сделаны выводы о возможностях совершенствования механизмов адаптации молодых учителей в школах области.
молодые учителя, адаптация, система образования, регион, дефицит кадров
1. Анализ состояния муниципальных образовательных систем Московской области: сборник статистических аналитических материалов: в 3ч. Ч. 1 / под ред. В.Ф. Солдатова, А.В. Фирсовой, Е.В. Фоминой. - АСОУ, 2018.
2. Андрущенко Т.Ю. и др. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 1-16.
3. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1. - С. 56-69.
4. Зембицкая М.В. Поддержка молодых учителей как приоритет кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 5-2. - С. 124-128.
5. Ильина Н.Ф., Логинова Н.Ф. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 202-230.
6. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Хуснутдинова М.Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С.133-159
7. Матвеева Н.А. Качество педагогического образования в оценках молодых учителей и администрации школы // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С.107-109
8. Постановление Правительства МО от 27.12.2013 № 1186/58 (ред. от 30.12.2020) «Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Московской области»
9. Прохорова И.К. Актуальные проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 1 (23). - С.130-138
10. Черникова Е.Г., Рослякова С.В. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С.107-112.