Представлены результаты исследований детерминации профессионального развития современного педагога. Проведен теоретический анализ исследования сущности и мотивации профессионального развития субъекта педагогической деятельности. Выделены и описаны «факторы-блокаторы» и «факторы-фасилитаторы» профессионально-личностного роста. Показано значение субъектностной включенности педагога в процесс саморазвития. Описаны и структурированы противоречия современной педагогической практики. Рассмотрены уровни принятия педагогом инноваций и его отношение к саморазвитию. Полученные данные типизированы. Обозначены основные векторы развития субъекта педагогической деятельности. Выявлены механизмы саморазвития: принятие себя, рефлексия, проектирование и прогнозирование жизненных событий, социальное моделирование. На основе данных исследования показано, что в системе повышения квалификации необходимо конструирование программ смыслопорождающего характера, направленных на развитие личностного смысла самоизменений. Описана модульная программа психологической поддержки профессионального развития педагога на разных этапах профессионализации.
педагог, субъектность, профессиональная деятельность, аутопсихологическая компетентность, субъектив-ный контроль, индивидуальные ресурсы и риски, профессиональное развитие, внутренняя позиция, психоло-гические детерминанты, профессиональное самосознание, компетентность, жизненные стратегии, самораз-витие, образ достижений, профессиональное бытие
Введение. Профессиональное бытие человека, с одной стороны, задает формат развития его личности, а с другой — особенности трансформаций профессиональной жизни оказывают влияние на индивидуально-специфические характеристики самого субъекта. Сегодня инновационная насыщенность профессионального пространства педагога предоставляет возможность вариативного развития, проявления субъектности, возможность выбора и собственного конструирования модели педагогической практики. Особую актуальность и практическую значимость приобретает изучение механизмов и факторов успешного профессионального развития педагогов.
В современных психологических исследованиях подчеркивается, что субъектная отнесенность педагога к профессиональной активности и ее результату обеспечивает новое качество деятельности [1, 2, 3, 4].