Россия
Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
Представленная статья посвящена исследованию региональных особенностей развития малого бизнеса в России. Автор анализирует причины возникновения этого явления и его масштабы. Особый акцент при этом делается на исследовании уровня занятости населения в малом бизнеса и выручке на одного работающего в различных регионах. Также определяется роль негативного воздействия пандемии короновируса на развитие субъектов предпринимательства в регионах.
регион, бизнес, предпринимательство, деятельность, занятость, экономика
В большинстве экономически развитых стран именно малый бизнес является тем фундаментом, на котором зиждется региональная экономика. Где как не в регионе или не местном уровне лучше знают потребность в развитии тех или иных направлений экономической деятельности, да и, как правило, налоги, полученные от малого бизнеса, остаются на местах. Кроме того, состояние малого бизнеса в стране является той самой лакмусовой бумажкой, по которой определяют уровень экономического развития в стране.
Малый бизнес занимает важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, экологических, социальных и иных задач [14].
По некоторым оценкам, в США порядка 98% всех зарегистрированных предприятий и организаций относятся к категории малого бизнеса. В Греции этот показатель составляет 87%, на Кипре 83% в Литве и Италии по 79% (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Удельный вес занятых в малом бизнесе в % от всех занятых
В Европе только за последние три года количество малых предприятий выросло более чем на 25%. При этом Италия лидирует по количеству предприятий малого бизнеса. А Германия по уровню дохода на одно малое предприятие. Кром того, в Европе очень существенно проглядывается отраслевые особенности развития малого бизнеса в конкретных странах. Логично, что в большинстве стран розничная торговля относится к малому бизнесу, но вот, например, в Италии очень развит туризм и это во многом благодаря хорошо раскрученному в стране предпринимательству, во Франции строительная отрасль в большей части оккупирована представителями малого бизнеса. То есть, несмотря на общие подходы в организации малого бизнеса, существуют значительные различия в разных странах.
Что касается нашей страны, то у нас удельный вес всех предприятий микро, малого и среднего бизнеса составляет менее 20% [6]. По сравнению с другими странами это весьма низкий показатель. Во многом это объясняется ментальными особенностями и историческими реалиями. По сути, наша экономика повернулась лицом к малому бизнесу менее 30 лет назад, в условиях плановой экономики акцент делался на крупные промышленные гиганты, на которых и работала большая часть населения нашей страны [7].
Малый бизнес еще очень молод в нашей стране, но уже имеет ряд своих отличительных особенностей, и одна из основных – существенная региональная специфика.
Региональные особенности развития малого бизнеса в России обусловлены прежде всего масштабами территории нашей страны. Протяженность территории нашей Родины с севера на юг превышает 4 000 км, с запада на восток — приближается к 10 000 км. Россия имеет площадь более 17 млн. кв. км [4]. Для сравнения площадь Франции чуть больше 640 тыс. кв. км, Германии 357 тыс. кв. км, Чехии 79 тыс. кв. км. Российские регионы по своим масштабам зачастую обгоняют многие страны. Саратовская область имеет площадь более 100 тыс. кв. км, Иркутская область 768 тыс. кв. км, а Красноярский край 2 340 тыс. кв. км. [4]. При этом в составе Российской Федерации 85 регионов, включая 22 республики и 47 области. И в этих регионах разные климатические условия, разные часовые пояса, разные национальные и ментальные особенности и т.д.
В одних регионах, например, кондиционеры вовсе не нужны, а в других без них не возможно летом работать и жить; в одних регионах самый востребованный летом товар купальники, в других, преимущественно мусульманских, они практически не используются. И таких примеров огромное количество [11].
Кроме того, экономическое положение российских регионов значительно дифференцировано, отсюда и большая разница в уровне распространения малого бизнеса.
При опросе представителей малого бизнеса большинство в качестве самой главной своей проблемы называют усиление налогового бремени. Конечно же, это произошло во многом из-за отмены с 1 января этого года единого налога на вмененный доход (ЕНВД) [13].
В большинстве своем представители малого бизнеса применяют так называемые специальные налоговые режимы [10] к которым и относится ЕНВД. Этот режим пользовался популярностью у предпринимателей и был весьма востребован. Система налогообложения в виде ЕНВД давала предпринимателям много преимуществ, одно из них – фиксированная, предсказуемая и стабильная налоговая нагрузка [8]. Отмена этого налогового режима даже стала причиной закрытия некоторых малых предприятий. Но для большинства появилась потребность поиска альтернативных вариантов и необходимость адаптироваться к ним. А это, как правило, влечет за собой определенные материальные издержки.
Решение об отмене ЕНВД было принято на федеральном уровне, однако регионам и местным органам самоуправления даны очень широкие полномочия по налогообложению малого бизнеса. Во многих регионах введены пониженные ставки налогов, дополнительные льготы и даже налоговые каникулы.
Кроме того, пандемия короновируса нанесла весьма ощутимый удар по малому бизнесу. Большая часть представителей малого бизнеса оказывает услуги напрямую населению, и в условиях самоизоляции, по сути, оказалась без работы. Для того, чтобы как-то поддержать этот сектор, многие регионы дополнительно понижали ставки по специальным налоговым режимам. Многие льготы были пролонгированы на 2021 год. В Приморском крае и Тюменской области ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН) «Доходы» снизили для всех. В Республике Тыве УСН «Доходы» теперь 1%, «Доходы минус расходы» 5%, а потенциально возможный доход по всем видам деятельности на патенте— 16,67 рублей [3]. В Саратовской области, помимо пониженных ставок при использовании патентной системы налогообложения по отдельным видам деятельности потенциально возможный доход снижен в 2 раза. Это существенное подспорье для поддержки малого предпринимательства, однако это тоже значительно усиливает дифференциацию условий их существования в различных регионах.
Но для того, чтобы понять, насколько различен уровень развития малого бизнеса в том или ином регионе нужны количественные показатели. Как правило, для этого используют несколько показателей. Первый из которых количество занятых в малом бизнесе на душу населения [12].
По итогам 2019 году рейтинговая компания РИАРЕЙТИНГ выстроила рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес [5]. Именно на показателе вовлеченности населения и был основан анализ. Усредненно в целом по стране в малом бизнесе задействовано около пятой части всего населения. Но этот показатель весьма и весьма усреднен, поэтому без конкретики он воспринимается как «средний показатель температуры больных по больнице». Так, в Республике Ингушетия в малом бизнесе трудится всего лишь 1,6 % проживающего там населения, а в Калининградской области 24,9 % (см. рис. 2).
Лидируют по уровню развития малого бизнеса в нашей стране Калининградская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург и Москва. В этих регионах в малом бизнесе задействована четверть трудоспособного населения. А в 17 регионах нашей страны в малом бизнесе занято менее 10% трудоспособного населения. В тройку отстающих по показателю занятых в малом бизнесе относятся Республика Ингушетия, Республика Тыва и Чеченская республика.
Необходимо отметить, что попадание в лидеры или антилидеры рейтинга не связано с экономическим уровнем региона. В одних регионах всплеск предпринимательской активности является мультипликационным эффектом бурного развития крупных гигантов, в других, наоборот, от невозможности найти работу.
Рисунок 2 - Доля работников в малом бизнесе в общей численности рабочей силы по регионам России 2019 г.
Другой, не менее важный показатель развития малого бизнеса в регионе – это оборот малых предприятий на одного работника. По этому показателю несомненным лидером является г. Москва (см. рис. 3). Это вполне понятно и легко объясняется очень высоким уровнем жизни и высоким уровнем доходов и заработных плат. Средний уровень оборота на одного занятого в сфере малого бизнеса, в Москве этот показатель практически в 2 раза больше - 9,5 млн. руб. [13]
Рисунок 3 - Оборот малых предприятий на одного работника в 2019 году в тыс. руб. на человека
Самый низкий оборот малых и микропредприятий на одного занятого в 2018 году (менее 2 млн. руб. на человека) в Ненецком автономном округе и Республике Калмыкия [5].
В 2019 году этот показатель был максимальным в большинстве регионов за последние годы. Последствия пандемии короновируса негативно сказались и на деятельности, и на оборотах малого бизнеса практически повсеместно. Статистика наука точная и она свидетельствует о том, что снижение выручки у субъектов малого бизнеса в крупных городах доходило до 70%.
По данным Федеральной налоговой службы число субъектов малого и среднего бизнеса в России начиная со второй половины 2020 г значительно сокращается. Ежемесячно обновляются данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2020года количество субъектов малого бизнеса в целом по России снизилось на 246,8 тысяч единиц. Количество закрытых предприятий малого бизнеса за последние практически двадцать лет в 2,4 раза оказалось больше, чем вновь созданных.
Рисунок 4 - Динамика закрытия субъектов малого предпринимательства в отдельных регионах в 2020 году.
Единственными двумя регионами, в которых по итогам года обнаружился прирост коммерческих компаний, стали Бурятия (число компаний выросло на 6,3%, до 14,3 тыс.) и малонаселенный Чукотский автономный округ (3,3%, до 560). Необходимость стимулирования малого бизнеса в России очевидна [9].
На федеральном уровне сегодня очень многое делается для развития малого бизнеса. Это и финансовые программы, предполагающие выделение субсидий (от 60 тыс. руб. до 25 млн. руб.), это и возможность в отдельных случаях безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом, это и формирование информационных систем, для обеспечения предпринимательства актуальными сведениями, это и бесплатное консультирование и обучение. Но бриллиантом в короне государственной поддержки развития малого бизнеса в нашей стране является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [12].
Однако потребность в тех или иных видах поддержки лучше знают на местах. И основная поддержка развития малого бизнеса должна быть сконцентрирована именно на региональном и местном уровне. При этом она должна быть такой, чтобы не разобщать регионы, а унифицировать условиях развития малого бизнеса. Но этот процесс должен быть исключительно в пользу малого предпринимательства.
1. Акимова Т. В., Выскребенцев А.Ю., Муравлева Т.В. Бюджетная система Российской Федерации: основы организации и функционирования. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений неэкономических специальностей. Саратов 2017. С.106.
2. Беляева О.В. Инновационная деятельность экономических субъектов. Сборник Современное конкурентное развитие экономики и общества. Материалы III международной научно-практической конференции. 2017. С. 25-27.
3. Борисов М. Какие регионы понизили ставки налогов из=за короновируса. Контур.Эльба Код доступа https://e-kontur.ru/enquiry/1488/mery-podderzhki-biznesa-v-regionah
4. Википедия. Код доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A%D0% BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
5. Рейтинг регионов компании РИАРЕЙТИНГ Код доступа: https://riarating.ru/regions/20190409/630122830.html
6. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В. Анализ динамики количества предприятий среднего бизнеса по федеральным округам и крупнейшим мегаполисам России в 2008 - 2016 годах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14185 (дата обращения: 18.10.2020).
7. Мизякина О.Б., Мягкова Т.Л. Направления совершенствования системы обеспечения финансовой безопасности в условиях цифровизации экономики. В сборнике: Развитие инновационной экономики: проблемы и научные достижения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Энгельс, 2020. С. 114-122.
8. Муравлева Т.В. Единый налог на вмененный доход: практика применения в России и перспективы развития Саратов. Налоги и финансовое право №3 2012 С.227-233.
9. Муравлева Т.В. Плюсы и минусы отмены единого налога на вмененный доход в России Саратов. Вестник Саратовского государственного социально-экономического института №3 (82) 2012 С.71-73.
10. Муравлева Т.В. Факторы устойчивого развития муниципального образования Саратов. Вестник Саратовского государственного социально-экономического института №3 (82) 2020 С.94-98.
11. Набиева А.Р. Теоретические основы и современные тренды развития российской кооперации // Вопросы региональной экономики. 2019. № 3 (40). С. 73-79.
12. Набиева А.Р. Оценка структуры трудовых ресурсов и специализаций потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 3. С. 24-30
13. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Анализ налогового потенциала муниципальных образований в целях совершенствования механизма внутрирегионального бюджетного выравнивания // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 5 (134). С. 8-20.
14. Травкина Е.В. Современное состояние и пути развития рынка кредитования предприятий малого бизнеса. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1. С. 100.
15. Шевченко Л.М. Финансовая система региона: проблемы и перспективы. В сборнике: Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2018. С. 115-119.