Формирование профессионально важных качеств курсантов €� судоводителей в процессе обучения на тренажере
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки курсантов – судоводителей, проходящих обучение на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии. Целью исследования является изучение особенностей формирования произвольного внимания и эмоциональной устойчивости как важнейших профессионально важных качеств оператора. С целью проверки выдвинутой гипотезы были применены методики: «Красно-черная таблица Горбова - Шульте», «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина» («STAI»). Изучение профессионально важных качеств судоводителя представляется важным в оценке его эффективности в профессиональной деятельности, с точки зрения его адаптации, становления и роста как специалиста, а также в вопросах выгорания на рабочем месте. По результатам анализа до и после прохождения программы обучения на тренажере приведена оценка произвольного внимания и эмоциональной устойчивости (через характеристику тревожности) у респондентов. Получены данные, подтверждающие влияние тренажерной подготовки на формирование профессионально важных качеств судоводителей: отмечается снижение реактивной тревожности; опыт практической подготовки в море имеет отрицательную корреляционную связь с количеством ошибок, допускаемых курсантами при выполнении заданий на внимание.

Ключевые слова:
профессиональное обучение, тренажерная подготовка, профессионально важные качества, характеристики внимания, эмоциональная устойчивость, курсанты-судоводители
Текст

Введение

Важной особенностью операторского труда является работа с большим объемом информации, исходящей от управляемого объекта и внешней среды. Применимо к труду оператора на морском транспорте такую информацию дают множество приборов: радиолокационный радар, эхолот, оборудование связи, автоматические идентификационные системы, глобальные системы позиционирования, электронные картографические системы и т.д. От судоводителя, выполняющего сенсомоторные задачи профессиональной деятельности, требуется умение быстро считывать, обобщать и обрабатывать показания приборов. На основании информационной модели полученные данные переносятся на реальную действительность, что означает создание в сознании оператора внутренней, концептуальной модели об управляемом объекте и окружающей среде. Данная крайне сложная психическая деятельность требует эмоциональной устойчивости и концентрации внимания специалиста.

Значимость формирования таких профессионально важных качеств судоводителя как эмоциональная устойчивость и произвольное внимание раскрывается в оценке основных показателей работы системы человек–техника с точки зрения роли оператора: быстродействие (скорость приема и реакции на сигнал), своевременность решения задачи, безошибочность действий.

Особенности внимания и эмоциональной устойчивости судоводителя также проявляются через особенности труда оператора в современных условиях: регулярно повышающийся уровень технической оснащенности судна, удаленность субъекта от управляемого объекта с одной стороны (опосредованное управление, необходимость работы с декодированной информацией) и важность непосредственного наблюдения с другой, растущая скорость и сложность производственных процессов, экстремальность условий труда предъявляют требования, прежде всего, к эмоциональной устойчивости и работе психических процессов.   

Важнейшими профессионально важными качествами (далее ПВК) судоводителей являются произвольное внимание и эмоциональная устойчивость, определяющаяся в том числе через характеристики тревожности субъекта [5].

По утверждению Ф.Д. Горбова тревожность и агрессивность личности - свойства, определяющие поведение в аварийной ситуации [4].

О.Н. Родина говорит о пяти критериях психофизиологической адаптации: состоянии здоровья, настроении, тревожности, степени утомляемости и активности поведения. Следовательно, протекание процессов внимания и уровень тревожности служат индикаторами для оценивания успешности психофизиологической адаптации индивида, в том числе в профессиональной деятельности [5].

Оценка ПВК курсантов – судоводителей, проходящих профессиональную подготовку на тренажере, дает возможность обратиться к вопросам психологического профессионального отбора и профпригодности, психологического сопровождения и коррекции, а также разработать рекомендации к программе тренажерной подготовке по профессиональному становлению будущих морских специалистов.

Целью исследования является изучение особенностей формирования произвольного внимания и эмоциональной устойчивости (через характеристику тревожности) курсантов - судоводителей в процессе профессионального обучения (при обучении на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии и учебной морской практики).

Объект исследования – формирование ПВК в процессе профессионального обучения.

Предмет исследования – произвольное внимание и эмоциональная устойчивость субъектов исследования.

Гипотеза исследования: профессиональное обучение с использованием тренажерной подготовки на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии, а также морская учебная практика влияют на формирование ПВК обучающихся: повышается произвольное внимание, повышается эмоциональная устойчивость – снижается реактивная тревожность.

Профессионально важными качествами в психологической литературе считаются качества субъекта, задействованные в процессе труда и обеспечивающие эффективность его выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения в качестве ПВК могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процес­сов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения (Шадриков В.Д., 1982). Также под ПВК понимаются профессиональные способности и характери­стики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности. [6]

Традиционно профессиональные особенности оператора и его возможности по отно­шению к выполнению конкретной деятельности оценивались по на­бору определенных качеств  [19]. Большинство работ были выполнены применимо к деятельности летчиков. Важное значение отводится таким ПВК, как: скорость и точность ассоциаций, внимание, эмоциональная стабильность, выносливость по отношению к внешним стрессам [10].

В работе «Психоневрологические аспекты труда оператора» Ф.Д. Горбов и В.И. Лебедев, анализируя труд летчиков, говорят о переводе показаний приборов во внутреннее видение и синтезировании их в единый образ, что требует от оператора совершения большого числа сложных преобразований. Летчик при полете по приборам 86 раз переключает внимание с одного прибора на другой за одну минуту, а на некоторых этапах полета интенсивность переключения взора достигает 150 - 200 в одну минуту [4].

Лаборатория психологического сопровождения профессиональной деятельности плавсостава Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова в качестве основных параметров, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность морского специалиста, определила следующие качества:

  • внимания (концентрация, переключаемость, помехоустойчивость);
  • мышления (оперативность, гибкость, скорость переработки информации);
  • коммуникативности (умение работать в команде, конфликтность);
  • индивидуальных характерологических особенностей (способность к прогнозированию, стиль принятия решений, эмоциональные особенности состояния) [12].

С.В. Козик отмечает, что морские специалисты должны обладать следующими ПВК: устойчивым вниманием, стрессоустойчивостью, коммуникативными качествами, готовностью к обучению, постоянством и точностью [9].

Рассматривая причины столкновения судов, автор книги «Столкновение судов и их предупреждение. Новый взгляд», судоводитель по профессии, имеющий большой опыт работы в море, преподаватель, указывает на распространенные ошибки судоводителей: низкую организацию наблюдения, которая превалирует практически во всех случаях столкновений судов; потерю ситуационной осведомленности - точного восприятия фактов и условий, воздействующих в тот или иной момент на судно [11].

Таким образом, большую значимость при выполнении профессиональных задач оператора, особенно в сложных и экстремальных ситуациях, приобретает оптимальное, продуктивное функционирование психики, качество психических процессов, соответствующие трудовой деятельности ПВК. Авторы выделяют различные характеристики внимания, эмоциональная устойчивость рассматривается в ракурсе стрессоустойчивости, выносливости по отношению к стрессам. Важным аспектом эмоциональной устойчивости является тревожность (личностная и реактивная).

Оператор автоматизированных систем должен быть внимателен, уметь совладать с напряжением и тревожностью, что позволит точно и оперативно выполнять профессиональные задачи.

 

Описание модели исследования

В исследовании участвовала группа курсантов 4 курса обучения судоводительского факультета МГУ колледжа им. адм. Г.И. Невельского в количестве 12 человек (возраст 18-21 год, все респонденты имеют опыт практики в море от 5 до 14 мес.)  Курсанты проходили обучение на тренажере NTPRO 5000 (версия 5.30) радиолокационной подготовки и морской электронной картографии (РЛП и МЭК), производителем которого является ЗАО «Транзас морские технологии», по программе: «Использование радиолокационной станции и средств автоматической радиолокационной программы (РЛП и САРП)». Обучение по данной программе и работа с испытуемыми осуществлялась в течение 4-х полноценных занятий. Одно занятие на тренажере занимает не менее 3-х и не более 5-ти часов в день.

Тренажер NTPRO 5000 является программно-аппаратным комплексом, состоящим из специализированного и реального оборудования полнофункциональных навигационных мостиков, работающих под управлением инструкторской станции на базе стандартных персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть [13]. NTPRO 5000 воссоздает сложные навигационные ситуации, включая аварийные, имеющие место в реальной морской практике.

Программа «РЛС и САРП» ориентирована на судоводительский состав и дает слушателям следующие знания и умения:

  • знания принципов радиолокации и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП);
  • умение пользоваться радиолокатором, расшифровывать анализировать полученную информацию;
  • умение выделять факторы, влияющие на работу и точность радиолокатора;
  • навыки настройки индикаторов радиолокатора и обеспечения их работы;
  • обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от моря и т.д., радиолокационных маяков – ответчиков и поисково-спасательных транспондеров;
  • своевременное принятие мер по предотвращению чрезмерного сближения или столкновения с другими судами, в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море с 1972 года, с поправками;
  • подача сигналов при маневрировании в надлежащие время и в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море с 1972 года, с поправками.

 

Методы исследования

С целью проверки выдвинутой гипотезы использовались: метод опроса, диагностический метод и метод статистического анализа данных. Применены следующие диагностические методики: «Красно-черная таблица Горбова - Шульте» («КЧТ») для оценки переключения внимания и «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина» («STAI»). Результаты исследования были обработаны с применением критерия знаков G, U – критерия Манна – Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Все методики применялись в одно и то же время суток (с 12:30 до 15:30), чтобы исключить влияние факторов времени. 1 этап опроса проводился в 1-й день обучения до начала занятия на тренажере, 2-й этап – в 4-й день обучения, после окончания тренажерной подготовки.

 

Результаты

Разделим проведенный опрос на 2 части: исследование 1 (до начала обучения на тренажере) и исследование 2 (после завершения обучения на тренажере).

Данные по скорости переключения внимания и общее количество ошибок по методике «КЧТ», допущенных в исследованиях 1 и 2, были статистически обработаны с помощью G – критерия знаков. В обоих случаях подтвердилась гипотеза H0 - преобладание типичного направление сдвига является случайным (табл. 1).

Табл.1

Применение G - критерия знаков при сравнении показателей скорости переключения внимания и общего количества ошибок, допущенных курсантами, по методике «Красно – черные таблицы Горбова - Шульте» до и после тренажерной подготовки.

 

 

S

(скорость переключения внимания)

М

(общее количество ошибок)

 

Сдвиги

Нулевые

2

1

Положительные

4

3

Отрицательные

6

6

Gэмп.

4

3

Количество обработанных результатов – 10.

 

  Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между двумя признаками – практический опыт работы в море и количество ошибок, допущенных в исследовании 1 (методики «КЧТ») находится в зоне значимости (рэмп. = – 0,67, p <0,05000). Полученный результат говорит о том, что, чем больше практического опыта в реальных условиях труда имеют курсанты, тем меньше ошибок они допускают, выполняя задания на внимание.

В научной среде существует мнение, что все характеристики внимания в большей степени определяются типологическими особенностями нервной системы и, поэтому мало поддаются изменению. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов. Устойчивость внимания определяется силой нервной системы (Л. Б. Ермолаева - Томина). Л.М. Веккер, например, писал о том, что объем внимания по сравнению с распределением, переключением и концентрацией не поддается прямому произвольному регулированию.

Действительно, человеку свойственны определенные характеристики внимания. Вместе с тем, многие ученые отмечают компенсирующее значение мотивации и тренированности в развитии внимания. Л.С. Выготский, вопреки мнению Л.М. Веккера, говорил о возможности произвольного влияния на объем внимания. С его точки зрения, это величина изменяемая, непостоянная, зависящая кроме пола, возраста, индивидуальности и состояния от упражняемости, навыков и опыта.  Но вместе с тем, нужно помнить, что пределы и границы установочных возможностей не безграничны и, исходя из экспериментов В. Вундта, сознание охватывает от 16 до 40 простых впечатлений, а число шесть остается максимумом еще схватываемых вниманием простых содержаний. Напомним, что по Л.М. Веккеру объединенные по критерию операциональной природы переключение внимания вместе с распределением и концентрацией также представляют собой действия, поддающиеся произвольной регуляции.

Соглашаясь с мнениями Л.С. Выготского и Л.М. Веккера, подчеркнем, что произвольная регуляция процессов внимания возможна. В исследовании статистически не подтвердились изменения, приобретенные в ходе обучения на тренажере у данной выборки испытуемых, но установлена взаимосвязь между практическим морским опытом испытуемых и количеством допускаемых ошибок посредством методики, предназначенной для оценки переключения внимания. Учитывая уменьшение количества совершенных ошибок после обучения на тренажере по сравнению с исследованием, проведенным до обучения, с 33-х до 14-ти соответственно, возможно говорить о положительном значении тренировки, повтора процедуры выполнения методики «КЧТ», которая выступает как «тренажер» для развития переключения внимания и его распределения [8].

Тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, но всё же развитие характеристик внимания необходимо и возможно. Эти возможности кроются в формировании аттенционных навыков и в усвоении оптимальной для данной деятельности системы организации внимания [Б.Ф. Ломов, 1984]. Некоторый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.

О подвижности процессов внимания на стадиях обучения, а также о значимости соответствующего уровня произвольного внимания для безаварийной, надежной эксплуатации судовых энергетических установок и ее элементов пишут А.Н. Соболенко и соавторы [15].

А. В. Катаев также уделяет внимание воспитанию аттенционных свойств в труде. Суть которого он видит в нахождении наиболее рациональной системы организации трудовой деятельности (в каждом действии и операции, с учетом всех условий, особенностей оборудования) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения.

По словам Л.С. Выготского рефлекс сосредоточения, изначально как безусловный рефлекс, подлежит воспитанию и перевоспитанию [2]. Допустим, каждый раз обращая внимание субъекта на специфические задания (в тренажере), требующие сосредоточения, экспериментатор дополнительно будет фиксировать внимание испытуемого на значимости и важности результатов эксперимента, вызывая таким образом дополнительное внутренние раздражение. Предположительно, после череды подобных экспериментов, у испытуемых формируется условный рефлекс, который посредством определенных реакций в организме на стимулы, подобные предъявляемым в тренажере, характеризует внутреннее сосредоточение, означающие переживание всей серьезности и важности происходящего.

Ссылаясь на Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.В. Катаева, предполагаем, что на характеристики внимания в процессе обучения могла бы благотворно повлиять составленная преподавателем совместно с психологом программа развития внимания, применимая к выполнению конкретной практической задачи на тренажере. Данная программа должна не просто предъявляться инструктором – преподавателем обучающимся, а быть ими понята, усвоена и осознанна. Разработку такой программы можно построить с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, уделяя преимущественное внимание ориентировке в деятельности, выполняемой по практической тренажерной задаче [3]. Для улучшения показателей переключаемости внимания, в частности, необходимо учитывать пространственно-временную структуру внимания (В. Вундт, Э. Титченер), что в данной программе находило бы отражение в количестве времени, затраченного на смену области (фокуса) внимания при переключении, например, с одного работающего прибора тренажера на другой. В выражении моряков понятие «фокус внимания» отражается, например, в следующем примере: «Несение вахты требует внимания, которое часто сравнивают с лучом фонарика в темной комнате. Направив его на интересующий объект, мы остальное поле зрения погружаем в полный мрак» [11, с.134].

Интересным является характер ошибок, допущенных испытуемыми в исследовании внимания. Так, например, респондент под № 3 путал буквы и указывал в бланке регистрации ответов вместо буквы «з» букву «с», вместо «б» букву «п», «ф» вместо «в» и «к» вместо «г». Учитывая количество повторов сходных ошибок (четыре), можно говорить о наличии особенностей психических процессов исследуемого, которая проявляется как замена одной буквы другой из пар глухих и звонких согласных. Такие ошибки, предположительно, могут относиться к области бессознательного. Так, А.Ю. Агафонов считает, что бессознательное, как и сознание, может допускать ошибки, что также означает, что совершение ошибки готовится заранее, до ее совершения, и предопределено. В этой связи ошибка замены согласных из пар «звонкий-глухой» может быть системной и связанной, например, с речевыми нарушениями. В этом предположении можно опираться на Л.М. Веккера, который говорил: «активно-операциональные аспекты психической деятельности вообще и внимание, в частности, связаны, как показывает весь ход исследований, с речевой деятельностью и речевым регулированием…» [1, с. 590].

При выполнении второго задания в 1-м исследовании, испытуемый № 4 неточно следовал инструкции при выполнении задания: красные числа он отыскивал не в убывающей, а в возрастающей последовательности и заполнял колонку в бланке снизу вверх, что затрудняет для исследователя оценку способности испытуемого к переключению внимания. Может быть, допущенные ошибки явились следствием неразвитости устойчивости внимания, что не давало испытуемому продолжительное время сохранять сосредоточение.

Некоторые респонденты при выполнении задания методики «КЧТ» придерживали пальцами цифры на бланках с таблицами (по комментарию: «чтобы удерживать в памяти очередность и не сбиться»); подписывали цифры, когда задание предполагало фиксирование только букв. Возможно, наблюдаемые явления есть проявления ритмичности в установке (внутренние процессы установки), которая пропадает и возникает вновь или усиливается и ослабевает, когда респондент по-разному воспринимает стимул, восприятие его становится для него, то легче, то труднее.  В моменты снижения внимания испытуемые как бы пытались упорядочить новые стимулы, создать систему для того, чтобы облегчить восприятие. Используя терминологию Л.С. Выготского, «мы воспринимаем мир не в его расчлененном, хаотическом виде, но как связанное и ритмическое целое, объединяя более мелкие элементы в группы, группы в новые, большие образования» [2, с. 165]. В данном случае испытуемые объединяли цифры десятками или цифры объединяли с буквами. Также, такое «помогающее поведение» можно связать с чувством ответственности за результат выполняемого задания, желанием не ошибиться.

Случаи, когда некоторые задания методики «КЧТ» не были выполнены, или была нарушена инструкция выполнения, обращают внимание как результаты, требующие дополнительного рассмотрения: уточнения причин невыполнения, возможно, работы, направленной на коррекцию процессов сознательного внимания.

На основе данных, полученных по реактивной и личностной тревожности испытуемых, возможно говорить об уровне их эмоциональной устойчивости.

Применение методов математической статистики – U–критерий для выявления различий в уровне исследуемых признаков (реактивной и личностной тревожности), обнаружены значимые различия между показателями реактивной тревожности (РТ) у курсантов в 1-м и 2-м исследованиях, Uэмп. <Uкр.0,05, Uэмп. = 41 [14] (табл. 2). Данный критерий преимущественно используется для оценки различий в независимых выборках, но может быть использован и в зависимых выборках, при условии, что экспериментатор предполагает наличие различий, а использование критерия для связных выборок, в нашем случае критерия знаков - G , не дало результата [7]. Таким образом, принимается гипотеза H1 – уровень признака РТ в группе 2 (после завершения обучения) ниже уровня признака в группе 1 (до обучения на тренажере).

табл. 2

Применение U - критерия Манна – Уитни при сравнении показателей реактивной тревожности в выборке курсантов до и после обучения на тренажере  

 

 

Ранг (R)

Значения реактивной тревожности в выборке курсантов "до" и "после" обучения на тренажере

Эксперментальные данные, полученные до обучения на тренажере, отмечены обычным шрифтом;

эксперментальные данные, полученные после обучения на тренажере, – жирным курсивом.

Количество испытуемых – 12 чел.

1

 

25

 

2,5

26

26

 

4

27

 

 

5

 

28

 

6

 

29

 

8

30

30

30

10

 

31

 

11

34

 

 

12,5

35

35

 

14,5

36

36

 

16

37

 

 

17,5

38

38

 

19,5

39

39

 

21

40

 

 

22

43

 

 

23

46

 

 

24

 

53

 

Сумма рангов

300

181

119

 

 

Такж  е были подвергнуты статистической обработке данные по личностной тревожности (ЛТ), что не привело к результату, в котором могла бы быть принята гипотеза H1 (табл. 3).

 

Табл.3

Применение G - критерия знаков при сравнении показателей тревожности

 

 

РТ

(реактивная тревожность)

ЛТ

(личностная тревожность)

 

Сдвиги

Нулевые

0

1

Положительные

4

4

Отрицательные

8

7

Gэмп.

4

4

Количество обработанных результатов – 12.

 

   

 

По результатам методики «STAI» низкий уровень реактивной тревожности у некоторых респондентов говорит о том, что ситуация в 1-м и/или 2-м исследовании испытуемыми воспринималась как преодолимая. Достаточная внутренняя расслабленность позволяет осуществлять деятельность, требующую длительной концентрации внимания. При среднем уровне РТ для человека ситуация выглядит как значимая, но он контролирует свои переживания. Возможно, нарушение эмоционального равновесия, потеря баланса между состоянием «рабочей тревожности», которая позволяет оптимизировать ресурсы организма и настроиться на работу, и сильными эмоциями, которые затрудняют личностный самоконтроль, и стало причиной допущенных ошибок в третьем задании методики «КЧТ».

Также встречались испытуемые с высоким уровнем реактивной или личностной тревожности. В статье О.В. Стрелковой «Психологические аспекты профессиональной деятельности моряков» автор говорит о судовых специалистах (судоводителях и судомеханиках) отличающихся повышенной тревожностью, как о группе риска. Они пытаются избегать ответственных заданий, в критических ситуациях предрасположены к панике, личностная тревожность, провоцируя высокую ситуативную тревожность, может стать причиной неверной реакции на ситуацию [18]. Респонденты, о которых идет речь, требует дополнительного внимания с точки зрения профессиональной пригодности.

Снижение уровня реактивной тревожности в выборке курсантов, подтвержденное статистически, скорее всего, связано с тем, что в их эмоциональном опыте ситуация участия в таком исследовании уже встречалась. Кроме того, многие из них знали, что ранее им уже удалось справиться с заданиями (благодаря обратной связи), поэтому повторение процедуры исследования не вызывало волнения и беспокойства. Приобретенный опыт тренажерной подготовки позволил снизить реактивную тревожность и, вероятно, почувствовать себя увереннее в выполнении профессиональных задач.

 

Выводы по исследованию

Итак, в данной работе рассматриваются некоторые ПВК курсантов – судоводителей – особенности внимания и эмоциональная устойчивость.

Гипотеза, поставленная в исследовании, подтвердилась. На основе количественной и качественной обработки данных исследования можно говорить о том, что имеются данные, свидетельствующие, что профессиональное обучение, в частности тренажерная подготовка на тренажере РЛП и МЭК, влияет на формирование ПВК обучающихся -  снижается реактивная тревожность (повышается эмоциональная устойчивость) в выборке обучающихся курсантов. Профессиональное обучение – морская учебная практика (практический опыт, приобретенный курсантами в море) отрицательно связан с количеством ошибок, допускаемых при выполнении заданий методики «КЧТ», т.е. профессиональная деятельность накладывает отпечаток на формирование внимания, являясь, таким образом, «естественным» тренажером.

Успешность решения любой трудной задачи, в том числе профессиональной, зависит от когнитивных стратегий субъекта, т.е. его способностей управления вниманием, запоминанием, воспоминанием и мышлением, от его личного репертуара овладением стрессом [17]. Задания на внимание можно рассмотреть, как прототип учебной или профессиональной задачи, охарактеризовать способность субъекта управлять вниманием и контролировать напряжение и тревожность – способность к самоконтролю. Эмоциональная устойчивость - важное свойство, определяющее поведение в аварийной ситуации. Оценивая внимание, можно говорить о степени утомляемости субъекта и о характере его психофизиологической адаптации. С этих позиций, оценивая индивидуальные результаты респондентов по особенностям переключения внимания и тревожности, можно рассматривать вопросы профессионального отбора и профпригодности, психологического сопровождения и коррекции. Данное исследование указывает на особенности врабатываемости будущих морских специалистов.

При овладении новым видом деятельности (в данном случае тренажерная подготовка курсантов) всегда происходит перестройка системы организации внимания. Для этого человек должен изучить программу подготовки, убедиться в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овладеть ею в процессе практического обучения. Разработанная в дальнейшем преподавателем и психологом программа организации внимания могла бы направить, упорядочить и организовать такую перестройку, преобразуя процесс обучения.

Список литературы

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер; Под общ.ред. А.В. Либина. - Москва: Смысл, 1998. 679 с.

2. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. - М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - С. 272-317.

4. Горбов Ф.Д. Психоневрологические аспекты труда операторов [Текст] / Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев. - Москва: Медицина, 1975. 207 с.

5. Данченко С.А. Профессиографирование морских профессий (на примере судового электромеханика) [Текст]: монография / С.А. Данченко, О.А. Власенко. - Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2012. 116 с.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 c.

7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов - 2-е изд. испр. - М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 2003. 336 с.

8. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. C. 32-34.

9. Козик С.В. Профессионально важные качества судоводителя и их формирование: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГУВК, 2013. 134 с.

10. Леонова А.Б., Чернышева O.H. Психология труда и организацион-ная психология: современное состояние и перспективы (хрестоматия), М.: «Радакс», 1995, 448 с, ил.

11. Мотрич В.Н. Столкновение судов и их предупреждение. Новый взгляд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2017. 352 с.

12. Панков И. И. Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков/ И.И. Панков, А.П. Смягликова, В.Н. Окунев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2015. - №4(32). C. 235-237. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2015-7-4-235-237.

13. Руководство. Navi-trainer 5000 (версия: 5.30). Навигационный мостик. Дата выпуска: Январь 2013. TRANSASMIPLtd.

14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.

15. Соболенко А.Н., Корнейчук Ю.А., Глазюк Д.К. Обобщение опыта эксплуатации тренажеров машинного отделения морского судна // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2016. - №2 (май). С. 59-69.

16. Сокольская М.В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект): монография / М.В. Сокольская. Хабаровск, 2007. 223 с.

17. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. 360 с.

18. Стрелкова О.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности моряков. 2005 г. URL:http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/b70/fweoobiwizdgfixagb.pdf(дата обращения 30. 11.2016).

19. Cooper C.L., Robertson I.T. International review of industrial and organizational psychology. Copyrigh, 2003. Vol. 18. 297 p.

Рецензии
1. Формирование профессионально важных качеств курсантов – судоводителей в процессе обучения на тренажере Авторы: Скляренко Инна Сергеевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?