В статье характеризуются трудности становления у младших школьников ряда универсальных учебных действий, таких, как смысловое чтение, анализ визуальной (изобразительной) информации при освоении исторического материала курса «Окружающий мир». Рассматривается информационная функция учебника по предмету «Окружающий мир» как основного средства обучения, способствующего формированию у младших школьников систематизированных исторических представлений. Раскрываются возможности совершенствования познавательной деятельности учащихся в процессе работы с текстовой и визуальной информацией исторического содержания, представленной в учебнике, что оказывает прямое влияние на успешное приобретение младшими школьниками метапредметных умений, заявленных в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам обучения.
младшие школьники; источники исторической информации; учебный предмет «Окружающий мир»; метапредметные умения; смысловое чтение; анализ текстовой и визуальной информации
1. Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие для учителя. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 272 с.
2. Ворожейкина Н.И. Вклад учебных предметов начальной школы в последующее историческое образование подростков // Начальное образование. - 2020. - № 4. - С. 21-26.
3. Ворожейкина Н.И. Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 13-16.
4. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV-VIII классы). - М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
5. Примерная Основная образовательная программа начального общего образования / одобрена протоколом решения Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 № 1/15 (ред. от 28.10.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://lbz.ru/metodist/content/files/poop_noo_reestr_02.pdf (дата обращения: 05.02.2021).
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
8. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.